Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Шанс измениться есть у любого человека

Газетный выпуск № 2021_137
16 ноября 2021 09:23 Ракурс

Участковый из Обоянского района рассказал о буднях полиции

Если верить многочисленным сериалам, то участковые вынуждены постоянно гоняться за нарушителями и очень часто, рискуя жизнью, вступать с ними в перестрелку. Но экранный вымысел далёк от жизненных реалий. Накануне Дня участковых уполномоченных полиции, который отмечается 17 ноября, мы побеседовали с одним из самых опытных участковых майором Виталием Озеровым. Он с 1997 года служит в Обоянском районе.

В ведении Озерова пять сёл и несколько хуторов – в общей сложности здесь проживает 2738 человек. Многие селяне хранят номер телефона полицейского под рукой – ведь к нему можно обратиться по любому вопросу. Он и поможет, и посоветует.

 

Убедить и проконтролировать

– Виталий Михайлович, помните, как начинали работать?

– В конце 90-х экономическая обстановка была очень сложной, особенно в сельской местности. Людям было трудно найти работу, многие жили в бедности. А в крупных сёлах открывались частные магазины. В одной многодетной семье росли трое мальчиков: старшему – 13 лет, младшему – около семи. В магазине конфеты, шоколадки и другие соблазнительные товары, а у родителей нет денег. Через несколько дней Новый год, вот мальчишки и решили подготовиться к празднику. Магазин работал только днём. В позднее время братья разбили окно, подсадили самого маленького, и он протиснулся сквозь прутья решётки. Мальчишки забрали сладости, бутылки с лимонадом. Утром продавец позвонила в дежурную часть. Сразу было понятно, что взрослый в помещение проникнуть не смог бы. Вышли на эту семью, честно скажу, детей было жалко. Хотя ущерб небольшой, но кража совершена группой лиц с незаконным проникновением. Но ответственность за такое преступление наступает с 14 лет, а у них и старший этого возраста не достиг. Ребят поставили на профилактический учёт. Мы с инспектором по делам несовершеннолетних работали и с ними, и с родителями, объясняли, как все могло бы закончиться, будь мальчики постарше. Мы длительное время наблюдали за этой семьей, больше проблем не было. Ребята эти давно уже взрослые, работают, ни в чём плохом замечены не были.

– Сейчас несовершеннолетние на учёте есть?

– Один подросток, ему 13 лет. Родители работают и обеспечивают сына всем необходимым. Но ему захотелось иметь личные деньги. Вот он и начал таскать у селян изделия из металла, которые сдавал в пункт приёма. Теперь обещает исправиться, с ним мы ещё будем продолжать работать. Семья хорошая, родители усилили контроль за сыном. Сложнее, когда родители не занимаются воспитанием детей. На учёте у меня четыре неблагополучных семьи с детьми, в которых родители употребляют алкоголь. Дети у них школьники. Навещаю я их часто, объясняю родителям, что у них могут изъять детей. Выпивать они стали меньше, знают, что приехать могу в любой момент и проверить, чем они занимаются, поддерживают ли порядок в доме и чем собираются кормить детей.

– Бывают безнадёжные случаи?

– Никогда не надо опускать руки. На соседнем участке у моего коллеги женщина страдала алкоголизмом. У неё двое детей: один взрослый, другой – несовершеннолетний. Школьник брошенным не был, родственники присматривали, но мать пила запоями. Она сама всё понимала, но справиться не могла. Какое-то время держится, потом неделю-полторы пьёт. Мы не имеем права заставить лечиться, можем только убеждать, уговаривать, контролировать. В какой-то момент это подействовало. Женщина поехала в ЦРБ, успешно прошла кодирование и уже длительное время на спиртное не смотрит. Но наш участковый с контроля её не снимает, пока срывов не было. Ребёнку необходима родная семья, сохранить её – наша главная задача. Конечно, если ситуация опасная, необходимо принимать незамедлительные меры и ставить вопрос о лишении родительских прав. В последнее время таких случаев на моём участке не было.

Преступность в пандемию

– Из-за пандемии школьники часть учебного года обучаются дистанционно. Какие проблемы возникают?

– В такие периоды мы не можем организовывать массовые мероприятия в учебных учреждениях. Но общение продолжается с помощью современных технических средств. Расскажу случай, который меня удивил. Это было в прошлом году. Мужчина заявил в полицию, что у него украли смартфон. Накануне он был у знакомых. Взрослые распивали спиртное, и никто не заметил, как 15-летний сын хозяев взял телефон гостя. Когда мы пришли в эту семью, подросток признался в краже и вернул мобильный. Мотив преступления был необычным. Школьнику нужно было заниматься, выполнять задания учителей, а у него только кнопочный телефон без интернета и мессенджеров. Родители об этом не подумали, вот он и забрал чужой. Был суд, за кражу подростка приговорили к условному лишению свободы с испытательным сроком. Семья три месяца назад переехала в другое село, теперь у них другой участковый, но и я с парнем встречаюсь. Ему уже 16 лет, он подрабатывает у фермера, там подросток на хорошем счету. Главное, что он понял, что можно найти законный выход из положения и даже в юном возрасте заработать на тот же смартфон. В планах у подростка поступление в училище, надеюсь, он их осуществит.

– По вашей практике количество преступлений снижается?

– В прошлом году на моём участке расследовалось шесть уголовных дел, в этом – четыре. Две кражи: один мужчина украл телефон, другой – изделия из металла. Они уже осуждены. Молодые люди из-за девушки подрались, и закончилось это сломанной рукой. Мужчина приговорён к исправительным работам за угрозу убийством. Пришёл домой пьяный, требовал у жены деньги, чтобы ещё купить спиртного, она не дала. Он начал скандалить, ножом кухонным размахивать, а женщина вызвала полицию. Успокоился он ещё до нашего приезда, но к уголовной ответственности был привлечён. Они помирились и продолжают жить вместе. Но он, полагаю, усвоил урок: будешь пьянствовать и нападать на супругу – ответишь по закону.

– Расскажите о курьёзных случаях.

– Мужчина написал заявление, что у него украли паспорт, который он всегда держит в одном и том же месте. Мы начали проверку, опрашивали его соседей, знакомых, ничего подозрительного не выявили. И тут наш заявитель сообщил, что документ у него дома. По рассеянности он засунул его куда-то и теперь нашёл. Бывает, что преступление совершает человек, от которого ничего плохого не ожидаешь. На участке у моего коллеги обворовали несколько домов: вынесли два ковра, стулья. Выяснили, что возле этих домовладений видели селянку, проживающую на соседней улице. Подумать на неё было трудно: трудолюбивая женщина, работает на ферме, заботится о сыне-инвалиде, алкоголь не употребляет… Однако у неё дома и нашлись пропавшие вещи. Причём на самом видном месте: ковры постелены в комнате и стулья стоят. Женщина очень переживала, ей было стыдно перед односельчанами. Зачем она это сделала? Хотела украсить свой дом… Приговорили её к условному лишению свободы.

– Особо тяжкие преступления были?

– Недавно на другом участке женщина ударила сожителя сковородкой по голове. Пострадавшего отправили в больницу, два дня врачи пытались спасти его, но он умер. Причина беды – пьяная ссора. Семья состояла на профилактическом учёте, но агрессией ни женщина, ни её сожитель до этого несчастья не отличались. Алкоголь как заряженное ружьё у Чехова, когда-нибудь выстрелит. Уголовным делом занимаются следственные органы, для нас сейчас главный вопрос – судьба детей. От первого брака у женщины двое несовершеннолетних детей, один школьник, другой – студент ссуза. В другом селе живёт их бабушка, но она тоже выпивает. К счастью, есть отец. Он и после развода с женой заботился о детях, навещал, помогал.

 

Моя задача – профилактика

– Среди главных проблем – дистанционные мошенничества и наркотики.

– Пока на моём участке никого не обманули. Говорим об этой опасности селянам постоянно, и полицейские, и сотрудники администраций муниципальных образований. Рассказываем о новых способах, которые предпринимают аферисты. Наши люди знают, что при подозрительных звонках банка надо сразу нажимать отбой, а лучше не принимать вызовов с незнакомых номеров. Атаки мошенников продолжаются, люди рассказывают, как им звонили «сотрудники службы безопасности банка», «следователи из Москвы», «оперативники уголовного розыска»… Они предлагали отменить транзакцию, заявку на кредит, разблокировать карту и так далее. Разговоры с ними селяне прерывали. Каждый день напоминаю всем, с кем общаюсь: никаких финансовых операций по телефону. В сфере незаконного оборота наркотиков за употребление марихуаны к административной ответственности привлекался переехавший к нам из Мурманска мужчина. Основная часть населения – люди среднего и пожилого возраста. Молодёжи немного, детей и подростков чуть больше 60. Профилактическую работу провожу тоже на регулярной основе, рассказываю, что закладчики попадаются в самом начале своей «деятельности» и приговаривают их к длительному сроку лишения свободы.

– Виталий Михайлович, как у вас возникло решение служить в правоохранительных органах, и именно участковым?

– Моё детство прошло в Белгородской области, в селе Песчанное. У нас был участковый, которого уважали все: и посоветует, и поможет. Занимался он не только гражданами так называемой группы риска, а знал, чем живёт каждая семья, и нам, мальчишкам, внимание уделял. Когда я вернулся после службы в армии, мы с братом Евгением и решили поступить в милицию, тогда еще ведомство так называлось. Устроились мы в Обоянский районный отдел. Евгений тоже работал участковым. Сейчас он на пенсии, а я продолжаю служить. Какое-то время я работал в патрульно-постовой службе. Но мне больше нравится общаться с людьми. Для участкового важен контакт с населением: администрацией сельсоветов, педагогами школ и обычными неравнодушными людьми. У всех есть мой телефон. Увидели соседа пьяным и сегодня, и завтра, в семье конфликты, ребёнок прогуливает занятия, я сразу знаю об этом и разбираюсь, что случилось. Запускать такие случаи нельзя. На моей территории пять сёл и несколько хуторов, в общем на участке проживает 2738 человек. Самый крупный населённый пункт – Рыбинские Буды, где живет 866 человек, сюда приезжаю наиболее часто. Но и маленькие населённые пункты, где всё благополучно, нельзя упускать из внимания. Есть хутор, где постоянно живёт только один пенсионер. Ему около 70 лет. Скучать ему некогда, большое хозяйство: огород, сад, домашняя птица, есть ульи. Он очень любит животных, держит собаку, кошек, но общения не хватает. Разговаривать с ним интересно, опять же, вдруг помощь понадобится. Зимой в отопительный сезон у участкового работы больше. У некоторых ещё печное отопление, надо напомнить о мерах безопасности. Да и с другими побеседовать о том, что нельзя перегружать электропроводку, нарушать правила эксплуатации отопительного оборудования. Скоро новогодние праздники, для полицейских это горячая пора. Мы перейдём на усиленный режим работы: предупреждение правонарушений, рейды, посещения семей, одиноких селян. Всем будем желать счастья, семейного тепла, крепкого здоровья и благополучия в новом году.

Анна ЖУРАВЛЁВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также