Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Если бы вы не были европейским светилом… вас следовало бы арестовать!»

Газетный выпуск № 2021_142
26 ноября 17:02 Киноразворот

Как курский «профессор Преображенский» пытался очеловечить обезьяну

Кадры из фильма «Собачье сердце», 1988 год

33 года назад, 20 ноября 1988 года, на Первом канале центрального телевидения состоялся премьерный показ одного из лучших советских фильмов «Собачье сердце», снятого режиссёром Владимиром Бортко по мотивам одноименной повести Михаила Булгакова. Фильм о научном эксперименте стал злободневной социальной сатирой, а цитаты из него ушли в народ. Чего только стоит первое слово, произнесённое Шариковым: «Абыр-абыр… Абырвалг!».

В образе главного героя – профессора Преображенского – угадывалось несколько известных учёных. По одной из версий, его прототипом стал Илья Иванов, профессор-биолог из Курской области, имя которого носит Курская сельхозакадемия. Он был современником Михаила Булгакова, родился 1 августа (20 июля по старому стилю) 1870 года в уездном городе Щигры. А в прошлом году научный мир отметил 150-летие со дня рождения учёного. О смелых экспериментах и загадках в его биографии рассказывает редактор Курского кинофонда Оксана Саницкая.

Кадры из фильма «Собачье сердце», 1988 год

Соревнование с Богом…

Объявление в газете «Советская Абхазия» от 18 мая 1930 года: «Приглашаются женщины-добровольцы, готовые участвовать в опытах по скрещиванию с обезьяной, заинтересованные идейно, а не материально».

Такими ли уж фантастическими были повести Михаила Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце», написанные в 1924-1925 годах, об учёных, бросивших вызов самой природе и решивших затеять соревнование с Богом?!

«В начале XX века мир вступил в ту загадочную область научных исследований, границ которой мы до сих пор не можем определить. Собаке пришивали голову другой собаки, курице переделывали пол, кастрировали зябликов и снегирей, а селезней превращали в транссексуалов. Это было время расцвета безумных идей, когда казалось, что всё возможно и всё подвластно человеку. Раз уж совершили революцию, свергли царя и Земля не перевернулась, значит, можно делать и всё остальное», – с такой мысли начинается документальный фильм 2005 года телеканала «Россия» «Люди-обезьяны. Секретные опыты доктора Иванова». Он создан с использованием дневниковых записей профессора по документальной повести Олега Шишкина «Красный Франкенштейн» о тайных экспериментах Кремля.

Илья Иванов …Вот уже больше века с портрета
на нас смотрит, не раскрывая своих секретов, этот седовласый старик с клиновидной бородкой, так похожий на доброго доктора Айболита из детских книжек

В фильме подчёркнута мысль, что провокационные задачи научному сообществу ставила советская власть. Например, опыты по пересадке голов животных проводились с амбициозной целью победить смерть.

Широкую известность в СССР приобрёл и метод французского хирурга российского происхождения Сергея Воронова. Он лечил увядание и боролся со старостью, прививая людям срезы гениталий шимпанзе и бабуинов. А теперь вспомните, как в «Собачьем сердце» Филипп Филиппович практиковал омоложение, пересаживая обезьяньи клетки богатым пациентам… Его операция на собаке – всего лишь продолжение экспериментов по пересадке животному семенников и гипофиза умершего человека.

Впрочем, образ профессора Преображенского считается собирательным: ему приписывают до десяти прототипов, среди которых, кроме хирурга Воронова и курского биолога Иванова, учёные Павлов и Бехтерев, дядя Булгакова – врач-гинеколог, профессор Николай Покровский и даже сам основатель советского государства Владимир Ленин, преобразовавший в Шарикова весь русский народ.

 

Прообраз ЭКО

Неоспоримой заслугой профессора Иванова, делом всей его жизни стало открытие и внедрение метода искусственного осеменения в животноводстве, который позволил рационально использовать племенных производителей и осеменять одним биоматериалом значительное число самок. «Только при такой постановке техники искусственное оплодотворение приобретает истинное своё значение и может рассчитывать на широкое практическое применение», – говорил учёный.

Доклад Иванова на заседании Общества русских врачей в Петербурге 2 декабря 1899 года высоко оценил великий физиолог, будущий первый

Вспоминать о попытках создания гибрида обезьяны и человека современное научное сообщество не любит

российский нобелевский лауреат Иван Павлов. Сначала опыты были малоудачными, но открытый в 1903 году в селе Долгом Орловской губернии первый в России пункт искусственного осеменения лошадей завоевал доверие местных крестьян. Через 6 лет в Петербурге была открыта спецлаборатория, ещё через год – опытная станция Управления ветслужбы Министерства внутренних дел.

До 1914 года в 30 губерниях было искусственно осеменено более 7 тысяч лошадей, чуть позже – 100 тысяч овец и 20 тысяч коров. «Советский Союз занимает первое место в мировом животноводстве по численности искусственно осеменённых животных. Только в 1969 году искусственно осеменено 62,4 миллиона маточного поголовья», – писали в книге «Выдающийся учёный-биолог», изданной к 100-летию со дня рождения Ильи Иванова в 1970 году Министерством сельского хозяйства СССР.

После смерти профессора его открытия были усовершенствованы учениками и последователями. Но он сделал главное – разработал и ввёл в практику научно обоснованную систему дезинфекции и стерилизации материалов, инструментов и рук, а также детально изу-чил особенности физиологии половой функции у самок животных, утверждая, что метод можно применять на всех млекопитающих. Его значение для научного прогресса Илья Иванович сравнивал с открытием электричества.

 

Кадр из фильма «Кинг Конг», США/Новая Зеландия/Германия, 2005 год

Про любовь Кинг Конга

Если делать выводы на основе данных фильма «Секретные опыты доктора Иванова», то экранизированная любовь Кинг Конга к человеческой женщине – совсем не выдумка. Биолог Ильи Иванов стал первопроходцем в получении межвидовых гибридов в скрещивании зебры и осла, зубра и домашней коровы, антилопы и коровы, мыши и крысы, мыши и морской свинки. Такая развивающая генетику работа по выведению новых видов домашних животных в то время очень ценилась. Но профессор пошёл ещё дальше, о чём не очень любит говорить современное научное сообщество, – он замахнулся на создание гибрида обезьяны и человека!

В 1926-1927 годах биолог возглавил африканскую экспедицию Академии наук СССР, созданную в целях изучения гибридизации человекообразных обезьян, и вместе с сыном – тоже биологом и тоже Ильей – создал в Гвинее обезьяний питомник. Местное племя помогало учёным отлавливать животных, исполняя перед охотой ритуальный танец, суть которого такова: воины, вооружённые дубинками и луками, выслеживают семью шимпанзе, собаки загоняют особей на дерево, вокруг которого разводится костёр с одурманивающими травами, и шимпанзе, задыхаясь от дыма, бросаются вниз.

Но на деле обезьяны давали решительный отпор своим противникам, обращая тех в бегство, и Ивановы оставались в лесу наедине с разъярёнными животными. Так от нападения самки шимпанзе пострадал Иванов-младший – он был госпитализирован с разорванной грудью.

Здесь, в Африке, профессор услышал невероятные истории о том, как обезьяны якобы брали силой девушек, после чего те умирали в их объятиях, и даже о рождении гибридных детей. Но уговорить туземок на эксперимент по искусственному оплодотворению обезьянами, даже за большие деньги, никак не удавалось. И тогда Иванов пошёл на обман – решился провести процедуру под видом медицинского осмотра…

Эта авантюра не была доведена до конца. На станцию проник корреспондент парижской газеты «Русское время», который в своей статье поделился такими выводами: большевики решили создать новую советскую расу, способную воспринять и твёрдо усвоить коммунистические идеи, – полулюдей, полуобезьян». О публикации мгновенно узнали в СССР, и экспедиция была свёрнута.

 

Из области фантастики или бреда?

Ивановы отправились на новую станцию приматов в Сухуми, захватив с собой более десятка шимпанзе. «Скрещивание организовать в Африке гораздо труднее и сложнее. Женщин, желающих подвергнуться опыту, несравненно легче найти в Европе или у нас. Для этого рода опытов достаточно иметь 2-3 взрослых самца антропоморфных обезьян», – не отчаивался экспериментатор. И, как ни странно, оказался прав!

Вот что писал один из сотрудников сухумского питомника профессору Иванову: «В ответ на публикации в газетах в гособезьянник обратились некоторые товарищи (мужчины и женщины) с просьбой использовать их в опытах, свидетельствующих об эволюционном происхождении человека. Они предлагали себя для экспериментов с обезьянами, не требуя платы, а исключительно ради науки и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан».

Весной 1929 года была организована комиссия по планированию экспериментов Иванова в Сухуми. Решили, что потребуется по крайней мере пять женщин-добровольцев. В июле 1929 года, ещё до начала эксперимента, Иванов узнал, что единственный самец обезьяны, достигший половой зрелости, умер. Новая партия шимпанзе прибыла в Сухуми только летом 1930 года. Однако после фельетонов во французской прессе, высмеивающих советскую науку, занятую утопическим проектом создания рабов, деятельность профессора Иванова приостановили.

Обвинённый в шпионаже и антисоветской деятельности, в декабре 1930 года учёный был арестован и выслан в Алма-Ату с правом работать в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте, с сохранением звания и должности профессора. Ещё год спустя он внезапно скончался от кровоизлияния в мозг.

Однако некоторые в эту официальную версию не верят: в своей книге «Замороженный, или Неандерталец ещё жив» бельгийский криптозоолог Бернар Эйвельманс ссылался на беседу, состоявшуюся в начале 50-х с бежавшим из советского ГУЛАГа врачом, арестованным за отказ осеменить женщину биоматериалом гориллы. Но что не сделал он, сделали другие.

По словам этого человека, Илья Иванов не умер, а продолжил работать в одной из гулаговских шарашек, где ему всё-таки удалось получить гибрид обезьяны и человека. И этих рослых волосатых существ привлекали на работы в трудовых лагерях. Отсюда и вывод автора: выпущенные или сбежавшие гибриды разве не могли бы приспособиться к жизни в сибирской тайге и казахских степях – там, где чаще всего встречают загадочного снежного человека йети?

 

Дмитрий Шостакович за роялем

Опера «Оранго» как ответ Шостаковича на деятельность Ильи Иванова

В 2004 году в архивах Музея имени Глинки была найдена потерянная опера Дмитрия Шостаковича «Оранго», которую композитору заказали в 1932 году к пятнадцатилетию Октябрьской революции. Она задумывалась как жёсткая сатира на капиталистическое общество, и в особенности – на буржуазную прессу.

Либретто «Оранго» создавалось на основе рассказа Александра Старчакова «Победа Альбера Дюрана», опубликованного в 1930 году в сборнике «Особняк на площади». В рассказе идёт речь о журналисте Альбере Дюране, которому удаётся узнать об опытах эмбриолога Эрнеста Гуро.

Сухумский питомник

Учёный собирается оплодотворить мужскими клетками обезьяну Руфь. Фельетон Дюрана «Любовник обезьяны» становится сенсацией, опыты учёного прекращаются, а сам Дюран делает на скандале блестящую карьеру. Повесть была отголоском научной деятельности биолога Ильи Иванова. Шостакович, вероятно, познакомился лично с Ивановым в 1929 году во время посещения научной станции в Сухуми (об этом событии есть свидетельства в письмах композитора). В питомнике тогда был орангутан по кличке Тарзан.

Из публикации обозревателя Алексея Каданера: «Сочетание впечатлений Шостаковича с текстом Старчакова дало главного героя оперы – метафорического врага коммунизма, человека-обезьяну, имя которого Оранго и стало названием оперы. Его жизнь начинается в лаборатории французского учёного, успешно скрестившего обезьяну с человеком. Став взрослым, Оранго делает карьеру журналиста, после Первой мировой войны отправляется в Советский Союз в качестве шпиона, но его разоблачают и высылают. Во Франции Оранго женится, богатеет и становится владельцем газеты, в которой начинал работать. С возрастом его ненависть к коммунистическому режиму растёт, причём он влюбляется в дочь создавшего его учёного, сочувствующую коммунистам. Из-за этого противоречия и сжигающей его ненависти Оранго начинает стремительно глупеть и разлагаться, теряет человеческий облик, и в какой-то момент жена продает его как диковинку немецкому цирку, который привозит Оранго в Советскую Россию».

Оксана САНИЦКАЯ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также