Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Отважный капитан

Газетный выпуск № 2021_116
24 сентября 2021 13:33 История

Жизнь известного рылянина Алексея Домбровского похожа на приключенческий роман

Стать хранительницей истории руководителю музея курской гимназии №25 Елене Шеховцовой, можно сказать, было написано на роду. Среди её предков значится знаменитый флотоводец Алексей Домбровский (1882-1954 гг.). Во время Гражданской войны он был начальником Морских сил Чёрного и Азовского морей. А два родных деда курянки служили на «Авроре». Один из них рассказал Елене много семейных историй.

Сутки в открытом море

– У нас была очень дружная семья, – рассказывает Елена Шеховцова. – Мы частенько собирались у деда Василия Васильевича в однокомнатной квартирке на 1-й Подшипниковой. На столе чего только не было – яблоки мочёные, выпечка, холодец, гусь, запечённый с яблоками. Не исключено, что на этих домашних посиделках бывал и гордость нашего рода адмирал Домбровский. Во всяком случае, слышала я о нём от старших родственников немало.

Жизнь флотоводца Алексея Домбровского похожа на приключенческий роман. Родился он в 1882 году в Рыльске в многодетной семье. Родители были преподавателями и позаботились о том, чтобы он получил хорошее образование. Известно, что Алексей Домбровский владел пятью языками.

Базовые знания он получил в мужской прогимназии, на месте которой сейчас находится средняя школа №1 имени Г.И. Шелехова, в 1891-1895 годах. По окончании Санкт-Петербургского морского корпуса в 1901 году Домбровский проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Крейсер «Россия», где исправно нёс службу 22-летний мичман, участвовал в Русско-японской войне. Алексей Домбровский получил множество ранений. Во время Цусимского сражения он оказался за бортом и больше суток провёл в открытом океане, пока его не заметили с английского торгового судна. В Россию вернулся через Европу.

Спасал жителей Мессины

Русские моряки разбирают завалы в Мессине

Службу после Русско-японской войны Домбровский продолжил на Балтике.

На крейсере «Богатырь» он направлялся к солнечным берегам Италии. В эти дни в Мессине произошло землетрясение, которое вошло в историю как сильнейшее в Европе. Оно началось ранним утром 28 декабря 1908 года на дне Мессинского пролива. Стихия унесла жизни около 80 тысяч человек.

В спасении жителей города принимал участие Домбровский вместе с другими моряками.

Чем ближе подходили к Мессине русские корабли, тем более ужасный вид открывался перед ними: обвалившиеся стены, упавшие купола церквей, разрушенные дома. Русские моряки немедленно приступили к работе. Тут же были организованы перевязочные пункты и своего рода госпиталь, куда стали доставлять раненых. Офицеры и матросы сами ухаживали за ранеными и делали им перевязки. Другая часть команды работала на развалинах, пытаясь вытащить и спасти как можно больше людей. Моряки пробирались туда, куда, казалось, просто невозможно пробраться, разбирали завалы вручную, рискуя собственной жизнью. Увы, некоторые не успевали выбраться из-под завалов и погибали вместе со своей ношей.

Сотни раненых русские корабли переправляли в соседние города. Итальянские газеты приводили слова местных жителей, которые так говорили о наших моряках: «Их послало нам само небо, а не море!»

В честь этого события итальянское правительство учредило медаль «За спасение мессинцев». Она стала одной из многочисленных наград Домбровского, среди которых было и Золотое оружие. Об этой операции Алексей Владимирович написал книгу «Русские моряки в Мессине в 1908 году». Она была отмечена престижной премией имени графа С.А. Строганова.

Ледовый поход кораблей Балтийского флота. Март-апрель 1918 г.

Главный минёр Балтики

В 1909 году Домбровский окончил Минные офицерские классы в Кронштадте, а ещё через пять лет – военный факультет Морской академии Санкт-Петербурга.

Первую мировую войну встретил на Балтике в минной дивизии флота. «Главный минёр Балтики» – так его уважительно прозвали.

Когда после Октябрьской революции арестовывали «бывших», не обошла эта участь и Алексея Владимировича. Он попал в Петропавловскую крепость, но матросы линкора «Полтава», где он служил в звании капитана 1-го ранга, жёстко потребовали освободить офицера, в противном случае угрожая превратить в руины Петропавловскую крепость.
Так Домбровский вернулся в родную стихию, на «Полтаву». Вскоре команда линкора делегировала его в Комиссию по демократизации флота и в руководство Балтийского флота и Военно-морских сил советской России.

Известно, что Алексей Домбровский принимал участие в составлении Корабельного устава. В тот период советское правительство приняло решение о передислокации судов Балтийского флота в Кронштадт.

На Домбровского была возложена огромная ответственность во время проведения этой операции, вошедшей в историю как Ледовый поход. Ни одного судна не было потеряно во время этой сложнейшей операции. В июле 1918 года Домбровскому вверили пост начальника 1-й бригады линкоров Балтийского флота, а в феврале 1919-го – начальника штаба Балтийского флота. В этой должности он участвовал в организации отражения наступления войск Юденича на Петроград.

За новые заслуги перед Отечеством Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов наградил Домбровского именными часами.

Вскоре его ждало новое назначение – начальником Морских сил Чёрного и Азовского морей. После окончания Гражданской войны Домбровский стал помощником начальника, а затем и начальником штаба Морских сил Рабоче-крестьянского Красного флота республики, помощником начальника Специальных курсов усовершенствования командного состава флота (1925-1926 гг.), помощником начальника Военно-морской академии (1926-1928 гг.). Закончил морскую карьеру в звании флагмана 2-го ранга. С тех пор профессор Домбровский готовил молодую смену в качестве начальника кафедры тактико-технических наук военно-морского факультета в Ленинградском электротехническом институте имени В.И. Ленина.

Память о флотоводце

На могиле великого флотоводца был установлен небольшой обелиск.

В 1958 году контр-адмирал А.В. Домбровский был полностью реабилитирован. Одна из улиц Рыльска носит его имя, о нём рассказывают в Рыльском краеведческом музее, где одна из постоянных экспозиций повествует о жизни Домбровского. Также сведения о знаменитом земляке посетители Курского областного краеведческого музея могут найти среди материалов, посвящённых Русско-японской войне.

Мемориальная доска установлена на фасаде школы №1, где учился Домбровский, а мемориальная доска из розового мрамора в Курске на стене дома №6 на Красной площади напоминает, что в этом здании работал Алексей Владимирович.

 

Восстанавливал Курск после войны

В 1938 году флотоводец был арестован органами НКВД. Почти два года провёл в следственном изоляторе, затем был осуждён на пять лет ссылки в Якутии. В 1943 году Домбровский вернулся в Курск, был одним из тех, кто с энтузиазмом принялся за восстановление Курской области и Центрального Черноземья.

После Великой Отечественной войны работал в архитектурно-планировочном отделе курского «Облсельхозпроекта». Великому флотоводцу было тогда за 60. Стены его скромной квартирки на Семёновской украшали картины с изображениями военных кораблей.

Привыкший к основательности во всём, он выезжал в населённые пункты, которые предстояло восстанавливать.

Помимо основной работы, Домбровский читал курс лекций по истории российского и советского флотов в Курском педагогическом институте.

В возрасте 64 лет Алексей Владимирович получил от властей разрешение на переезд в Ленинград. В Северной столице в течение последних лет жизни Домбровский преподавал в электротехническом институте. Свой земной путь великий флотоводец окончил по одним данным в 1952-м, по другим – в 1954 году.

Вероника ТУТЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также