Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Не дай себя обмануть

Газетный выпуск № 2021_119
01 октября 12:50 Безопасность

Защищая свои потребительские права, куряне нередко доходят до судов

Что делать, если новая квартира оказалась сырой и холодной? Какую компенсацию морального вреда можно получить за негодный товар или некачественные услуги? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, познакомившись с практикой курских судов.

Взыскали с застройщика 4 миллиона

Иски по защите прав потребителей – среди самых распространённых поводов обращения в суд, и чаще всего требования покупателей признаются обоснованными и удовлетворяются.

В конце 2014 года жительница Железногорска вступила в долевое строительство многоквартирного дома. По договору с ООО «Центрметаллургмонтаж» она оплатила стоимость двух квартир – однокомнатной для себя и двухкомнатной для семьи сына. Жильё было построено, квартиры располагались на одной лестничной площадке, как и хотела женщина, но радость новосёлов вскоре угасла. Из вентиляционных отверстий в ванной и санузле дул холодный ветер, в комнатах сырели стены, появилась плесень. За две квартиры П. заплатила почти 2,7 миллиона рублей, но покупала она их без отделки, которая обошлась женщине в круглую сумму. Обратившись к застройщику, она потребовала расторжения договора и возврата денег с учётом тех, что были потрачены на отделку. Особенно женщина переживала за внуков, беспокоясь, что сквозняки и сырость повредят их здоровью. В добровольном порядке «Центрметаллургмонтаж» её претензию не удовлетворил, и женщине пришлось обращаться в суд, который расторг договор долевого участия и взыскал с застройщика свыше 4,1 миллиона рублей.

В эту сумму вошли стоимость жилья и отделочных работ, а также компенсация морального вреда, штраф (в делах о защите прав потребителей он взыскивается в пользу истца). Как рассказала консультант Курского областного суда Анна Полянская, суд в числе других доказательств учитывал заключение экспертизы, выявившей дефекты системы вентиляции, монтажа заполнений оконных проёмов, а также несоответствие наружных стен теплотехническим требованиям. То есть холод, сквозняки и плесень стали следствием отступления от проектной документации, которое допустила строительная организация.

 

Дорогое письмо

Курянин Ш. обратился в суд с иском к АО «Почта России». Не получив вовремя важного заказного письма, он потребовал взыскать с почты полмиллиона рублей. В письме был приговор мирового суда в отношении Ш.

Как рассказала пресс-секретарь Кировского районного суда Курска Анжела Будникова, в середине 2019 года Ш. был признан виновным в мошенничестве. Речь шла о том, что он незаконно получал социальные выплаты по безработице, за что суд приговорил мужчину к 300 часам обязательных работ. Суд отправил ему заказное письмо с приговором, пять дней оно находилось в почтовом отделении. За это время Ш. его не забрал, и корреспонденцию отправили назад – в судебный орган. Ш. считал, что таким образом работники почты допустили нарушение. При рассмотрении иска мужчины к АО «Почта России», суд согласился с мнением истца, но не с размером морального ущерба, который он хотел получить. Изначально почтовики добровольно выплатили Ш. две тысячи рублей. Суд назначил взыскать с организации ещё пять тысяч рублей, а также штраф в 2,5 тысячи рублей в пользу Ш., но тот оценивал свои нравственные страдания в полмиллиона рублей. В апелляции дело рассматривалось в Курском облсуде, где снова обсуждались все нюансы.

Как отметила Анна Полянская, оператор почтовой связи отвечает за утрату, порчу, а также нарушение контрольных сроков почтовых отправлений. Предназначавшееся Ш. заказное письмо относится к разряду судебных. После доставки корреспонденции в почтовое отделение оно должно было храниться там не пять, а семь суток. Отправив его в суд на два дня раньше определённого нормативными документами срока, оператор связи нарушил права Ш. Размер компенсации областной суд оставил тот же – 5 тысяч рублей за моральный ущерб и 2,5 тысячи – штраф. Решение вступило в законную силу.

 

Дело о грудинке по-итальянски

При назначении размера компенсаций морального вреда суды придерживаются принципа разумности и справедливости.

Нельзя за негодный товар получить сумму, в десятки раз превышающую его стоимость, если покупателю не были причинены вред здоровью, сильные нравственные страдания или серьёзные неудобства. Дело о просроченном продукте рассматривалось Ленинским судом Курска. В сетевом супермаркете «Европа» Х. приобрёл «грудинку по-итальянски». Товар стоил около 307 рублей. Обнаружив, что срок годности мясного продукта истёк, покупатель потребовал возвращения своих денег. Магазин добровольно перечислил ему стоимость товара и ещё 300 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Но покупатель счёл эту сумму недостаточной и потребовал выплатить ему 5 тысяч рублей, с чем и обратился в суд. В требованиях ему было отказано, и покупатель обратился в апелляционную инстанцию. Надо сказать, что в судебных процессах позицию Х. защищал адвокат. Разумеется, истец оплачивал его услуги. В областном суде, помимо компенсации морального вреда в 5 тысяч рублей, Х. хотел получить ещё 7 тысяч – сумму, которую он заплатил своему адвокату. Увы, он потратился напрасно. Облсуд оставил решение Ленинского суда без изменений. Как отметила Анна Полянская, так как ответчик в добровольном порядке вернул Х. деньги за товар, а также компенсировал моральный вред в сумме, соразмерной нарушению права истца, оснований для удовлетворения иска не имелось.

 

Шпон вместо дерева

Дорого обходится и упрямство ответчиков, которые, не желая выполнять законные требования своих клиентов, доводят дело до суда.

Житель Курчатова Ч. заказал у индивидуального предпринимателя кухонный гарнитур. Когда мебель доставили, покупатель обнаружил сколы и царапины, да ещё и отсутствие одной секции. Понято, что такая кухня была ему не нужна, но дама – ИП – проигнорировала его требования о возврате денег. В итоге, впустую потратив немало времени, сил и нервов в попытках договориться с продавцом, мужчина обратился в суд. ИП напрасно игнорировала претензии клиента. Как рассказала пресс-секретарь Курчатовского городского суда Марина Сотникова, кроме стоимости мебели, с ответчицы в пользу истца взыскано 60 тысяч рублей. Это компенсация морального вреда, штраф и неустойка (1 процент от цены товара, за каждый день просрочки выполнения требований покупателя). Судебные расходы – восемь тысяч рублей – придётся оплачивать тоже предпринимательнице.

В неприятную историю с кухонной мебелью попала и другая покупательница. Женщине хотелось дорогую мебель, за гарнитур она заплатила больше 216 тысяч рублей. Проблемы возникли сразу. Выяснилось, что замерщик неправильно произвел расчёты и мебель установить невозможно – мешают коммунальные трубы. Покупательница направила претензию предпринимателю и несколько месяцев ждала, когда ей вырежут отверстия для труб и она сможет пользоваться мебелью. На этом дело не закончилось: при эксплуатации вздулись поверхности фасадов. Произошло это из-за того, что вместо массива дерева производители использовали дешёвый шпон с плёнкой. На этот раз предприниматель и вовсе не отреагировал на жалобы своей клиентки. Обратившись в суд, покупательница потребовала расторжения договора купли-продажи. Как рассказала Анна Полянская, и в этом случае с ответчика взысканы стоимость мебели, штраф и компенсация морального вреда.

 

Ненужный холодильник

А вот в деле о холодильнике Кировский суд Курска суд встал на сторону ответчика – магазина бытовой техники.

Жительница Курск Л. утверждала, что после включения приобретённого ею холодильника она обнаружила дефекты. Она требовала, чтобы магазин забрал холодильник и вернул его стоимость. Как рассказала Анжела Будникова, по делу была назначена судебно-товароведческая экспертиза, установившая, что холодильник работает в соответствии с его техническими характеристиками. В заседании расстроенная истица сказала, что холодильник ей вообще не нужен. Но такое решение ей следовало принять ещё до оплаты покупки. В итоге проигравшей процесс истице пришлось заплатить за экспертизу.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также