Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Георгиевская аптека и окрестности

Газетный выпуск № 2021_110
10 сентября 2021 15:34 История

Здание Георгиевской было последним из четырёх городских аптек, существовавших в конце XIX – начале ХХ столетия в Курске. Своё название она получила по находившейся напротив и снесённой в 1936 году Смоленско-Георгиевской церкви, построенной ещё в XVIII веке. Канули в Лету не только сам храм, но и упоминание о нём.

Георгиевский храм,
снесённый в 1936 году

На эту тему в своё время писали много и почти единодушно: историческое здание на углу улиц Дзержинского и Гайдара сносить нельзя. Приводились веские аргументы, пресса взывала к тому, что в нашем древнем городе подлинной старины становится всё меньше и меньше, а ведь скоро юбилей Курска… Но здание всё-таки снесли, чему предшествовали соответствующие суды и экспертизы. При этом не было ни одного озвученного довода с противоположной стороны – там без лишней суеты отмалчивались. Складывалось впечатление, что люди были заранее весьма уверены в силе своей позиции.

От развалин к пустырю

Несколько лет до принятия окончательного решения здание стояло без окон и частично без крыши, открытое всем ветрам и бомжам. Как будто вердикт был уже давно кем-то принят и не в пользу «нельзя сносить – восстановить». Надо полагать, что в этот период строение действительно приходило в спровоцированную негодность и уже начинало представлять опасность для прохожих. А кроме того, куряне принимали едва ли не за должное руины аптеки и свыклись с мыслью о её неизбежном сносе. То есть создать впечатление о доме-развалине тогда вполне удалось.

С общественным мнением в очередной раз не посчитались. Мало того – явно пошли ему наперекор. И вот теперь, когда всё меньше курян помнит детали той конфронтации, нынешняя ситуация рисуется почти теми же красками. Только теперь роль старинного здания играет колоритный пустырь: горожане всё больше привыкают к его наличию и не удивятся любому решению: высотное жилое здание или торговый центр – лишь бы не пустошь в центре города.

Развалины гостиницы НКВД в 1943 году. Краешком выглядывает здание аптеки

К слову, когда здание аптеки ещё не сносили, в городском комитете архитектуры разработали красивый проект дома, который предлагался взамен. Он очень походил на старый, и многие куряне ждали воплощения именно этого варианта. Но очень скоро проект куда-то запропастился…

Надо сказать, это далеко не единственный случай, когда на месте снесённого (вопреки общественному мнению) знакового здания в нашем городе долгое время главенствует пустырь. Вспомните хотя бы судьбу Летнего театра в Первомайском парке. Или ставший едва ли не историческим раритетом пустырь на месте чётной стороны Полугоры. Каких только «разговоров не разговаривали» (начиная с конца 70-х годов) о будущем строительстве там то одного здания, то другого, а воз и ныне там, и с перспективами до сих пор не ясно.

Здание аптеки и дом рядом – 1953 год

Георгиевская превращается в Советскую

Из уважения к первым владельцам Георгиевской аптеки (должно быть, они предполагали, что их дом будет стоять вечно) давайте окунёмся в историю… Первое упоминание о здании Георгиевской аптеки относится к 1850 году. Газета «Курские губернские ведомости» тогда сообщала: «В городе Курске на углу Георгиевской и Херсонской улиц (ныне Гайдара и Дзержинского. – Прим. автора), против церкви святого Георгия, продаётся дом, двухэтажный, на каменном фундаменте, со всеми принадлежащими ему угодьями. О цене можно узнать в аптеке, находящейся в том же доме». То есть, аптека к тому времени уже существовала.

По словам некоторых курских краеведов, архитектура здания соответствует строениям периода конца XVIII – начала XIX веков. То есть – время коренной реконструкции города.

Во второй половине XIX века владельцем усадьбы и хозяином аптеки был прусский подданный, фармацевт Я.Я. Шиле. Очевидно, его стараниями во второй половине XIX столетия был построен и второй дом на этой усадьбе. Этот, как и помещения первого, использовался в качестве доходного дома. Сын Шиле – Александр Яковлевич – стал известным врачом-окулистом Курского уездного земства.

В 1900 году усадьбу приобрёл курский купец Смирнов, затем она перешла к его наследникам. В начале ХХ столетия владельцами Георгиевской аптеки были провизор Ясинский, а затем – Куйберг.

Перед сносом

Немаловажная деталь. Известно, что по плану 1782 года курские власти в первую очередь стремились построить каменные здания (в камне должны были быть выполнены как минимум первый этаж и подвал) на углах новых улиц, наметив этим границы и направления будущих кварталов. К тому же этот участок улицы Херсонской – Дзержинского, который начинался со здания аптеки, топографически предшествовал знаменитому губернаторскому дому (тот построен и приобретён казной в 1804 году и тоже стоит на углу).
Судьба домовладения после революции типична. В 1918 года оно было муниципализировано, угловой корпус перешёл в ведение Горкоммунотдела, а второй в 1920 годы стал ЖАКТовским. Аптека продолжила свою работу под новым официальным именем – «Советская аптека №1». На втором этаже были обустроены жилые комнаты. Кстати, в одной из них в своё время останавливался Нестор Махно.

В 1941 году около аптеки воздвигли баррикаду, чтобы хоть ненадолго задержать немцев… В мае 1943 года при подготовке города к наступлению немцев там же соорудили кирпичную оборонительную стену с бойницами, а в окнах аптеки оборудовали пулемётные точки. Вряд ли они выдержали бы реальный бой, но, к счастью, обошлось.

Восстановлению не подлежит

Но вернёмся в наши дни. Городской комитет культуры проиграл оба суда новым собственникам здания – речь шла о снятии с него охранного статуса. И вот что хотелось бы отметить отдельно: экспертизу, на основании которой суд вынес решение, готовили в Москве, и специалист, чья подпись увенчала документ, если и был когда-либо в Курске, то не в тот раз. При этом в нашем городе есть специалисты не менее квалифицированные.

Так или иначе, экспертиза была категоричной и безапелляционной: здание ветхое, восстановлению не подлежит… Но вот фрагмент заключения независимых экспертов: «Толщина наружных стен от 68 см до 85 см. Трещин в кирпичных стенах нет. Построено на века, бомба не возьмёт… В подвале и вокруг дома не обнаружено ни одного шурфа, свидетельствующего о проведении обследования. Вывод: никто обследование не проводил, экспертиза написана со слов».

Стоит добавить, что экспертиза состояния здания – дело ответственное и готовится тщательно, в том числе де-юре. И без соответствующих допусков к её результатам никто относиться серьёзно не станет. Так что упомянутая выше частная экспертиза – это всего лишь размахивание кулаками после драки, хотя и с благими намерениями. Тем более после двух судебных вердиктов. И всё же запомним этот момент.

Развёртка квартала между улицами Добролюбова и Гайдара

Возможно, владельцы участка собирались возвести там высотное здание, которое, по мнению официальных градозащитников, не вписалось бы в архитектурный облик этой части города, что как раз и явилось причиной появления там пустыря – существующие ограничения этажности застройки и зона охраны объектов культурного наследия.

И снова история… Сразу после того, как здание Гергиевского храма было снесено, на его месте начали строить гостиницу с рестораном для работников НКВД – как раз напротив аптеки. Как будто для этого другого места не было. Храм исчез, но неофициальное название аптеки – Георгиевская – просуществовало ещё долго…

Как рассказывали старожилы, во время первой немецкой бомбёжки Курска здание было сильно повреждено. Есть и другая версия: его взорвали наши, когда уходили из города в 1941-м. Так или иначе, после войны восстанавливать не стали – построили на его месте жилой дом с магазином на первом этаже… Ниже к улице Добролюбова стояла трамвайная электростанция, позже преобразованная в баню. Когда и её снесли, на этом месте построили здание ЦНТИ.

По диагонали от аптеки (на месте нынешнего сквера) в своё время собирались строить солидное здание Народного дома, но церковные власти не согласились – напротив стоял Георгиевский храм. И тогда Народный дом возвели на улице Ямской (Перекальского, №1). То есть, судьба окрестностей аптеки могла сложиться совсем иначе. А в те времена (и ранее) на предполагавшейся строительной площадке частенько размещались шатры шапито. Эти тоже вызывали постоянное неприятие со стороны церкви.

Виктор КРЮКОВ,
который мальчишкой (в 50-е годы) часто бывал в Георгиевской аптеке
и ещё помнит запах её фармации…



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также