Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Под знаком «Ухо»

Газетный выпуск № 2021_100
19 августа 12:36 Общество

В Курске сорок человек с нарушениями слуха работают таксистами. Как они справляются с этой работой, выясняла наш корреспондент

Герои нашего материала с детства мечтали о профессии водителя. Но у всех у них установлена инвалидность по слуху. Глухой человек может получить права и водить машину. Но как общаться с пассажирами, если ты таксист? Раньше без переводчика с русского жестового языка это было невозможно.

21 век всё изменил. Появились новые технологии. Общаться можно, например, с помощью техники. Существуют специальные программы для смартфона, которые преобразуют голос в текст. То есть все пожелания пассажира, сказанные вслух, водитель читает на экране.

В смартфоне при вызове такси через приложение пассажира предупреждают, что его повезёт водитель с ограниченными возможностями по слуху. С ним можно связаться в письменном чате. Если такой водитель не устраивает, от его услуг можно отказаться.

У истоков создания парка глухих таксистов стоял курянин Михаил Зарубин. Он и трудоустроил водителей с инвалидностью по слуху.

Мы поговорили с несколькими водителями такси и попросили рассказать, как им работается, и выяснили: всё ничем не отличается от условий работы людей без проблем со здоровьем. За исключением некоторых нюансов.

ОФИЦИАЛЬНО

Приём на работу инвалидов по слуху в качестве водителей регулируется законодательством. Все противопоказания к управлению автомобилем перечислены в постановлении Правительства РФ «О перечне медицинских противопоказаний к ограничению управления транспортным средством».

В документе говорится, что управлять автомобилем любой категории не имеют права граждане, имеющие психические расстройства, умственную отсталость, люди, имеющие заболевания нервной системы, например эпилепсию, а также страдающие слепотой.

По информации Всероссийского общества глухих, полностью глухие люди имеют право управлять транспортом категорий A, M, B, BE, подкатегории A1, B1. Сюда относятся, в частности, легковые автомобили, мотоциклы, автобусы, трамваи и троллейбусы. Так что глухонемым или слабослышащим водителям закон садиться за руль не запрещает.

Не слышат,
но всё видят

Геннадий Русанов, за рулём уже три года.

– По утрам мне работается особенно спокойно и уверенно. Пассажиры встречаются разные: вежливые, капризные. Моя главная задача – довезти их до места назначения. Один из необычных случаев – афроамериканский студент заказал такси, чтобы доехать до магазина, который был всего в 200 метрах от его дома. Но это право заказчика! А мне всегда интересно работать! И, конечно, это мой заработок.

 

Максим Гриненко, один из самых молодых таксистов в бригаде.

– Я окончил колледж, получил специальность сварщика. Но по этой специальности устроиться не смог. Товарищи предложили мне работу в такси, помогли купить машину. Работаю в такси уже год. Клиенты самые разные: женщины и мужчины, молодые люди и старики. Проблем с коммуникацией не испытываю. Пассажиры всё понимают. Если у водителя нарушение слуха, они обращаются ко мне с помощью текстовой переписки. Сейчас у меня рейтинг 4.95.

Дмитрий Голиков за рулём автомобиля уже 21 год, пять лет он работает в такси.

– Мне нравится работать водителем. Сдал на права легко. Современные сервисы очень удобны для глухих: на экране гаджетов появляется заказ, за несколько секунд нужно решить – будешь его брать или нет. Бывает, пассажиры указывают, что им нужно перевезти животных. Я не против, сам люблю собак, у меня дома есть русская борзая по кличке Найда. Часто езжу в разные города по заказу. Вообще, всегда стараюсь быть максимально вежливым, чтобы они чувствовали себя комфортно.

Как-то раз я вёз очень солидного человека. Когда он понял, что я не слышу, он спросил, есть ли у меня «переводчик». Я показал программу, и он начал через неё общаться со мной. Мне было очень приятно!

В такси часто забывают вещи: зонтики, пакеты с покупками, а порой мобильники и кошельки. Конечно же, я всегда их возвращаю. За честный поступок пассажиры предлагают вознаграждение, но я всегда отказываюсь. То, что за рулём глухой водитель, пассажиры воспринимают нормально. Ведь об этом они заранее узнали в соцсетях, к тому же в салоне есть знак-объявление «Ухо» с подписью «Водитель не слышит» или «Глухой водитель».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Работодатели довольны
Как отметил руководитель Курского регионального отделения Всероссийского общества глухих Александр Качергис, глухие таксисты более аккуратны, ответственны, отлично водят машину, нарушений правил дорожного движения допускают гораздо меньше, чем их слышащие коллеги.
– Работодатели очень довольны нашими ребятами, – говорит Александр Качергис. – Об этом говорит безаварийная работа.

 

С пассажирами разговариваем

Роман Зияков родился в Челябинской области, в городе Златоусте. Окончил школу в Магнитогорске. С детства увлекался спортом – футболом, дзюдо.

– В юности я мечтал ездить за рулём, машинки с детства были любимыми игрушками. На права я сдавал уже в Курске, в 2012 году. Было непросто, но я справился. С июня 2019 года я в такси. Ребята предложили стать бригадиром. Я дал согласие и считаю, что это почётно – возглавлять группу глухих водителей.

Дома меня ждёт семья – жена и дочь. Там я и отдыхаю. Ещё расслабиться помогают японские кроссворды – очень люблю их разгадывать.

53-летний Олег Бударев за рулём 32 года.

– Водить я учился в школе ДОСААФ ещё в 80-е. Курсы длились три месяца, учёба давалась мне легко. На занятиях присутствовал переводчик с русского жестового языка. Машины я полюбил благодаря моему отцу. Он ещё в детстве учил меня вождению. Папа был дальнобойщиком — водил грузовые машины (ЗИЛы, КАМАЗы.) Я мечтал стать шофером, как отец, да было запрещено глухим работать. Вот в настоящее время, слава богу, водить такси разрешено.

Я работаю уже год; за это время сталкивался с разными пассажирами: предпринимателями, хирургами, учителями, студентами, военными, иностранцами. Бывает, оставляют чаевые. Однажды девушка сделала заказ – это была поездка на автовокзал. Всю дорогу она смотрела на экран мобильного, что-то писала, потом вдруг резко остановила меня и попросила изменить маршрут. Не понадобился даже «переводчик» – она очень эмоционально всё показала руками.

Теперь надо было срочно ехать на железнодорожный вокзал. И, как выяснилось, на поезд она уже опаздывает. Я поехал по короткому пути. Мы успели вовремя, и клиентка была очень благодарна.

А вообще пассажиры стараются понимать меня, глухого водителя, и даже умудряются «разговаривать» со мной прямо на ходу.

Слепой пассажир
глухого водителя

Среди пассажиров глухих водителей и Анатолий Асташов, ведущий специалист Центра реабилитации слепых Курска.

– Бывает, что вызываю такси, – рассказывает Анатолий. – Много лет назад после болезни я потерял зрение, поэтому использую специальные редакторы и программы для слепых пользователей. В этот раз я как-то не обратил внимания, показало ли приложение, что меня будет обслуживать глухой водитель.

Мы это выяснили уже во время поездки: мой спутник тоже инвалид по зрению, но он немного видит. Коллега обратил внимание на то, что водитель общается с нами на жестовом русском языке. Он переспросил номер подъезда, показав это знаками. Мы сразу сориентировались и общение продолжили, использовав приложение смартфона. Водитель пишет, а специальная программа слепых адаптирует текст: переводит его в звуковой формат. Так же и я могу написать ему сообщение.

Поездка оказалась очень комфортной. Водитель отлично вёл машину, мы прекрасно добрались до места и поставили ему в приложении высокую оценку. Пошутили ещё: возможно, через несколько лет уровень современной техники позволит водить машину и слепым водителям. Хотя, как известно, в каждой шутке…
Елена Гамова, фото автора



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также