Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курянам устроили «Цвето-представление»

Газетный выпуск № 2022_008
21 января 2022 13:42 Культура

В областной картинной галерее открылась выставка с очень необычной концепцией

«Подснежники»,
Копытцева Майя

Обычно мы не задумываемся о том, в каком ярком мире живём. Если темно, то включаем свет и видим все краски. В 18 веке при свечах предметы выглядели иначе. А как творили первобытные художники? Они рисовали углём. О свете и красках, которые помогают нам видеть мир таким, какой он есть, призывают поразмышлять создатели выставки «Цвето-представление» в областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. Перед нами шедевры мастеров прошлых столетий. Картины объединены в одну экспозицию по принципу цвета: эволюции живописи, её возможностей и поэтики.

«Портрет Лиесмы», Олег Гостев, 1959

– Цвет в живописи – это то данное художнику средство, которое едва ли не в первую очередь влияет на выразительность картины. И цвет – главный «герой» и основной сюжет нашей экспозиции, – говорит куратор выставки Ирина Цуканова. – Вопрос цветовой гаммы занимал умы многих живописцев, но также и учёных. Создавая развернутые цветовые системы – цветовые круги, колёса, сферы – они стремились упорядочить различные цвета, определяя каждому из них своё место в хроматической системе.

Для лучшего понимания замысла представленные на выставке произведения сгруппированы по колористическим признакам. На первом этаже начинают историю цвета монохромные полотна, в которых главенствуют ахроматические белый, чёрный и все оттенки серого. Такие как «Внутренний вид храма» работы Робера Юбера. Здесь преобладает чёрный цвет. Только присмотревшись, видим людей, наполняющих храм. Источник света – лишь факел и солнечные лучи, пробивающиеся из открытой двери.

«Молодость», Юрьяне Айя, 1968

Второй этаж рассказывает о хроматических цветах и их делении на яркий насыщенный и приглушённый пастельный колорит. Полотна расположены в соответствии с законами цветового круга Ньютона: от красного через оранжевый и желтый цвета к зеленому. От зеленого к голубому и синему цвету. Завершает цветовой круг фиолетовый и пурпурный. Здесь впервые представлена работа неизвестного русского художника первой четверти 19 века. Искусствоведы считают, что это автопортрет.

Но художественный замысел – не догма, а руководство к действию. В заявленных колористических комплексах есть и отклонения от общей идеи: в монохромных группировках можно встретить цветное изображение и наоборот. Эти столкновения, контрасты – умышленны. Они, во-первых, оттеняют цветовые характеристики, а во-вторых, разнообразят, ритмизируют зрительные ряды.

 

«Портрет Марии Федоровны Барятинский с дочерью Ольгой» 1817, Лефевр Робер Жак Франсуа Фауст

Как дочь немецкого графа наряжалась в русский сарафан

Ещё одна небольшая экспозиция, представленная курянам, занимает один зал и продолжает традицию выставок одной картины. Её главный экспонат – «Портрет Марии Фёдоровны Барятинской с дочерью Ольгой» работы французского живописца Робера Лефевра. Картина прибыла из Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим». Когда-то она украшала имение Барятинских в Марьино. Картина была написана вскоре после свадьбы князя Барятинского с Марией Келлер. Это был его второй брак. Первая супруга – Мария Франческа Деттон, внучка лорда Шерборна, умерла через два года после свадьбы. Второй женой князя стала графиня Мария Луиза фон Келлер, дочь прусского посла в Вене Христофора Людвига фон Келлера.

«Весна и осень», Олег Савостюк, 1978

Тогда же началась постройка знаменитого Избицкого дома в курском имении семьи – князь сделал подарок молодой жене. Пока строилось великолепное имение, молодые отправились в Европу. Здесь они собирали предметы искусства для украшения своего будущего особняка.

У модного живописца Робера Лефевра были заказаны фамильные портреты князя, княгини с дочерью и сестры И.И. Барятинского Анны Толстой с сыном. Перед нами портрет княгини. Мария Фёдоровна в парадном костюме, имитирующем русский сарафон с рубахой. На ней кокошник и фата. Все стилизовано под моду первой половины 19 века. Высокая талия под грудью — а-ля Жозефина. Наверное, так подчеркивалось, что, став женой Барятинского, представителя древнейшего дворянского рода Российской Империи, Мария Келлер, родившаяся в Мюнхене, всей душой полюбила русскую культуру, традиции.
Сарафан украшает красивая сложная вышивка. Известно, что крепостная Барятинскаих брала уроки у парижской золотошвейки, создавала этот великолепный наряд специально для картины. Написанный в 1817 году в Париже, парадный портрет интересен соединением тяжеловесного ампирного антуража (парадный наряд модели, колонна гигантского ордера с бархатным занавесом, порфировая тумба, малахитовая ваза) с неожиданными мотивами. Княгиня одета в «русское платье» – шитый золотом бархатный сарафан и жемчужный кокошник с фатой.

До 1918 года портрет находился во дворце «Марьино», и дополнением к выставке служат произведения из коллекции Курской картинной галереи, которые при жизни Марии Фёдоровны украшали резиденции Барятинских.

Подготовила Елена Гамова



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также