Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2020 год (продолжение)

Газетный выпуск № 2021_069-070
11 июня 19:34 Документы

Текст доклада представлен в сокращении. С его полной версией можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Курской области 

Рекомендации Уполномоченного по правам человека Администрации Курской области:
1. Рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Курской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению жильём граждан, состоящих на жилищном учёте и имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
2. Принять государственную программу по обеспечению требований доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.
Главам администраций муниципальных образований Курской области:
1. Принимать меры по неукоснительному исполнению судебных решений о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма.
2. Не допускать нарушений прав граждан и действующего законодательства при обследовании жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания, признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Обеспечивать своевременное расселение граждан из аварийного и ветхого жилья.
3. Принять муниципальные программы по обеспечению условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.

2. Соблюдение прав граждан на социальное обеспечение
Государственная система социальной защиты населения в Российской Федерации направлена на поддержание социальной стабильности в обществе, обеспечение доступности социальных услуг и повышение качества жизни наиболее уязвимых категорий населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, малоимущие граждане и т.д.).
Основными видами социального обеспечения граждан сегодня являются пенсии, пособия, компенсационные выплаты, льготы, социальные услуги, а также иные меры социальной помощи и поддержки, предоставляемые в денежной или натуральной форме.
Ввиду того, что реализация прав и свобод в социальной сфере имеет приоритетное значение для населения, вопросы соблюдения прав граждан на социальное обеспечение находятся под особым контролем Уполномоченного по правам человека в Курской области.
В 2020 году к региональному омбудсмену поступило 154 обращения данной категории. Тематика вопросов самая разнообразная:
– предоставление технических средств реабилитации;
– обеспечение санаторно-курортным лечением;
– получение социальных выплат, пособий, компенсаций;
– получение льготного статуса;
– работа стационарных учреждений социального обслуживания;
– пенсионное обеспечение и др.

Обеспечение техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением
По итогам проведённой Курским отделением ФСС работы в 2020 году были удовлетворены 12 553 заявки граждан об обеспечении ТСР и ПОИ, в том числе оказано 85 услуг по ремонту средств реабилитации. Всего инвалидам выдали 3 318 716 изделий. Остались неисполненными в связи с недостаточностью финансирования 7955 заявок, закупки ТСР по которым будут осуществляться за счёт бюджетных средств, предусмотренных на 2021 год.
Также в отчётном году было удовлетворено 1529 заявок о выплате компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидами техсредства реабилитации. По 423 заявкам гражданам отказали в компенсации по причине несоблюдения нормативных актов Российской Федерации. 1776 заявок о выплате компенсации не были исполнены в связи с недостаточностью доведённых лимитов.
Как видно из представленных цифр, выделяемого финансирования катастрофически не хватает, поэтому средства реабилитации предоставляются инвалидам в порядке очерёдности, в зависимости от даты подачи заявления. На сроки обеспечения граждан ТСР влияет и то, что их закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ посредством электронных аукционов, подготовка и проведение которых занимают достаточно длительный период времени (до 45 дней). В результате людям с инвалидностью приходится подолгу ожидать необходимого средства реабилитации, что негативно сказывается на качестве жизни и состоянии здоровья указанной категории граждан.
За прошедший год к Уполномоченному по правам человека в Курской области поступило 6 обращений по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Жительница города Курска Г. просила Уполномоченного по правам человека оказать помощь в предоставлении ей технических средств реабилитации, для начала хотя бы кресла-коляски и костылей, без которых она не может самостоятельно передвигаться после ампутации ноги.
Из Курского отделения ФСС уведомили, что в связи с недостаточностью выделенных бюджетных ассигнований в ближайшее время не имеется возможности для закупки необходимых Г. средств реабилитации.
В итоге к концу года заявителя обеспечили только чехлами на протез и долгожданной инвалидной коляской.
Устав от ожидания, некоторые инвалиды тратят последние деньги и покупают положенные им по закону ТСР самостоятельно. Однако быстро получить компенсацию за приобретённые средства реабилитации тоже не всегда удаётся.
Например, гражданка Ф. пожаловалась Уполномоченному, что на протяжении более чем 3 месяцев не может добиться выплаты компенсации за самостоятельно приобретённые для дочери-инвалида ТСР.
На обращение омбудсмена из Курского отделения Фонда социального страхования сообщили, что использовано 100% предусмотренных лимитов на выплату компенсации в 2020 году, поэтому деньги гражданке будут перечислены при поступлении дополнительных бюджетных ассигнований на счёт регионального отделения.
По информации регионального отделения ФСС, очень часто инвалиды желают получить средства реабилитации конкретного производителя или в расширенной комплектации с техническими и функциональными характеристиками, не предусмотренными рекомендациями ИПР, что неосуществимо в рамках действующего законодательства. Вместе с тем для многих граждан очень важна возможность выбора конкретной модели ТСР как более качественной и удобной в использовании.
Хочется думать, что решить эту проблему и проблему сроков обеспечения ТСР поможет реализация механизма электронного сертификата.

Социальное обслуживание населения
На территории Курской области действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации инфраструктуры организаций социальной защиты населения.
Несмотря на пандемию COVID-19, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставлялись гражданам в полном объёме. При этом социальные работники обеспечивались средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, антибактериальные салфетки, дезинфицирующие средства). Также осуществлялись доставка на дом лекарственных препаратов и выезд медицинских работников для оказания специализированной помощи лицам 65 лет и старше, проживающим в сельской местности.
Все стационарные учреждения социального обслуживания c 16 апреля 2020 года были переведены на режим самоизоляции, предполагающий работу персонала сменным вахтовым методом с постоянным пребыванием в учреждении до двух недель. Непосредственно перед выходом на рабочий период сотрудники каждой смены проходят тестирование на коронавирус.
В учреждениях принимаются всесторонние меры по усилению противоэпидемических и профилактических мероприятий. Приказами руководителей стационарных учреждений социального обслуживания Курской области запрещён доступ на территории учреждений физических и юридических лиц, кроме случаев, связанных с необходимостью оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, а также допуска представителей жизнеобеспечивающих служб, необходимостью вывоза отходов и обеспечения получателей социальных услуг продуктами питания с малыми сроками хранения. Принимались и иные меры, направленные на обеспечение режима самоизоляции в стационарных учреждениях социального обслуживания, некоторые из них серьёзно нарушили привычный образ жизни пожилых людей.
Так, к Уполномоченному по правам человека по телефону обращались граждане, обеспокоенные внезапным переводом из Курского пансионата ветеранов войны и труда «Сосновый бор» в Суджанский психоневрологический интернат. Пенсионеры, на протяжении длительного времени проживавшие в пансионате, просили омбудсмена помочь им вернуться в ставшие уже родными стены.
Администрация пансионата проинформировала омбудсмена, что перевод проживающих – вынужденная мера из-за введённых карантинных ограничений. Заявителям разъяснили, что по окончании карантина их переведут обратно.
На сегодняшний день особенно остро стоит проблема оказания социальной помощи и поддержки людям, которые вследствие стечения жизненных обстоятельств остались без крыши над головой и документов, потеряли социальные связи.
В целях оказания помощи таким гражданам в начале 2020 года некоммерческой организацией «Мельница» при поддержке регионального комитета социального обеспечения, материнства и детства в городе Курске был открыт Центр социальной адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Центр рассчитан на одновременное размещение 32 человек. Есть всё необходимое для проживания: жилые комнаты, душевые, столовая, комната психологической разгрузки. Для постояльцев организовано трёхразовое питание. Находиться здесь граждане могут до полугода. За это время специалисты центра оказывают им психологическую поддержку, помощь в восстановлении документов и трудоустройстве. Финансирование центра осуществляется из областного бюджета в виде субсидии на компенсацию затрат за оказанные услуги.
19 февраля 2020 года Уполномоченный по правам человека в Курской области лично посетил Центр социальной адаптации. В сопровождении председателя правления Межрегиональной общественной организации «Мельница» Максима Шмелёва и председателя комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области Татьяны Сукноваловой омбудсмен осмотрел свежеотремонтированные помещения, а также пообщался с попавшими в центр людьми и персоналом. По результатам визита Уполномоченный отметил, что работа Центра организована на очень высоком уровне, и рекомендовал активно сотрудничать с управлениями ФСИН и МВД региона по вопросу жизнеустройства лиц без определённого места жительства, в том числе освободившихся из мест лишения свободы.
По итогам 2020 года в Центр социальной адаптации обратилось 63 человека, попавших в трудную жизненную ситуацию, из которых 45 лиц без определённого места жительства, 7 лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и 11 наркозависимых граждан. Всем гражданам были оказаны услуги в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг (ИППСУ).
Граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, обращались за содействием и к Уполномоченному по правам человека. По данным обращениям омбудсменом во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления принимались меры по организации быта заявителей, оказанию им помощи в восстановлении документов, направлению в медицинские организации и стационарные учреждения социального обслуживания и т.д.
Например, гражданин И. в ходе личного приёма попросил Уполномоченного оказать ему содействие в получении медицинского лечения для дальнейшего подтверждения инвалидности, восстановлении документов, а также в регистрации на территории города Курска и предоставлении жилого помещения на период решения вопроса об обеспечении его как относящегося к категории лиц из числа детей-сирот постоянным жильём.
По обращению гражданина омбудсменом были направлены ходатайства в региональный комитет социального обеспечения, материнства и детства и главе Администрации города Курска.
Сотрудниками ОКУ «Центр сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» И. до решения суда о предоставлении жилого помещения был определён на проживание в Центр социальной адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также заявителю было оказано содействие в трудоустройстве и регистрации по месту пребывания в городе Курске, что позволит ему получить военный билет и пройти медицинское освидетельствование для подтверждения группы инвалидности.

Пенсии, пособия, льготы
В 2020 году количество поступивших в адрес Уполномоченного обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения увеличилось на 30% по сравнению с прошлым годом и составило 52 обращения (в 2019-м – 40). В основном заявители обжаловали отказы в назначении им пенсии или просили оказать содействие в её перерасчёте в надежде на увеличение суммы.
Практически во всех случаях проведённые по ходатайству омбудсмена Отделением ПФР по Курской области проверки не выявили нарушений действующего законодательства при назначении гражданам пенсий. Тем не менее по некоторым жалобам пенсионными органами заявителям оказывалось содействие в предоставлении дополнительных сведений о трудовой деятельности и заработной плате, которые могут повлиять на размер установленной пенсии.
Так, по обращению гражданки К. в целях рассмотрения вопроса о возможном увеличении пенсии Управлением ПФР в городе Курске были запрошены сведения о её заработной плате за все периоды трудовой деятельности на Украине.
УПФР в городе Курчатове, рассмотрев обращение гражданки С., также запросило сведения о её заработке за периоды работы в советское время на территории Донецкой и Херсонской областей (Украина).
Это в очередной раз доказывает, что иногда при работе с гражданами, уходящими на пенсию, сотрудники подразделений ПФР уделяют недостаточное внимание выяснению у них всех обстоятельств, влияющих на пенсионные права. Сами же будущие пенсионеры редко проявляют инициативу, полагаясь во всём на квалифицированных специалистов Пенсионного фонда.
В прошедшем году к Уполномоченному по правам человека в Курской области также поступали обращения от граждан по вопросам получения льготного статуса («Ветеран труда», «Дети войны» и др.), назначения и выплаты компенсаций, пособий, действия льгот. Всем заявителям давались подробные разъяснения по обозначенным вопросам, в случае необходимости в органы власти направлялись ходатайства о принятии мер.
Нарастание уровня фактической безработицы, а также увеличение цен на продукты питания, лекарственные препараты и предметы первой необходимости на фоне пандемии коронавируса сильно сказались на благосостоянии граждан. По этой причине к Уполномоченному по правам человека чаще обычного поступали обращения об оказании содействия в установлении льгот, получении материальной помощи.
Как и в предыдущие годы, Уполномоченным по правам человека принимались меры по совершенствованию регионального законодательства, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки.
Так, омбудсмен обращался в органы законодательной и исполнительной власти региона с предложением по изменению законодательства о мерах социальной поддержки педагогов, проживающих в сельской местности, в целях недопущения нарушения прав педагогических работников, трудившихся и вышедших на пенсию в других регионах, но переехавших на постоянное место жительства в Курскую область.
Поводом для обращения омбудсмена послужило заявление жительницы Пристенского района И. Женщина 33 года проработала учителем в сельской школе в Белгородской области, вышла на пенсию. Всё время, как сельский учитель, она пользовалась правом компенсации расходов на коммунальные услуги. В сентябре 2020 года заявитель была вынуждена переехать на постоянное место жительства в Пристенский район Курской области, чтобы ухаживать за пожилой мамой. Обратившись в районный отдел образования за назначением компенсации по оплате ЖКУ, женщина неожиданно получила отказ.
При изучении обращения гражданки И. было установлено, что, согласно статье 11 Закона Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО «Об образовании в Курской области», руководителям, заместителям руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, руководителям структурных подразделений государственных и муниципальных образовательных организаций и их заместителям, педагогическим работникам, медицинским и библиотечным работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), а также проживающим с ними членам их семей предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в порядке и размерах, установленных законодательством Курской области, а именно Законом Курской области от 23.12.2005 №100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Закон). Как следует из статьи 1 вышеназванного Закона, право на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг имеют педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих посёлках и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей.
Учитывая изложенное, И., как педагогу, работавшему и вышедшему на пенсию в Белгородской области, по Закону Курской области не предусмотрено
предоставление указанных мер социальной поддержки.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 6 Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 (ред. от 23.11.2020) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) на территории Белгородской области» предусмотрено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (мер социальной поддержки) педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, при переезде из другого субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства в сельский населённый пункт или рабочий посёлок (посёлок городского типа), находящийся на территории Белгородской области.
По мнению Уполномоченного по правам человека в Курской области, данное положение в Законе Белгородской области является справедливым и как нельзя лучше отражает адресную ориентированность данных мер социальной поддержки, при предоставлении которых недопустима дискриминация, в том числе и по территориальному признаку.
В связи с этим Уполномоченный направил в Курскую областную Думу и в Администрацию Курской области ходатайства с просьбой инициировать внесение изменений в Закон Курской области от 23.12.2005 №100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» в целях защиты прав и свобод педагогических работников, вышедших на пенсию и переехавших на постоянное место жительства в сельские населённые пункты, рабочие посёлки (посёлки городского типа) Курской области из других регионов Российской Федерации.
В комитете по образованию, науке, семейной и молодёжной политике Курской областной Думы предложение Уполномоченного поддержали. Однако из Администрации Курской области омбудсмену сообщили, что в связи с отсутствием информации о количестве педагогов-пенсионеров, переехавших из других регионов на постоянное место жительства в Курскую область, не представляется возможным представить экономически обоснованные расчёты об объёме дополнительного финансирования. Но даже несмотря на это, Администрация указала, что в пределах средств, выделенных комитету образования и науки Курской области, обеспечить новое расходное обязательство в ближайшее время не получится.
Тем не менее в этом году было реализовано несколько законодательных предложений Уполномоченного, представленных органам власти ещё в 2019 году.
10 апреля на 37-м внеочередном заседании Курской областной Думы VI созыва депутаты одобрили внесение изменений в Закон Курской области «О транспортном налоге». Пенсионеры и другие льготные категории, имеющие в собственности мотоциклы и мотороллеры отечественного производства, получили льготу в виде полного освобождения от налога.
Нужно сказать, что этот вопрос был впервые поднят Уполномоченным по правам человека в 2019 году, когда к нему обратилось несколько жителей Курской области по вопросу нарушения их прав при установлении ставок транспортного налога на мотоцикл. На тот момент, согласно региональному закону, льготные категории граждан, владеющие отечественными автомобилями с мощностью двигателя до 100 л.с., от уплаты налога освобождались, а те же категории граждан, владеющие мотоциклами, оплачивали налог по ставкам, соразмерным тем, которые установлены для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. либо грузовиков с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с.
В 2019 году Уполномоченный неоднократно обращался в Курскую областную Думу и к Губернатору региона с просьбой инициировать внесение изменений в Закон Курской области от 21.10.2002 №44-ЗКО «О транспортном налоге» в части установления льгот по транспортному налогу для льготных категорий граждан, владеющих мотоциклами и мотороллерами. Благодаря принципиальной позиции Губернатора Курской области Р.В. Старовойта предложение Уполномоченного было рассмотрено по существу и в итоге одобрено.
Кроме того, в 2020 году было реализовано предложение Уполномоченного по правам человека в Курской области о внесении изменений в Правила осуществления ежемесячной денежной выплаты труженикам тыла и ветеранам труда, утверждённые Постановлением Правительства Курской области от 10.02.2006 №18. Пункт 3 указанных Правил был дополнен абзацем следующего содержания: «Гражданам, прибывшим на постоянное место жительства в Курскую область из других регионов, ежемесячная денежная выплата осуществляется с даты прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за 12 месяцев её неполучения».
Согласно ранее установленному порядку, ежемесячная денежная выплата осуществлялась с месяца обращения гражданина, что привело в 2019 году к нарушению прав гражданки С., переехавшей из города Тамбова на постоянное место жительства в город Курск.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека
Государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации:
1. Принимать необходимые меры по своевременному проведению аукционов для осуществления закупок технических средств реабилитации инвалидов.
2. В максимально короткие сроки производить возмещение гражданам затрат за самостоятельно приобретённые ими ТСР.
3. Разъяснять заявителям нормы действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области:
1. При работе с гражданами, уходящими на пенсию, особое внимание уделять выяснению у них всех обстоятельств, влияющих на пенсионные права. В случае необходимости оказывать гражданам содействие в предоставлении документов, необходимых для установления пенсии.
2. Осуществлять правовое информирование жителей Курской области по вопросам пенсионного законодательства.
Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области:
1. Совершенствовать работу по социальному обслуживанию населения и предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
2. Особое внимание уделить оказанию социальной помощи и поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе не имеющим определённого места жительства, освободившимся из мест лишения свободы.

3. Трудовые права
Право на труд – одно из фундаментальных прав человека, установленное международно-правовыми актами и признанное всеми государствами мира. Труд имеет особую ценность для государства и общества, поскольку является основой экономики, источником и условием всестороннего развития человека, способным удовлетворить множество потребностей, лежащих за пределами трудовой деятельности.

Ситуация на рынке труда
В прошедшем году в Курской области, как и во многих других регионах страны, ситуация на рынке труда заметно обострилась из-за пандемии коронавируса.
За короткий промежуток времени с момента введения режима повышенной готовности уровень регистрируемой безработицы на территории региона увеличился более чем в 2 раза. Многие предприятия и организации сокращали штат сотрудников или прекращали деятельность.
В 2020 году в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата было уволено 1615 человек, в том числе 60 предпенсионеров, что на 57,3% больше, чем в 2019 году (925). Наибольшие сокращения работников наблюдались в строительной отрасли (248 чел.), обрабатывающем производстве (247 чел.) и сфере торговли (135 чел.).
По информации комитета по труду и занятости населения Курской области, за январь-декабрь 2020 года безработными были признаны 30 459 граждан (в 2019-м – 9881).
При содействии органов службы занятости населения трудоустроено за год 12 562 человека, из них 265 инвалидов.
В итоге численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 01.01.2021 составила 14 920 человек, что в 4 раза превышает показатель предшествующего года (на 01.01.2020 – 3519).
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2021 года составил 2,62%.
В режиме неполного рабочего времени на конец 2020-го находились 493 работника организаций и предприятий Курской области, 220 работников находились в режиме простоя.

Основные нарушения трудовых прав граждан
В 2020 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области от жителей региона поступило 36 обращений по вопросам реализации и защиты трудовых прав (в 2019 году – 38).
Анализ жалоб позволяет сделать вывод, что в прошедшем году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не только усугубились ранее имевшиеся в трудовой сфере проблемы, но и возникли новые.
В своих обращениях к омбудсмену граждане указывали на необоснованные увольнения, невыплату заработной платы в срок, отказы работодателей от оформления трудовых отношений, выплату «серых» зарплат. Помимо этого, в период действия карантинных ограничений от работников поступали жалобы о понуждении их работодателем к уходу в отпуск без содержания, а также к осуществлению трудовой деятельности вопреки обязательному приостановлению работы организации на время карантина.
Незанятые граждане сообщали о трудностях, возникших при получении статуса безработного и оформлении пособия по безработице после перехода центров занятости населения Курской области на дистанционный формат предоставления услуг.
При рассмотрении обращений Уполномоченный взаимодействовал с Государственной инспекцией труда в Курской области, органами прокуратуры, региональным комитетом по труду и занятости населения, органами местного самоуправления.
Несмотря на принимаемые государством меры по усилению государственных гарантий оплаты труда работников, невыплата заработной платы по-прежнему остаётся одним из самых распространённых нарушений трудового законодательства.
Например, в 2020 году к Уполномоченному по правам человека обратились работники ООО «Специализированная передвижная механизированная колонна-3» («СПМК-3») с жалобой на невыплату работодателем заработной платы за несколько месяцев.
В защиту трудовых прав граждан Уполномоченный направил обращение в прокуратуру города Курска. В ходе проверки, проведённой прокуратурой Сеймского административного округа города Курска, доводы граждан полностью подтвердились. Выяснилось, что по состоянию на октябрь 2020 года компания имеет задолженность перед 31 работником.
В интересах граждан прокуратурой округа в суд были поданы заявления о выдаче судебного приказа.
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями требований трудового законодательства прокуратурой было возбуждено постановление о привлечении юридического лица – ООО «СПМК-3» к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за неполную выплату в установленный срок заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. В адрес директора организации также было внесено представление об устранении нарушений закона.
Обращение находится на контроле Уполномоченного по правам человека и органов прокуратуры.
Согласно данным Государственной инспекции труда в Курской области, в 2020 году были выявлены факты задержек заработной платы 637 работникам. По состоянию на декабрь 2020 года задолженность по зарплате в регионе составляла 14 993 тыс. рублей перед 277 работниками.
По-прежнему одной из острых является проблема выплаты задолженности по заработной плате работникам при банкротстве предприятий.
В настоящее время, чтобы получить заработанные деньги, гражданам приходится подолгу ожидать, пока имущество должника будет реализовано и появятся средства для удовлетворения требований кредиторов. С учётом многих нюансов, в том числе большого объёма конкурсной массы, необходимости принятия мер по поиску, возврату имущества должника, взысканию дебиторской задолженности и т.д., процедура конкурсного производства может затянуться на несколько лет. При этом нет никаких гарантий, что требования работников о выплате задолженности по оплате труда вообще будут удовлетворены, ведь в соответствии с пунктом 9 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворённые по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Именно в такой ситуации оказался житель города Железногорска К. В своём обращении к Уполномоченному по правам человека в Курской области он указал, что с 2003 по 2012 год работал в ЗАО «ГОТЭК-СТРОЙ», был уволен по сокращению штата. На момент увольнения работодатель имел перед ним задолженность по заработной плате в сумме 51 283 рубля. Впоследствии предприятие было признано банкротом, к тому же часть его имущества находилась в залоге. По итогам конкурсного производства денег от реализации имущества должника не хватило для погашения задолженности перед К. в полном объёме.
Стоит сказать, что предложения по созданию дополнительных гарантийных механизмов, направленных на защиту бывших и действующих работников компаний-банкротов, неоднократно обсуждались на федеральном уровне. В Государственную Думу даже вносились законопроекты о создании гарантийного фонда заработной платы, однако по различным причинам они так и не были приняты. Тем не менее окончательно от данной идеи государство пока не отказалось.
Нередко, испытывая материальные трудности, граждане соглашаются на работу без оформления трудового договора, выплату заработной платы в конверте и другие невыгодные для них условия. Всё это лишает сотрудников не только достойной пенсии в будущем, но и возможности получать в полном объёме полагающиеся по закону выплаты. Как правило, работающие неофициально граждане обращаются за защитой своих прав уже после увольнения, которому чаще всего предшествует нарушение работодателем устных договорённостей об оплате, режиме труда и отдыха. Приведём пример.
Жительница города Курска М. обратилась к омбудсмену с жалобой на невыплату ей ООО ЧОО «Стафф» заработной платы за несколько месяцев. В своём обращении М. указала, что за 4 месяца работодатель должен был выплатить ей всего 21 000 рублей. Получалось, что в среднем её ежемесячная заработная плата равнялась 5250 рублям при установленном минимальном размере оплаты труда в 12 130 рублей в месяц.
Кроме того, со слов заявителя, с ней не был заключён трудовой договор в письменной форме, как этого требует статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в справке, выданной гражданке работодателем, прямо указывалось, что она работает в ООО ЧОО «Стафф» в должности оперативного дежурного. Таким образом, фактически женщина находилась с этой организацией в трудовых отношениях.
Обращение Уполномоченного по правам человека в Курской области в адрес работодателя было оставлено без ответа. Тогда омбудсмен направил в прокуратуру Курской области ходатайство о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования.
В ходе проверки доводы гражданки М. полностью подтвердились. В адрес директора ООО ЧОО «Стафф» прокуратурой Железнодорожного административного округа города Курска было внесено представление с требованием выплатить заявителю заработную плату в полном объёме. Также надзорным органом было подготовлено постановление о привлечении директора ООО ЧОО «Стафф» к административной ответственности за уклонение от оформления трудового договора (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).
Серьёзное негативное влияние практически на все секторы экономики оказала пандемия COVID-19. Многие предприятия и организации были вынуждены временно останавливать или прекращать свою деятельность, переводить сотрудников на удалённый режим работы. Как следствие, эти вынужденные меры привели к росту увольнений и сокращений работников, возникновению у компаний задолженностей по заработной плате. Работодатели старались любой ценой преодолеть сложный период, нередко нарушая при этом законодательство и права сотрудников.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также