Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Втайне все ждут, что дети их заберут»

Газетный выпуск № 2021_106
02 сентября 2021 05:32 Общество

Если бы не пропускной пункт, в сумерках это пятиэтажное здание на окраине Железногорска можно принять за обычный жилой дом. Но у входной двери красуется табличка: «Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области «Железногорский дом-интернат ветеранов труда»

Здесь живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать дома. Живут по-разному. Как и в любом социуме кто-то опускает руки, кто-то продолжает активную жизнь, а некоторые даже находят себе спутников жизни.

В пандемию появилось больше пар 

– Если у нас официально создаются пары, то живут отдельно от соседей, своей семьёй, – рассказывает директор дома-интерната для ветеранов труда Наталья Шелестова. – Это торжественное событие: свадьба, венчание в церкви рядом с нашим домом, красивое платье и угощение – всё как положено. Такие случаи, правда, единичны, но иногда судьба преподносит сюрпризы. Вообще эти люди до последнего не афишируют свои отношения. Но могу сказать, что сейчас, в пандемию, у нас стало образовываться больше пар. Так что, возможно, будут и еще официальные браки.

В доме ветеранов свои критерии привлекательности и «молодости». К 81-летней Алле Петровне, например, сватаются и шестидесятилетние кавалеры. В прошлом году на внутреннем конкурсе красоты она получила титул «Мисс восхищение». И с видимым удовольствием приносит сценическое платье, в котором ей скоро снова предстоит участвовать в общественном мероприятии.

Причину появления новых семей руководство учреждения видит в том, что в изоляции подопечные не выходили в город. Люди начали больше общаться между собой, присматриваться друг к другу.
– Но и ссориться тоже стали больше, – вздыхает Наталья Анатольевна. – У нас живут по одному – по два, максимум по четыре человека. Каждый поступает сюда со сложившимися привычками. Не всегда, конечно, соседи находят общий язык. Тем более что у некоторых в пожилом возрасте происходят болезненные изменения психики, поэтому у штатного психолога работы хватает.

«В душе они как дети»

В доме-интернате живёт 213 человек. Треть из них – люди с инвалидностью. Самому старшему постояльцу 93 года, самым молодым – порядка сорока. Своих подопечных директор называет «девочки» и «мальчики».
– В душе они все как дети, очень ранимые, – объясняет она. – Как-то на Новый год решила сделать всем индивидуальные подарки. Так некоторые потом обижались, что у кого-то будто бы подарок лучше. С тех пор делаем всем одинаковые.

Мы беседуем в столовой, опустевшей после ужина. На ужин в этот вечер запечённый минтай и овощное рагу. В дневном меню, как требуют правила составления рациона, есть молочные и мясные блюда. Всегда присутствуют фрукты.– Многие, приехавшие к нам из отдалённых деревень, впервые попробовали киви, – рассказывает Наталья Шелестова.На втором этаже скользят в аквариумах большие и маленькие разноцветные рыбки, среди камней деловито ползают раки. – А вот и наш главный рыбак, старший по этажу, – представляет директор мужчину по имени Олег. – Заказывает рыбок на свои деньги через Интернет. В пандемию мужчина пытался развести ещё и креветок. Но не прижились.

– Здесь живут остроносики, сомы, цихлиды, попугаи, – показывает он. – Да, за аквариумом ухаживать непросто. Но, с другой стороны, что ещё делать?

Кто-кто, а Олег не теряет надежды и оптимизма. Но вокруг много людей с потухшим взглядом…

– Часто бывает сложно растормошить человека, – признаёт Наталья Анатольевна. –Многие предпочитают вести затворнический образ жизни, ленятся лишний раз покинуть стены здания. Женщины, махнув на себя рукой, говорят: «Да я для этого уже старая, зачем мне это». Но есть люди, увлечённые творчеством, которые рисуют. Или, например, наши девочки поют в ансамбле «Сударушка». Приглашаем им волонтёра-баяниста. Радуют зрителей на своих концертах и рвутся выступать где-то ещё. Поэтому, как я всегда говорю им: «В сорок лет жизнь только начинается. То же самое можно сказать и про любой возраст. Только вам решать, когда ваша жизнь начинается».

Кризис человечности

На стенах отделения милосердия для лежачих подопечных – только иконы. Ничего лишнего, никаких милых безделушек. По САНПИНу не положено. Кто-то из обитателей читает, кто-то разгадывает кроссворды, разговаривает. А кто-то молча смотрит в никуда…

– Не холодно здесь зимой? – интересуемся у женщин.

– Какое холодно?! Даже слишком жарко!

– Хотелось бы, конечно, отдельный флигелёк для отделения милосердия, поближе к природе, чтобы видны были деревья из окна, – вступает в разговор директор. – Что здесь люди видят, кроме стен? Да и по пожарной безопасности надёжнее. Сейчас, правда, нацпроект позволил нам сделать в отделении милосердия просторный балкон-лоджию. Многие наши подопечные боятся попадать в отделение милосердия. Им кажется, что назад отсюда уже дороги нет, но это не так. Кто-то, поправив здоровье, возвращается к активной жизни, а кто-то, да, остаётся. Но и здесь, бывает, люди находят себя в чем-то полезном. Есть в отделении, например, женщина по имени Нина. Уже десять лет живёт здесь. С постели не встает, но вяжет носки для детей из интерната.

– И все же некоторые ждут, наверное, что за ними вернутся и они здесь на время?

– Втайне все этого ждут, – вздыхает Наталья Анатольевна. – Но никто ещё домой не возвращался. Родственники чаще приходят в «родительский день», то есть в день пенсии. При том, что 75 процентов пенсии отчисляются на содержание. Но родственники забирают оставшиеся крохи. Вот что делать с тем, что в семьях складываются товарно-денежные отношения и наступает кризис человечности? Иногда приходит какая-нибудь женщина, хорошо одетая, и начинает предъявлять претензии. И то ей не нравится у нас, и это. Так и хочется спросить: «Почему ваша мама не с вами, а у нас – при живых детях?»Только десять процентов подопечных – одинокие люди. В интернате есть и пожилые многодетные мамы. У одной из них – шестеро детей. Но они в родной деревне, а мать здесь…

– Недавно эта женщина подошла ко мне, – вспоминает директор. – И спрашивает, где бы ей найти специалиста, проконсультироваться, как разделить паи в деревне так, чтобы всем поровну досталось. Чтобы дети друг с другом не перессорились. В такие моменты по-настоящему понимаешь, какова сила материнской любви.

ОБУССО «Железногорский дом-интернат» создано в октябре 1985 года решением Курского областного Совета народных депутатов, исполкома областного Совета народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР (решение от 24 октября 1985 года № 434).  Дом-интернат рассчитан на 301 место. Имеется отделение общего типа на 251 место и два отделения милосердия по 25 мест каждое.

Вероника ТУТЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также