Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Отличная рекомендация: ЦБ и ФАС ужесточат правила рассылки банками рекламы

Газетный выпуск № 2021_113

Как финансовые организации будут оформлять согласие на информирование по новым правилам

Финансовым организациям рекомендуют исключить из кредитного договора с заёмщиком пункт о получении рекламной информации и вывести его в отдельный документ. По данным источника «Известий», такой совет будет содержаться в совместном информационном письме ЦБ и ФАС, которое планируется направить участникам рынка со дня на день.

В антимонопольной службе подтвердили подготовку обращения. В крупнейших банках уверили «Известия», что уже в обязательном порядке получают согласие клиентов на рекламу. Однако на практике часть финансовых организаций обходят эту норму.

За рекламу ответят
Банкам, микрофинансовым организациям, кредитным и сельскохозяйственным кооперативам, а также ломбардам рекомендуют только с согласия клиента рассылать ему рекламную информацию. Письмо Центрального банка и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с таким предложением будет в ближайшие дни разослано участникам финансового рынка, рассказал источник «Известий».

В проекте письма, которое есть в распоряжении «Известий», регуляторы отмечают, что рекомендации кредиторам по рассылке рекламы составлены для соблюдения прав и законных интересов граждан. Так как на практике возникают случаи, когда условие на распространение такой информации включается в текст кредитного договора или иных документов, оформляемых в финорганизациях при оказании ими услуг. При этом заёмщику не предоставляется право отказаться от получения рекламы, говорится в документе.

Как отмечают авторы письма, отсутствие у заёмщика возможности выразить своё несогласие на рассылку при заключении кредитного договора – недобросовестная практика. Потому как, согласно законодательству, распространение такой информации по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия адресата на их получение. Если компания не докажет, что потребитель давал одобрение, то такая реклама признаётся навязанной, констатировали регуляторы.

ЦБ и ФАС по результатам проведённого анализа предлагают участникам рынка учесть ряд правил, следует из письма. В частности, для обеспечения законных прав и интересов граждан кредиторам в качестве лучшей практики рекомендовано получать согласие клиента на рассылку такой информации в виде отдельного документа. А при предоставлении финансовых услуг дистанционно – предусмотреть отдельную форму на сайте организации.

Также обязательно должно быть напоминание для граждан о праве отказа от рекламы, как и о сроке действия соглашения на её получение, указано в письме. Вместе с тем регуляторы рекомендуют не допускать автоматической пролонгации срока рассылки информации с коммерческим предложением. Но самое главное – авторы документа подчёркивают, что несогласие клиента на получение рекламы не должно стать причиной отказа в предоставлении ему кредита или займа со стороны финучреждений.

Обычно рекомендации регуляторов предшествуют законопроекту или нормативному акту, в котором они закрепляются в качестве обязанностей банков, так что у них не будет возможности не следовать совету регуляторов, отметил в беседе с «Известиями» ведущий юрист компании «Парфенон» Павел Уткин.

В ФАС «Известиям» подтвердили наличие такого документа. В Центробанке оперативно не ответили на запрос.

СПРАВКА “ИЗВЕСТИЙ”

Доля выявляемых нарушений в рекламе финансовых услуг в последние годы сильно выросла, заявляли ранее в ФАС. Так, с 2015 года по 2020-й этот показатель увеличился с 12,24% до 18,77%. Максимум отмечался в 2019 году – 22,1%. Нарушение законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Клиент во главе угла
«Известия» спросили крупные банки о том, насколько, по их мнению, необходимо введение новых правил оформления согласия на рассылку рекламы. По словам директора департамента маркетинга МТС Банка Артёма Шустера, их организация поддерживает инициативы, направленные на улучшение клиентского опыта. В первую очередь сам банк заинтересован в долгосрочных отношениях с клиентом, что невозможно, если закидывать его рекламой, от которой он не может отказаться, отметил он, добавив, что МТС Банк всегда получает согласие на обработку персональных данных и рассылку информации о специальных предложениях и услугах.

– Клиенты получают рассылки только со своего письменного согласия. Пункт о получении рекламных рассылок включён в заявление на комплексное банковское обслуживание и подписывается со всеми заёмщиками, – рассказали в пресс-службе МКБ.

Инициатива регуляторов направлена на уменьшение количества обращений финорганизаций к своим клиентам по новым предложениям, считает директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. По его словам, при высокой конкуренции кредиторы агрессивно проводят свои рекламные кампании, вызывая порой раздражение у потребителей. Рекомендация ЦБ и ФАС должна снизить поток коммерческой информации и соблюсти права и интересы граждан, уверен он.

– Также вводимая мера поможет соблюдать существующий закон «О рекламе», который разрешает её получение только с согласия клиентов. Ведь на практике часть финансовых организаций не соблюдает требования этого закона, особенно в части предоставления возможности отказаться от получения рассылок, – подытожил Константин Бородулин.

Вопрос с навязываемой рекламой назрел уже достаточно давно, подчеркнул Павел Уткин. По его словам, пункт об отправке такой информации клиенту обычно включается в договор, и какого-либо серьёзного акцента на нём банки стараются не делать. Решением этой проблемы, по мнению Павла Уткина, может стать отдельное дополнительное соглашение по получению одобрения потребителя, которое предлагают ЦБ и ФАС.

Эксперт напомнил, что, согласно закону, гражданин может написать заявление об отзыве персональных данных и отказе от получения рекламы. Если рассылки или звонки продолжат поступать, то следует обратиться в суд с требованием прекратить их, а также за компенсацией морального ущерба. Как правило, в таких делах суды без колебаний встают на сторону истцов, то есть физлиц, заключил он.

Роза Алмакунова

По материалам IZ.ru



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также