Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Всмотреться в старый город

Газетный выпуск № 2021_125
15 октября 2021 10:52 История

Наш Курск беден овеществлённой стариной, которая во всём мире считается украшением городского пространства и подтверждением того факта, что «сей град» уходит своими корнями в туманную глубину веков. Ну на самом деле: нет у нас старинных замков и крепостей – всё кануло в Лету, как любые строения из дерева. Можно отмечать 1000-летие, основываясь на давних документах и научных предположениях, но пощупать эту древность руками никак не получится.

Торговые ряды на Красной площади Курска в начале ХХ века

Да что там говорить – мы не бережём даже то, что было построено нашими предками сравнительно недавно – уже после внедрения в нашем городе каменного строительства. Отсюда задача – выявить, что осталось после бездумных сносов и уничтожений. А таковое имеется: ниже уровня поверхности нынешнего Курска сокрыто множество исторических артефактов.

Где-то в подземелье…

Единственная фотография подземного хода
под Воскресенским храмом

Скажем, по правую руку бронзового Ленина, от проезжей части Красной площади в сторону Дома Советов, когда-то находилось обширное здание Торговых рядов. Под ним – глубокие ледники, где хранили мясо и рыбу. Здание на протяжении его истории неоднократно реконструировали, но в итоге снесли – в 20-е годы. А подвалы остались – даже голубые сосны с этой стороны росли плохо. Мало того, вывод о пустотах можно сделать по результатам бурений, которые производились здесь в 1956 году – перед установкой памятника вождю. Надо понимать, те подвалы-ледники существуют и сегодня. Неплохо бы побывать там.

На месте, где сегодня стоит памятник «Космос», до 1936 года возвышалась колокольня старинного Николаевского храма. Под ней (и далее в сторону Красной площади) – обширный подклет (подвал). Когда в 50-е годы собирались ставить тот самый памятник, на его месте и окрест производили бурение и снова обнаружили пустоты. Можно предположить, что они и сегодня ждут своих исследователей.

Монастырская башня изнутри. Провалившийся пол,
чуть выше – ещё один ряд глухих оконных ниш

В своё время примерно в юго-западной части нынешнего Первомайского парка, куряне построили обширный дом для генерал-губернатора – деревянный, но с каменным фундаментом и соответствующими подвалами. На просторном подворье имелись и хозяйственные строения. Но дом вскоре снесли – в Курске того времени деревянные постройки не ценились. А подвалы и ледники, судя по всему, остались. С тех пор в этой части парка ничего капитального не строили, поэтому, вполне вероятно, всё это до сих пор ждёт своих диггеров. К слову, как раз там отмечены провалы в грунте.

 

От Божедомской слободы – в наши времена

Ильинский храм, свидетель жития Серафима Саровского и его современник, был возведён в камне в 1768 году – до этого примерно на том же месте стола деревянная церковь. В ХХ веке для нынешнего храма наступили тяжёлые времена: сначала в нём отменили богослужения, потом от бомбёжек сгорела шатровая кровля колокольни, затем колокольню и вовсе снесли, уступив место другому строению. Уже в наше время службы в храме возобновились, но без колокольного звона. Казалось бы, такое сочетание событий в нашей истории не редкость – храм как храм. И всё же в нём есть нечто, что могло бы заинтересовать исследователей. Речь идёт о системе печного отопления, которая начинается в подвале-подклете. Наиболее интересной её частью является изощрённая вязь старинных воздуховодов и вентиляционных каналов. Невольно задаёшься вопросом: не является ли эта печная конструкция заимствованной от старого храма, что когда-то стоял на месте нынешнего?..

Старинная печь Ильинского храма

К слову, чтобы печи и воздуховоды стали доступны для изучения, работникам храма пришлось поработать землекопами. Так вот, в процессе этих раскопок были в изобилии найдены человеческие кости. Два ящика черепов хранятся рядом с печью и ждут своих палеонтологов… Здесь можно предположить всякое, в том числе и события 1612 года, когда поляки начали грабить и убивать курян как раз с Божедомской слободы, что тогда располагалась здесь.

 

Эта башня помнит многое

Когда едешь в троллейбусе по улице Сонина, трудно не обратить внимание на массивную монастырскую башню, выступающую за пределы ограды. Остальные можно увидеть на абрисе 1722 года и на плане монастыря 1785-го, но не более.

Так вот, в порядке гипотезы можно предположить, что под провалившимся полом этой башни есть ещё одно помещение, от коего начинается подземный ход под улицей, а потом – в сторону Тускари. Функционально схожий «тайник» упоминается в описании курского острога 1651 года, а поскольку каменный Знаменский монастырь в какой-то степени взял на себя обязанности снесённой крепости, пошла речь и о возобновлении водоносного тайника. Можно осторожно предположить, что он был воссоздан уже в кирпиче (в отличие от предыдущего земляного), но вскоре благополучно забыт, поскольку появилась более удобная дорога к воде.

 

Ваш покорный слуга в воздуховоде старинных печей
Знаменского монастыря

Старина в несколько слоев

Чуть севернее описанной выше башни в 1875 году построили Воскресенский храм – на месте существовавших ранее монастырских строений с обширными подклетами. Под храмом сравнительно недавно обнаружили подземые пустоты, лаз в которые был тут же замурован. Одно из направлений этих подземелий – как раз та самая башня. К слову, провалы грунта, описанные старожилами завода, располагались именно здесь – на линии от Воскресенского храма к башне.

Тайник под алтарём?

Завершим наше описание мест Курска, где стоило бы «покопаться», вполне доступным подклетом Знаменского собора. Впрочем, заметим, что выше упомянуты далеко не все таинственные исторические артефакты нашего города.

Архитектор Елена Холодова тоже неравнодушна к подземельям

Толщина фундамента полукруглой алтарной части, выступающей на восток, составляет около семи метров. Причём эта часть здания собора самая лёгкая. В других, более тяжёлых частях здания собора фундамент гораздо тоньше. При строительной рациональности наших предков, можно предположить, что внутри семиметрового фундамента имеются пустоты, и довольно обширные. Мало того, в старом плане подклета пунктиром показан вход в них изнутри. Мне приходилось видеть ту часть стены, где этот ход должен начинаться. По сути это лаз высотой не больше метра. От него осталась только замурованная ниша глубиной не более 15 сантиметров. То есть кто-то позаботился, чтобы это место не кануло в общей плоскости стены. К слову, есть немало примеров, когда в русских монастырях имелись такие скрытые пустоты-крипты, причём под алтарной частью. Они использовались для хранения церковных ценностей, там обустраивали кельи для монахов-затворников, хоронили наиболее почётных членов монашеской общины – вспомните пещеры Псково-Печерского монастыря в Киеве.

 

Без археологов никуда

Надо сказать, что взаимоотношения строителей и археологов давно уже не блещут доверительностью. Хотя закон строго их регламентирует: скажем, ни одно сооружение в городе не может быть возведено без предварительного согласования с археологами или раскопок на месте будущего здания. Причём – за счёт строителей. Но попробуйте добиться согласия у зодчих. Несколько лет назад под солидным покровительством строительная фирма решила построить в Первомайском парке танцевальную веранду, не вмешивая археологов. За одну ночь выкопали котлован и втихаря вывезли грунт. Археологическому начальству было велено по этому поводу скандала не поднимать, хотя речь шла о насыщенном городском посаде XVII-XVIII веков. А сколько находок, обнаруженных строителями в момент подготовки котлованов, так и остались неведомы историкам. Наверное, именно поэтому археологи не любят работать в городе – слишком много хлопот. То ли дело где-нибудь под Гочево – там настоящая археология, неторопливая и солидная, без вмешательства конъюнктурных вопросов.

Курск в 1830-1840-х годах. Слева – торговые ряды

Кроме того, у археологов уже на уровне генотипа присутствует некоторое недоверие к понятиям «подземный ход» или «подземелье» – очень уж много на эти темы толковали и продолжают толковать «в народе». Никаких тебе культурных слоев.

Можно вспомнить и тот факт, что современная технология археологических раскопок почти такая же, как во времена Шлимана или Картера: лопата, совок, кисточка. А ведь время не стоит на месте и давно уже появились георадары для глубинного поиска. Вот интересно, изучал ли кто-нибудь с помощью этих инструментов нашу Красную площадь или, скажем, Первомайский парк? Вряд ли – классическом способом оно надёжнее.

Виктор Крюков



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также