Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Потоп – норма жизни

Газетный выпуск № 2021_083
09 июля 2021 14:45 История

Недавние летние наводнения из-за сильных дождей снова напомнили о том, что в нашем городе не всё в порядке с ливневой канализацией. Колумнист «Курской правды» поднял исторические документы и выяснил, что проблемы с отводом дождевых стоков в Курске были всегда

Ливневая канализация в городе, расположенном на возвышенностях, конечно же, отличается от системы того же назначения где-нибудь на равнине. Впрочем, и та, и другая стоят дорого и требуют постоянного обслуживания. Если судить по Курску, нередки случаи, когда горожане просто забывают о существовании ливнёвок. А зачем помнить, если большинство из них давно забиты мусором и не действуют. Нужно реконструировать, но опять же – нужны деньги. На одну только разработку проекта уйдут миллионы, при этом не факт, что что-нибудь получится…

Арыки в средней полосе
А как было раньше? Вопрос неоднозначный: в старину, до перепланировки города (1782 год), ситуация была одна, после мощения основных улиц, а тем более после сплошного покрытия асфальтом, она изменилась, но не везде улучшилась.
Скажем, в ветхозаветную городскую древность ливни свободно уходили в повсеместно открытый грунт. Когда достоянием города стали мощённые булыжником тротуары и проезжие улицы (после того как в Курске появился трамвай), ливневой воды прибыло.

Улица Московская (Дзержинского) в начале прошлого века. Вдоль улицы с двух сторон проходят канавки-арыки, предназначенные для водоудаления. Через канавку переброшены деревянные мостики

Спасало то, что долгое время в городе было только две мощеные улицы: Московская (Ленина) и Херсонская (Дзержинского). Но и в этот период меры принимались. Скажем, по обе стороны от Московской располагались неглубокие канавки-арыки, которые в силу уклона в их стороны проезжей части, принимали большую часть ливневых стоков.
У этих арыков дно было земляным, что способствовало фильтрации воды в грунт. Перейти через них можно было без труда – по перекидным мостикам, которые в изобилии располагались вдоль улицы. Во дворах большинства домов имелись питательные подземные ёмкости, опять же – без твёрдого дна, что способствовало той же фильтрации. На границе улицы Московской и Красной площади арык поворачивал в сторону парка, а дальше сточная вода уходила в Тускарь…
Стоит заметить, что арычная система в Курске как-то не прижилась – на фотографиях ближе к революции вы не увидите даже её следов. Открытые канавы нужно было регулярно чистить, иначе они превращались в скопление грязи и мусора. Кроме того, случались неудобства, а то и аварии с колясками извозчиков. Да и горожанам не всякий раз было удобно переходить их по мостикам.

Ни починить, ни почистить
В 1937 году начали асфальтировать Красную площадь, улицы Ленина (кроме притрамвайных участков) и Дзержинского. Ливневых работ, понятное дело, прибавилось. После войны начали оборудовать ливневую систему (ту самую, про которую потом забыли).
Но скоро ситуация изменилась к худшему: «ливнёвка» оказалась малопригодной к очистке и ремонту. Осталось довольствоваться тем, что есть, или же придумать принципиально новую систему ливнеудаления. На фоне довольно туманных перспектив с изменением климата (что демонстрирует нынешнее лето) второй вариант предпочтительнее.

Не всякий раз выручал Кур, даже когда он был открыт. Покровский рынок до войны

Но начать, думается, стоит с напоминания о том, что через наш город издавна протекают две реки – Тускарь и Кур. И каждая из них способна принять ливневые потоки в большом количестве. Но при этом Кур на протяжении своего подземного расположения имеет всего несколько ливневых решёток, коими он связан с поверхностью. Надо бы гораздо больше. До середины 70-х годов он был совершенно открыт для любых проистеканий небесной хляби и, случалось, изрядно переполнялся.
Сейчас в большинстве городов мира уже ведутся работы по переустройству ливнёвок. А в остальных терпеливо ждут: чем завершатся эксперименты их коллег.
Причём экспериментируют, используя опыт городского водоудаления былых времён. Скажем, относительно тех самых придорожных арыков промышленность многих стран выпускает различной формы железобетонные лотки и сравнительно лёгкие решетки на них, которые без труда можно снять и заняться уборкой под ними. То есть – ремонтопригодность полная.

Что можно сделать?
Но продолжим тему борьбы с дождевыми стоками. Что можно предпринять? Перечисляем очень коротко.
Дождевые сады. Это земли внутри городского квартала, на которых высаживают травы и кустарники, приспособленные к существованию в загрязнённой среде. С помощью них можно искусственно воспроизвести природный круговорот воды: осадки впитаются в почву – естественный фильтр, который очистит их от токсичных веществ, и пополнят ресурс подземных вод.
Вы видели когда-нибудь, чтобы в любой ливень водные потоки заливали какой-либо из наших парков? Нет – вода через траву свободно уходит в землю… В послевоенный период на центральных улицах появились клумбы и деревья – они тоже способствовали фильтрации в грунт водных потоков. Как бы там ни было – городу нужны парки, скверы, газоны. И побольше.
Небольшой дворик дома, где я живу, сплошь порос травой. В любой самый проливной дождь воды на поверхности не остаётся – несмотря на то, что дворик располагается на уклоне. На футбольном поле, если там грамотно выполнен дренажный слой, воды тоже никогда не бывает.
Биотрясины. Ещё недавно идеально выровненная поверхность казалась идеальным типом городского ландшафта. Сегодня на многих улицах и дворах Европы создают искусственный рельеф, чтобы направить стоки дождевой воды в специально созданные биотрясины – небольшие болотца, засаженные камышами, осокой, тростником и другой растительностью, которая помогает очищать загрязнённую воду.
Проницаемое покрытие. Если места для дождевых садов и тем более биотрясин нет, то можно просто сделать покрытие водопроницаемым. Есть два варианта: использовать специальный пористый асфальт (этот способ обычно применяется для дорожного покрытия) или специальную пропускающую воду плитку…
Зелёные крыши. Где свободного пространства мало, а стоимость земли слишком высока, нужно наполнять растительностью крыши. С осадками до 3 см городские объекты должны справляться самостоятельно – без помощи канализации…
Водонакопители. Большого объёма подземные ёмкости, в которых накапливается значительная часть ливневых стоков с их дальнейшим постепенным опустошением…
Но вернёмся к реальным наводнениям на улицах Курска. Надо сказать, что в таком объёме в иные времена этого не происходило. Впрочем, география Курска включила в себя многие районы сравнительно недавно. Нужно учесть тот факт, что во многих из них изобилует асфальт.
Кроме того, в большинстве случаев нет холмистого рельефа или хотя бы заметного уклона, характерного для центра города. И все же правила существуют для всех. Скажем, во многих районах Москвы вдоль улиц и автотрасс строят те самые арыки, причём рассчитанные на большой объём воды. Так, может быть, и нам вернуться к хорошо забытому способу.

 

Виктор КРЮКОВ
Фото из архива автора  и Михаила СУХИНИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также