Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Новый генплан Курска: подробности

Газетный выпуск № 2021_075-076

Что предлагается построить в областном центре в ближайшие годы

Проект нового генерального плана развития Курска занимает два тома – это только описательная часть. А есть ещё карты, схемы, таблицы. Непросто одолеть такой объём информации, поэтому мы решили облегчить задачу нашим читателям и представить подборку основных положений документа.
Напомним, сейчас проект генплана проходит публичные слушания. До 30 июня принимаются предложения граждан по его корректировке. Их можно отравить через специальный раздел на сайте администрации Курска.

Не догма, а руководство к действию
Специалисты напоминают: генплан указывает основные направления развития города. Но не факт, что все они будут реализованы. Примером тому может служить действующий генплан развития Курска, утверждённый в декабре 2016 года.
Он был разработан омским Агентством по развитию территории «Геоника». После публичного обсуждения проекта и получения положительного заключения генплан города был утверждён решением Курского Горсобрания.
Разработчики новой концепции развития города посвятили его выполнению целый раздел, правда, с оговоркой, что за 4 года, прошедшие с момента его утверждения, «реализована только незначительная часть проектных мероприятий». Вот небольшая подборка того, что планировалось сделать, но не удалось:
«Для дальнейшего развития городского округа и ввиду наличия дефицита свободных территорий предыдущим проектом внесения изменений в корректуру генерального плана даны предложения для последующего рассмотрения по увеличению границы городского округа. Предлагалось включить участки сельскохозяйственных угодий… между населёнными пунктами Духовец и Александровка в состав городского округа для целей индивидуальной жилой застройки. Предложение не реализовано».
«При въезде в г. Курск на пересечении обходной дороги с ул. 50 лет Октября генеральным планом предлагалось размещение крупного торгового комплекса типа МОЛЛ, технопарка, логистических центров, мотеля – не реализовано».
«Предложение по строительству спортивно-зрелищного комплекса и формирование парковой зоны в долине р. Кур в районе улиц Степана Разина и Коммунистической – не реализовано».

Больной вопрос
В старом проекте генплана говорилось: «В пределах расчётного срока необходимо завершить развитие городского центра в направлении ул. Энгельса с созданием центров многофункционального назначения на территориях бывших производственных предприятий (КЗТЗ, ЖБИ и др.)». Это предложение остаётся актуальным и сейчас.
Не секрет, что пробки давно стали большой проблемой Курска, и с ростом числа автомобилей эта проблема будет обостряться. Поэтому новые дороги нужны.

Генпланом предусмотрено развитие шести магистральных направлений:
–  от площади Добролюбова через Верхнюю Луговую, Казацкую и Понизовку с выходом на дорогу «Крым 2» и на проспект Дериглазова;
–  от улицы Бойцов 9-й дивизии к улице Ватутина (с виадуком через реку Кур);
–  продолжение проспекта Плевицкой до ПЛК и Магистральной;
–  от улицы Гудкова через Фестивальную к автодороге Курск – Искра;
–  дублёр улицы Дубровинского от улицы Перекальского до дороги Курск – Поныри;
–  от улицы ВЧК через 2-ю Новосёловку, Пост Кривец, Полевую, Кутузова до улицы Энгельса и к продолжению проспекта Плевицкой.

Самый больной вопрос – дорога от проспекта Плевицкой до микрорайона Волокно, которая должна пройти через лес на КЗТЗ. Известие о «вырубке леса» и «расселении» дачных посёлков будоражит курян уже несколько месяцев. Аргумент, что дорогу проложат по существующей просеке и вырубка деревьев будет сведена к минимуму, не действует.
Чтобы разрядить ситуацию, мэр Курска Виктор Карамышев в конце мая провёл встречу с дачниками. «Никакие вопросы в градостроительной политике не будут решаться за счёт курян!» – заявил он и добавил, что проект не предусматривает сноса ни одного дачного домика. Тем не менее мэрия поделилась двумя альтернативными вариантами дороги: с подъездом через железнодорожный мост и с реконструкцией улицы Конорева.
Ещё одна скандальная дорога, которую предполагалось проложить через Хохлов лес, чтобы соединить улицу Сонина и 2-ю Новосёловку, из проекта уже исчезла. Обратная связь с проектировщиками работает!

КСТАТИ
По мнению специалистов «Гипрогора», в Курске существует дефицит школ, что отрицательно сказывается на учебном процессе: дети вынуждены учиться во вторую смену из-за перегруженности общеобразовательных учреждений.
Зато за последние 4 года появилось 95 новых спортивных сооружений различных форм собственности. В частности, такой показатель, как площадь пола спортивных залов, вырос на 7546 кв. м, площадь зеркала воды плавательных бассейнов – на 3099 кв. м.
При этом в городе не хватает библиотек, их количество по-прежнему ниже нормативного значения, а также «мест в предприятиях общественного питания и банно-оздоровительных комплексах…»

Здесь будет город-сад…
Если учитывать все озеленённые территории, то обеспеченность населения Курска зелёными насаждениями составляет 4,2 кв. м на человека, что явно недостаточно и меньше норматива. Обеспеченность же зелёными насаждениями общего пользования, которые обслуживаются, составляет 2,7 кв. м на человека.
Согласно местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования «Город Курск» суммарная площадь озеленённых территорий общего пользования – парков, садов, бульваров, скверов, размещаемых на территории города Курска, – должна быть не менее 16 кв. м на человека.
«Для выполнения норматива по обеспеченности населения города Курска зелёными насаждениями общая площадь зелёных насаждений общего пользования должна составить порядка 780 га, – говорится в проекте генплана. – К зелёным насаждениям общего пользования предлагается отнести часть особо охраняемых природных территорий регионального значения (в настоящее время – городские леса), которые необходимо выбрать согласно внутреннему зонированию этих территорий».
В новой концепции развития города предлагается целый ряд «зелёных зон» – например, в районе ИЖС на правом берегу р. Кур – ул. Андрея Хмелевского (возле ур. Лог-12), от ул. Нижней Казацкой до ул. Кавказской, вокруг озера Кулига и вдоль проектируемой дороги до ул. 1-й Прогонной и т.д. Есть предложения по создания парков и скверов.
Проектом предлагается организация тематического спортивного парка в пойменной части реки Сейм в юго-западной части Сеймского округа. С учётом существующих сохраняемых зелёных насаждений общего пользования их
общая площадь в проекте составляет порядка 593 га. Площадь акваторий благоустраиваемых водоёмов и водотоков внутри объектов зелёных насаждений составит около 50 га.

«Парк в северной части ур. Поповский лог (городские леса) с выходом на ул. Косухина. Сквер по ул. Дружбы – ул. Кленовой. Сквер вдоль переулка 1-го Лиственного. Сквер вдоль переулка 1-го Вольного. Парк к югу от ур. Поповский лог до проектируемой дороги. Парк от проектируемой дороги до района ИЖС в районе ул. Автодромной. Парк в районе ул.Монастырская балка и ул. 1-й Тихой (до дороги). Система парков и скверов в квартале между пр. Н. Плевицкой и пр. В.Клыкова до Майского бульвара. Сквер на пр. В.Клыкова. Сквер вдоль пер. 3-го Моковского (пр. Хрущева). Сквер по ул. Малиновой – Кольцова. Увеличение территории парка им. Дзержинского. Зелёная зона на правом берегу р. Тускарь (ул. Нижняя Набережная до проектируемой дороги на Пост Кривец)».

По центру ходим пешком
Генплан во многом отталкивается от результатов архитектурного конкурса «Курск-2032», предусматривавшего масштабную реновацию центра города. Вот что об этом говорится в проекте:

Создание общественных пространств городского значения:
–  квартал исторической части Курска «Детинец» – создание пешеходного общественного культурно-образовательного, музейного пространства, притягательного места не только для горожан, но приезжающих туристов;
–  квартал вокруг ул. Дзержинского – создание торгово-развлекательной зоны с организацией пешеходной улицы Гайдара;
–  ул. Кривецкая от р. Тускарь до р. Кривец – организация пешеходной зоны, создание «Деревни ремёсел» как продолжение преемственности исторической роли Стрелецкой и Очаковской слобод в жизни города;
–  ул. Почтовая – создание пешеходной зоны с организацией арт-пространства. Создание общественных пространств районного значения с организацией рекреационных зон с возможностью проведения семейного отдыха спортивной направленности во всех районах города. Создание пешеходной среды вдоль общегородских улиц и улиц районного значения с развитием стрит-ритейла. Стрит-ритейл – встроенные помещения площадью от 50 до 500 кв. м, расположенные на первых этажах жилых зданий и использующиеся под офисы, книжные, дизайнерские и антикварные салоны, малый формат торговли (сувениры, косметика и парфюмерия), предприятия общественного питания и сферы услуг…
Не забыты и велосипедисты. Для них на первом этапе предложено обустроить 25 км велодорожек. И это только начало создания масштабной велосипедной инфраструктуры. Когда проект будет полностью реализован, велодорожки протянутся на 130 км.

Жильё как аргумент
В последние годы в Курске жильё дорожает быстрее, чем в среднем по стране. На первичном рынке особенно востребованы одно- и двухкомнатные квартиры в новостройках экономкласса.
«Характерная особенность курского сектора ИЖС – нацеленность на вторичный рынок участков и ветхих домов», – констатируют разработчики генплана.
По расчётам «Гипрогора», в 2040 году на каждого жителя Курска должно приходиться 39 кв. м жилья. Генплан предусматривает разделение города на 8 районов. Разработчики проанализировали существующую инфраструктуру, рассчитали количество населения в каждом из них.
В итоге они предложили предусмотреть наиболее интенсивную застройку в микрорайоне Северный и в Сеймском округе в районе улицы Энгельса. Кроме жилых домов, предполагается строительство 84 новых детсадов и 36 образовательных учреждений, реконструкция пяти существующих школ.

–  В Железнодорожном округе… предлагается планомерное изменение использования разрозненных производственных и коммунально-складских площадок под жилую и деловую функции (ул. Гунатовская, ул. Малых).
–  Под жилищное строительство выделяется производственная зона недействующих предприятий ЖБИ, бывшего «Агромаша», Курского завода тракторных запчастей (КЗТЗ).
–  В южной промышленно-коммунальной зоне Сеймского округа брошенный участок по ул. Экспедиционной предлагается освоить под многоэтажное жилищное строительство.
–  Завокзальная промышленно-коммунальная зона Железнодорожного округа остаётся практически без изменений. На свободных территориях южнее железной дороги выделяется дополнительно порядка 30 га под новые участки производственных объектов. В северной части города выделяется площадка для размещения объектов логистики.

Население Курска, особенно трудоспособная молодёжь, становится дефицитным ресурсом, за привлечение которого скоро придётся бороться. Доля городского населения превышает 68% от всего населения области. По этому показателю Курская область обогнала соседние Орловскую и Белгородскую области. Перспективы развития жилищного строительства могут улучшить демографическую ситуацию.
Подготовила
Татьяна ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также