Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Дмитрий Разиньков: «Инвалидов не стало больше»

Газетный выпуск № 2021_066
04 июня 2021 09:08 Наши интервью

Как изменилась работа медико-социальной экспертизы в условиях пандемии?

Коронавирус внёс свои коррективы в работу Бюро медико-социальной экспертизы по Курской области: с апреля прошлого года оно работает в заочном режиме, в том числе устанавливает и продлевает инвалидность без личного присутствия заявителя. О том, какие ещё изменения принёс пандемийный год, рассказывает руководитель Главного бюро МСЭ по Курской области Дмитрий Разиньков.

– Как областная медико-социальная экспертиза пережила 2020 год, увеличилось ли количество инвалидов за это время?
– По установлению инвалидности всё осталось примерно на одном уровне, но в связи с введением временного порядка и автоматического продления инвалидности на шесть месяцев получилось, что количество освидетельствований увеличилось более чем вдвое за календарный год. Это при том, что число инвалидов остаётся одним и тем же.
Отсюда сложности в учёте, а потом, автопродление – это экстренная мера, и все риски не получилось рассчитать, детали прорабатывались по ходу. Если бы не наш электронный документооборот, мы бы, наверное, до сих пор это разгребали. Считали бы людей по головам.
По предварительным данным, количество инвалидов в области остаётся на одном уровне: 2019 год – 32 595 человек, 2020 год – 32 751 человек. Что же касается первичного установления инвалидности, в 2019 году признано инвалидами 7820 человек, а в 2020 году – 6705 человек.
– Минус тысяча получается, куда делись люди?
– Это связано с ненаправлением на МСЭ тех, кому дали группу бессрочно. Это хороший показатель. Но если количество взрослых инвалидов уменьшилось, то число детей-инвалидов увеличилось. Это связано с изменением подхода: критерии установления инвалидности стали мягче и расширился список заболеваний, при которых дети получают группу.
– Дмитрий Васильевич, вы говорили, что в 2020 году не было отказов в продлении инвалидности.
– Да, это так. Есть рекомендации Мин-труда максимально лояльно рассматривать документы и проводить экспертизу: если человек пришёл с направлением на МСЭ или же если он не обращался на переосвидетельствование, ему в 100 процентах случаев будет продлена инвалидность на полгода. Для чего мы будем снимать группу и травмировать людей, если им и без обращения в МСЭ положено это продление? Первичные обращения – это отдельный вопрос.
В перспективе, хоть мы и работаем до 1 октября по установленному Правительством РФ временному порядку и рассматриваем документы заочно, могу сказать, что в этом году отказы по повторным обращениям будут. Инвалидность – это хоть и тяжёлое состояние, но по большей части временное и имеет динамический порядок наблюдения. Есть, к примеру, люди с травмами средней степени тяжести, которых прооперировали, вылечили, – они восстановились и уже не нуждаются в инвалидности.
– Каков сейчас порядок продления инвалидности?
– Согласно временному порядку, не позднее чем за три дня до срока окончания инвалидности она автоматически продлевается на полгода – человек или сам приходит в МСЭ за новой справкой, или ему её высылают по почте заказным письмом. Обзваниваем всех перед этим. Сразу могу сказать, почему так долго готовятся бумаги: 200-300 справок в неделю оформить без ошибок – это процесс небыстрый. Кроме того, мы сверяем списки с ПФР, чтобы уточнить данные, жизнь ведь не стоит на месте. Работаем и с другими регионами, обмениваемся делами, поскольку люди меняют место жительства.
Параллельно принимаем людей с направлениями на МСЭ – ещё раз подчеркну, заочно. Документы нам направляют курьером или по почте. Специалисты рассматривают их, выносят вердикт, и наши сотрудники сообщают его по телефону – с момента поступления документов проходит не более трёх дней.
– Вернётся ли с октября очное освидетельствование, или пока рано об этом говорить?
– Минтруд готовит разъяснения, но, по предварительной версии, 90 процентов рассмотрений будет проводиться заочно. Это удобно для инвалидов: не надо тратить время на посещение медико-социальной экспертизы, хоть очереди у себя мы перед пандемией и победили. Кроме того, к нам наконец-то стали поступать направления на МСЭ в электронном виде. Пусть они порой оставляют желать лучшего в плане заполнения, но система заработала. И такое идёт по всей стране. Когда все направления будут в электронном виде, проще станет и врачам, и инвалидам, для которых это решит глобальную проблему «хождений по мукам».
– Изменился ли уровень составления? Есть мнение, что неправильно составленный посыльный лист – основная причина отказа в установлении инвалидности…
– На практике 50 процентов отказов в установлении инвалидности связано с формальным отношением врачей к заполнению документов на МСЭ. Это я говорю не об электронных направлениях – они стали поступать к нам только в начале марта, – а о тех бумагах, которые заполняются от руки. Их уровень оставляет желать лучшего. Пока направления в электронном виде нам отправляют только стационары: особо хочу отметить больницу №6 Курска, оттуда приходят правильно заполненные документы.
– Ковид добавил людей с инвалидностью?
– Рано говорить – ещё ничего не закончилось. С этим будут разбираться наши учёные и врачи, а мы третьи в этой очереди. Могу сказать, что на сегодня пока есть один житель области с поражением сердечно-сосудистой системы, получивший инвалидность из-за последствий ковида.
– Чему научил прошлый год, какие тонкие места выявил?
– Удалёнка в первую очередь – к ней пришлось привыкать. В этом плане МСЭ пострадала не так сильно, как лечебные учреждения. От нас зависела только личная безопасность и соблюдение правил этой безопасности. Маски, антисептики, постоянное мытьё рук, измерение температуры. Конечно, вовремя был остановлен очный приём и введено заочное освидетельствование. Если бы Минтруд не ввёл этот порядок с марта прошлого года, мы бы не справились. Не знаю, что было бы с врачами и нашими инвалидами при такой скученности. Это была бы катастрофа.
Единственное, остаётся очное обжалование результатов. Временный порядок с 1 марта предусматривает такую возможность – нужно только написать заявление на очное обследование.
Хочу обратить отдельное внимание на то, что к осени будет введён электронный сертификат на получение технических средств реабилитации. Это существенно улучшит ситуацию с обеспечением ТСР, в том числе и в техническом плане, поскольку это будут современные средства реабилитации. И сам процесс выдачи ТСР не будет зависеть от места прописки. Это большой шаг.
– Не могу не спросить о проекте, с которым команда курских медиков победила во Всероссийском конкурсе «Лидер качества в здравоохранении» в номинации «Общественное признание». Речь о создании независимой медико-социальной экспертизы – когда мы это увидим?
– Я надеюсь, уже с 1 октября, когда областная клиническая больница выделит помещение, где мы могли бы разместиться. Это будет независимая экспертиза, задача которой – снять острые вопросы и вернуть доверие. Сюда будут обращаться в каких-то конфликтных ситуациях, чтобы поставить точку. Там будут работать самые высококлассные врачи, которых уважают и которым доверяют.
Если человек считает себя инвалидом, но ему по каким-то причинам отказали в установлении группы, там всё расскажут и разложат по полочкам. Мы возьмём самых лучших медиков, объединим их под эгидой независимой экспертизы. Что это даст? Специалисты расскажут человеку о нарушенных функциях его организма, о том, какова степень их выраженности, он будет уже полностью обследован и подготовлен к МСЭ. Эти заключения будут приниматься во внимание при вынесении решения об установлении инвалидности – они станут веским основанием для врача в поликлинике, который будет оформлять посыльный лист на МСЭ.
– Это будет бесплатно для курян?
– Разумеется. Сколько лет говорится о независимой медико-социальной экспертизе – вся Россия об этом говорит. А мы хотим показать, как это сделать, чтобы потом распространить опыт на всю страну. Возможно, будет создано какое-то экспертно-лечебное сообщество, чтобы разбирать жалобы людей, которые сейчас поступают в адрес президента, губернаторов и т.д. Люди годами пишут, а дело не двигается…
– Что касается финансирования, победа в конкурсе предполагает какой-то грант?
– Нет. Никакого дополнительного финансирования. Проект, который мы попытаемся воплотить, – это личный энтузиазм специалистов. Пару-тройку кабинетов нам выделит областная больница. Там за полтора-два дня в рамках ОМС можно будет обследовать человека, не поднимая в отделение. Я понимаю, что здесь есть много подводных камней, о которых мы пока даже не догадываемся. Начнём в октябре, а там, в процессе работы, многое станет ясно.
Беседовала
Татьяна ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также