Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2020 год (продолжение)

Газетный выпуск № 2021_069-070
11 июня 19:41 Документы

Текст доклада представлен в сокращении. С его полной версией можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Курской области 

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека поступило коллективное обращение трёх бывших работников частного детского сада АНОО ДО «Под солнышком», расположенного в городе Курске, по вопросу нарушения их трудовых прав.
Как следует из заявления, женщины работали в дошкольной образовательной организации в должности воспитателей. В период ограничений, введённых в связи с пандемией коронавируса, сотрудники продолжали работать в дистанционном режиме, однако заработную плату стали выплачивать не полностью. После снятия ограничений директор организации и вовсе отказалась допускать заявителей к работе. Женщины были вынуждены уволиться, при этом заработная плата и иные причитающиеся при увольнении суммы им выплачены не были.
В интересах граждан омбудсменом были направлены ходатайства в контролирующие органы.
Государственная инспекция труда в Курской области провела внеплановую документарную проверку, по результатам которой за нарушение норм трудового законодательства директор частного детского сада была привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа.
Уволившиеся воспитатели и образовательная организация в лице её директора заключили Соглашение об отступном, в соответствии с которым заявителям был возмещён причинённый материальный и моральный ущерб.
В течение года надзорными органами выявлялись случаи нарушения прав медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с COVID-19, на получение стимулирующих выплат.
По мнению Уполномоченного по правам человека в Курской области, органам власти региона необходимо взять под особый контроль вопрос осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам, участвующим в оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
В связи с тем, что на период действия режима повышенной готовности оказание центрами занятости населения услуг осуществлялось в дистанционном формате посредством Общероссийского пор-тала «Работа в России» или портала государственных услуг Российской Федерации, в адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области от жителей региона поступали жалобы на возникновение трудностей в получении статуса безработного, в том числе на отсутствие технической возможности зарегистрироваться онлайн, возникающие сбои на веб-порталах.
Данные обращения оперативно разрешались омбудсменом во взаимодействии с комитетом по труду и занятости населения Курской области. Тем не менее ограничительные меры в условиях пандемии обнажили имеющиеся проблемы развития цифровой инфраструктуры региона, в том числе и в сфере занятости населения. В существующих условиях нужно уделить этому вопросу больше внимания.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека Комитету по труду и занятости населения Курской области:
1. Обеспечить реализацию комплекса мероприятий, направленных на уменьшение негативных последствий пандемии COVID-19 на рынке труда.
2. Принять исчерпывающие меры по повышению эффективности работы центров занятости населения. Уделить особое внимание развитию электронных сервисов по предоставлению государственных услуг в сфере занятости.
3. В целях недопущения нарушения прав граждан на оплату труда осуществлять эффективное взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам выявления работодателей, находящихся в стадии неплатёжеспособности.
Комитету по труду и занятости населения Курской области, Государственной инспекции труда Курской области:
1. Продолжить работу по выявлению и ликвидации задолженности по заработной плате в организациях, расположенных на территории Курской области.
2. Усилить контроль за соблюдением законодательства в части оформления трудовых отношений и выполнения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Курской области.
3. Принимать меры по снижению неформальной занятости населения в Курской области.
4. Проводить с хозяйствующими субъектами разъяснительную работу по предупреждению и снижению производственного травматизма, созданию безопасных и здоровых условий труда.
5. Содействовать повышению уровня правовой грамотности субъектов трудовых отношений.
Администрации Курской области, комитету промышленности, торговли и предпринимательства Курской области:
1. В целях сохранения рабочих мест принять дополнительные меры по адресной поддержке организаций и предприятий региона, испытывающих материальные трудности, в том числе в связи с пандемией коронавируса.
Главам администраций муниципальных образований Курской области:
1. Сообщать в Государственную инспекцию труда в Курской области, комитет по труду и занятости населения Курской области о фактах нарушения в организациях и на предприятиях муниципального образования трудовых прав работников.

4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
По иронии судьбы в Курской области 2020 год был объявлен Годом здоровья. К сожалению, ситуация с пандемией COVID-19 не позволила реализовать многие намеченные планы, так как все силы и средства в экстренном порядке были задействованы для борьбы с новой коронавирусной инфекцией.
Как свидетельствует статистика, заболеваемость новым вирусом ожидаемо сказалась на показателях смертности в регионе.
По итогам 2020 года смертность населения Курской области составила 17,2 на 1000 населения, что на 14,8% больше, чем в 2019 году. Умерло в 2020 году 19 004 человека, а это на 2428 человек больше, чем в предыдущем году (в 2019-м – 16 576).
Увеличилась смертность населения от болезней органов дыхания на 111,1%, от болезней органов пищеварения – на 13,4%, от болезней системы кровообращения – на 12,5%, болезней эндокринной системы – на 5,5%, новообразований – на 0,46%, в том числе злокачественных новообразований – на 0,74%.
Новая коронавирусная инфекция в качестве основной причины смерти зарегистрирована у 352 человек. Ещё в 812 случаях смерти COVID-19 явился катализатором, а в 119 случаях коронавирус повлиял на причину смерти. Таким образом, 1462 случая смерти в Курской области прямо или косвенно были связаны с новой коронавирусной инфекцией, что составило 60,2% прироста смертности от всех причин.
При этом отмечается снижение смертности населения от психических расстройств и расстройств поведения, от туберкулёза, от внешних причин.

Смертность от основных причин на 100 тысяч населения

Среди умерших 81,6% составляют лица старше трудоспособного возраста, из них 45% – лица в возрасте 80 лет и старше.
Из числа трудоспособного населения в 2020 году умерло на 237 человек больше, чем в 2019-м. Рост смертности произошёл от болезней органов дыхания (+162 человека, увеличение на 96,4%), болезней органов кровообращения (+102 человека, увеличение на 9%), болезней органов пищеварения (+46 человек, увеличение на 14,6%), болезней нервной системы (+14 человек, увеличение на 31,1%).
В целях охраны жизни и здоровья населения региональными органами власти был принят широкий комплекс мер организационного, просветительского, правового, медицинского, карантинного и ограничительного характера.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» в Курской области обеспечивалась реализация 7 региональных проектов. Общий объём средств, израсходованных на реализацию национального проекта, составил 1945,4 млн рублей.
Тем не менее по региональному проекту «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» из 7 целевых показателей (ЦП) не были достигнуты 3 показателя, характеризующие смертность и летальность от острого инфаркта миокарда и летальность от острого нарушения мозгового кровообращения. Главной причиной недостижения ЦП является то, что наиболее частыми осложнениями при заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) являются острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения. На показатели летальности оказали влияние также запоздалое в ряде случаев обращение пациентов за медицинской помощью, задержки с госпитализацией и изменение маршрутизации больных, в том числе с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.
В сложных условиях отрицательное влияние на показатели летальности и смертности оказал и дефицит медицинских работников, в том числе дефицит врачей-неврологов (ОБУЗ «Горшеченская ЦРБ», ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»), врачей анестезиологов-реаниматологов, работников бригад скорой медицинской помощи (ОБУЗ «Железногорская городская больница»).

Анализ нарушений прав граждан
Следует отметить, что за период распространения новой коронавирусной инфекции в регионе значительно возрос потенциал возможностей оказания медицинской помощи населению. Тем не менее часть давних проблем в здравоохранении так и осталась нерешённой. Некоторые из них заметно обострялись в периоды нарастания пандемии, и к ним добавлялись новые, уже связанные с коронавирусом. Всё это вызывало социальное напряжение в обществе и служило поводом для жалоб граждан в контролирующие и надзорные органы, а также Уполномоченному.
За 2020 год к Уполномоченному по правам человека в Курской области от жителей региона поступило 67 обращений по вопросам, связанным с реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Большинство обращений касалось доступности и качества оказания медицинской помощи, условий пребывания в медицинских учреждениях, льготного обеспечения лекарственными средствами.
Так, во время активной фазы пандемии граждане сообщали омбудсмену о невозможности получить квалифицированную медицинскую помощь при заболевании коронавирусной инфекцией, о недостаточном количестве койко-мест для госпитализации, об отсутствии в медучреждениях необходимого диагностического оборудования. В некоторых случаях недостатки действительно имели место.
Например, гражданка А. пожаловалась Уполномоченному на ненадлежащее оказание медицинской помощи в ОБУЗ «Суджанская ЦРБ», а именно на несвоевременную госпитализацию и непринятие оперативных мер по обследованию и лечению нескольких пациентов с коронавирусной инфекцией, что стоило жизни одному из них.
С подобными жалобами обратились к омбудсмену также гражданка Л., у которой в Мантуровской ЦРБ от пневмонии скончался отец, и жительница города Курска З., чью мать не смогли спасти в областной клинической инфекционной больнице им. Н.А. Семашко.
Во всех случаях по ходатайствам Уполномоченного инициировались внеплановые ведомственные целевые проверки. По их результатам было установлено, что при оказании медпомощи имелись недостатки в ведении медицинской документации и проведении лечебно-диагностических мероприятий. Главным врачам лечебных учреждений комитетом здравоохранения Курской области были направлены предписания.
Стоит сказать, что в период напряжённой эпидемиологической обстановки уровень тревожности населения значительно возрос, особенно при развитии заболевания у близких родственников. Вместе с тем в силу лимитированности возможностей проведения диагностических исследований, а именно ограниченного количества проводимых лабораториями Курской области тестов и имеющихся в наличии компьютерных томографов в медорганизациях, не всегда удавалось обследовать пациентов и контактных лиц незамедлительно и в полном объёме. Эта проблема оказалась актуальна не только для здравоохранения нашего региона.
Довольно часто в своих обращениях по вопросам качества медицинской помощи пациенты сообщали о невнимательном, а порой и грубом отношении медицинских работников. В связи с этим Уполномоченный считает необходимым рекомендовать руководителям медицинских учреждений постоянно проводить среди сотрудников разъяснительную работу о важности соблюдения этических норм во взаимоотношениях с пациентами, поскольку вежливость, внимательность, сострадание со стороны врача являются важными, а порой и главными составляющими в лечении пациентов.
В осенний период жители Курской области, равно как и граждане, проживающие в других регионах, столкнулись с проблемой отсутствия лекарственных препаратов в аптеках. Куряне сообщали не только о дефиците антибиотиков, но и о том, что их предлагают заменить гораздо более дорогими аналогами, которые также можно найти с трудом.
Так, жительница посёлка Коренево И., являющаяся инвалидом 2-й группы по онкологическому заболеванию, была вынуждена ехать в соседний Льговский район, чтобы на собственные средства приобрести аналог выписанного врачом препарата, которым её как льготополучателя должны были обеспечить бесплатно по месту жительства. По информации заявителя, ни в одной из 8 аптек посёлка Коренево назначенного врачом «Цефтриаксона» не было в наличии.
При этом об отсутствии в аптеках антибиотиков и иных лекарственных препаратов, необходимых для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, сообщали не только жители периферии – в областном центре ситуация с лекарствами оказалась не лучше.
В связи с массовым нарушением прав граждан Уполномоченный обратился в адрес Губернатора Курской области. Администрацией региона совместно с ОАО «Курская фармация» были приняты оперативные меры для поступления в Курскую область необходимых медикаментов.
В течение года к Уполномоченному по правам человека поступали обращения пациентов о снижении доступности плановой медицинской помощи в условиях перепрофилирования медучреждений для лечения больных с COVID-19 и действия режима повышенной готовности на территории Курской области.
Так, гражданка Я., имея на руках направление из областного консультационного центра на госпитализацию, была вынуждена обратиться к Уполномоченному, чтобы её наконец поместили в стационар.
В другом случае житель города Курска К. пожаловался омбудсмену на нарушение его прав в связи с непредоставлением ОБУЗ «Курская областная стоматологическая поликлиника» медицинских услуг по зубопротезированию на основании ранее заключённого договора.
Проверкой комитета здравоохранения Курской области было установлено, что в марте 2020 года заявитель обратился в стоматологическую поликлинику за получением медицинских услуг по протезированию на платной основе. За несколько посещений стоматолог успел провести ему препарирование (обтачивание) зубов под коронки и сделать рабочие оттиски с челюстей. Однако завершить протезирование не удалось из-за введения на территории Курской области режима повышенной готовности, в соответствии с которым приостанавливалось в том числе оказание стоматологических услуг, за исключением предоставления помощи в экстренной и неотложной форме.
После возобновления плановой работы К. был приглашён в поликлинику для дальнейшего оказания ему медицинской помощи.
Несмотря на принимаемые комитетом здравоохранения Курской области меры по бесперебойному обеспечению граждан льготной категории лекарственными препаратами, в 2020 году проблемы в этой сфере также имели место.
К примеру, в течение года на контроле Уполномоченного находились обращения инвалида 3-й группы З. о несвоевременном обеспечении лекарственным препаратом «Кетостерил», входящим в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно индивидуальной программе реабилитации, в месяц заявительнице положено 3 упаковки препарата «Кетостерил». Тем не менее каждый раз при получении лекарства по льготному рецепту женщине приходилось сталкиваться с трудностями. Так, в мае и июне ей выдали по 2 упаковки лекарства, в июле, августе и сентябре не выдали ничего. Заявитель, пенсия которой составляет 10 885 рублей, чаще всего была вынуждена покупать лекарственный препарат стоимостью более 3000 рублей за упаковку самостоятельно.
В защиту прав гражданки З. Уполномоченный по правам человека несколько раз обращался в Администрацию Курской области. В полученных ответах в качестве причин несвоевременного обеспечения заявителя лекарственным препаратом назывались в том числе недостаточность финансирования из федерального бюджета и поступление денежных средств дробными частями, а также введение системы маркировки лекарств.
В итоге необходимый препарат за июль З. получила только в середине октября. За самостоятельно приобретённые препараты в августе и сентябре она взыскала деньги в судебном порядке.
На сегодняшний день серьёзные сложности возникают с обеспечением граждан льготных категорий не зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами. Законодательно не урегулированы многие вопросы, в том числе и возможность бесплатного обеспечения не зарегистрированными в России лекарствами за счёт средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим чаще всего гражданам приходиться отстаивать свои права в судах. Приведём пример.
В конце 2020 года из средств массовой информации Уполномоченному по правам человека в Курской области стало известно о нарушении конституционного права тяжелобольного ребёнка на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Из публикации следовало, что девочка страдает орфанным (редким) заболеванием и нуждается в постоянной лекарственной терапии, которая ей в полной мере не предоставляется. Назначенный консилиумом московских врачей препарат «Сабрил» не зарегистрирован на территории Российской Федерации, поэтому комитет здравоохранения Курской области в бесплатном обеспечении лекарством отказал. Мать больной девочки обратилась за защитой в суд, и он обязал региональный комитет здравоохранения обеспечить ребёнка лекарством. Однако орган власти не спешил исполнять решение суда.
Уполномоченный по правам человека направил в Администрацию Курской области письмо, в котором указал на нарушение комитетом здравоохранения прав ребёнка и попросил провести проверку по данному факту. В ответном письме омбудсмену сообщили, что во исполнение решения суда региональным комитетом здравоохранения был заключён договор на поставку препарата «Сабрил». Тем не менее в письме было указано, что приобретение лекарственных препаратов, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, за счёт средств регионального бюджета не предусмотрено законодательством, поэтому в дальнейшем граждане также могут быть обеспечены ими только в рамках исполнения судебных решений.
Уполномоченный посчитал, что эта позиция идет вразрез с Конституцией Российской Федерации, гарантирующей в том числе право на жизнь и охрану здоровья, поэтому обратился в прокуратуру Курской области с ходатайством о принятии мер.
Прокуратура подтвердила нарушение прав тяжелобольного ребёнка. В ходе проведённой проверки были выявлены факты ненадлежащей реализации комитетом здравоохранения Курской области полномочий по лекарственному обеспечению. В начале января 2021 года лекарственный препарат «Сабрил» был выдан матери ребёнка.
Стоит сказать, что Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 12 августа 2019 г. №29-КГ19-1 подтвердил обязанность региональных органов власти закупать для своих льготников лекарства, не зарегистрированные в России. Однако, несмотря на это, данный вопрос всё же нуждается в правовом урегулировании.
В конце 2020 года стало известно, что в Совете Федерации подготовили законопроект, обязывающий регионы закупать не зарегистрированные в России лекарственные препараты для пациентов, которым они необходимы по жизненным показаниям. Соответствующие поправки планируется внести в Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Хочется надеяться, что указанные изменения примут уже в 2021 году.
В течение года особое внимание уделялось соблюдению трудовых прав медицинских работников. С 16 июля 2020 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Курской области действовала телефонная горячая линия для сообщений о нарушениях прав медицинских работников и других сотрудников учреждений здравоохранения Курской области в условиях эпидемии коронавируса. Медработники обращались за консультацией и содействием в восстановлении нарушенных прав на предоставление стимулирующих выплат за работу в особых условиях; прав на охрану труда и др.
Как показали проведённые в 2020 году прокурорские проверки, не все должности медицинских работников, оказывающих помощь больным с коронавирусной инфекцией, были включены в локальные акты для получения стимулирующих выплат. Повсеместно допускались нарушения при их начислении. В результате вмешательства органов прокуратуры были произведены выплаты работникам 34 лечебных учреждений на сумму более 80 млн рублей.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека Комитету здравоохранения Курской области:
1. Усилить ведомственный контроль за качеством и доступностью медицинской помощи, соблюдением прав медицинских работников.
2. В сложных эпидемиологических условиях обеспечить надлежащую координацию деятельности подведомственных медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь пациентам с COVID-19.
3. Осуществлять регулярный мониторинг наличия лекарственных средств в аптечных учреждениях региона. Уделить особое внимание своевременному обеспечению лекарственными препаратами граждан льготных категорий.
4. Проработать механизм обеспечения не зарегистрированными в России лекарственными препаратами пациентов, которым они необходимы по жизненным показаниям.
5. Принять дополнительные меры по комплектованию медицинских учреждений региона квалифицированными кадрами.
Администрации Курской области:
1. Осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области, их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции.
2. Проработать правовой механизм организации своевременного финансирования расходов на обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для медицинского применения, перечень которых ежегодно утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.
Руководителям медицинских учреждений Курской области:
1. В условиях заболеваемости новой коронавирусной инфекцией принимать меры для обеспечения своевременной госпитализации граждан в медучреждения, проведения им необходимых лабораторно-диагностических исследований и организации их лечения.
2. Не допускать нарушений прав медицинских работников на предоставление стимулирующих выплат за работу в особых условиях и прав на охрану труда.
3. Регулярно проводить с медперсоналом разъяснительную работу о важности соблюдения этических норм во взаимоотношениях с пациентами.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также