Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Тамара Антипенко: «Николай Еременко был красавцем, а с Ларисой Удовиченко мы жили в общежитии»

Газетный выпуск № 2022_022
25 февраля 2022 14:41 Киноразворот

Интервью с единственным в Курской области профессиональным киноведом Тамарой Антипенко

21 февраля своё 75-летие отметила Тамара Антипенко – почётный работник культуры и искусства Курской области, журналист, публицист, педагог, лауреат премий имени Валентина Овечкина, Константина Воробьёва и Петра Сальникова.

Тамара Николаевна внесла большой вклад в развитие культуры нашего региона. По её публикациям можно составить полную картину культурной жизни курского края конца XX – начала XXI века. Автор пяти книг, она также редактировала издания музыковеда Иды Татарской, краеведа Владимира Степанова и бывшего председателя комитета по культуре Курской области Валерия Рудского.

Но для «Киноразворота» интервью с ней мы подготовили не случайно. Антипенко – единственный в нашей области профессиональный киновед с дипломом ВГИКа. Около восьми лет заведовала методическим кабинетом Курского областного управления кинофикации. Имеет и самое непосредственное отношение к газете «Курская правда»: здесь она руководила отделом культуры и работе в редакции посвятила 22 года своей жизни.

В начале нынешнего года Курский кинофонд пригласил её в качестве эксперта в киноклуб «Другое кино в библиотеке», работающий с 2015 года при «Асеевке». И это вдохнуло в него новую жизнь. Тамара Николаевна очень незаурядно разбирает кинематографический материал. Её живой ум позволяет по-новому оценить увиденное. Следующая киновстреча с просмотром картины режиссёра Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске», номинированной в 2019 году на премию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, состоится 26 февраля. А пока мы предлагаем познакомиться с самим киноведом.

– Тамара Николаевна, ваш отец был военнослужащим, а мама – экономистом. Откуда желание стать журналистом?

«Тамаре с уважением, Юрий Соломин». Пообщаться с любимым артистом удалось
во время работы в управлении кинофикации

– Я выбрала профессию ещё в восьмом классе. На мои литературные способности обратила внимание учительница Лидия Ивановна Волкова в школе (она же была и директором учебного заведения), которую я заканчивала в посёлке Мяунджа, в 600 километрах к северу от Магадана, по месту службы отца. В конце седьмого класса написала стихотворение, а она направила его в районную газету «Сусуманский рабочий». Опубликовали.

Затем Лидия Ивановна предложила мне писать небольшие заметки в «районку». Так я начала публиковаться с 14 лет. Меня стали направлять на творческие семинары, где я познакомилась с магаданскими журналистами, писателями и поэтами. А после школы отправилась поступать в МГУ на журфак. И хотя сдала экзамены весьма прилично, по конкурсу не прошла – требовалось 2 года трудового стажа.

С этими оценками в самом конце лета я оказалась на пороге курского пединститута, выбрав от безысходности близкую гуманитарную специальность – учитель русского языка и литературы. Окончила с красным дипломом и даже год отработала в двух сельских школах Дмитриевского района. Но я никогда не прекращала грезить о журналистике. И вот, наконец, мне улыбнулась удача! Вернулась в Курск, и меня взяли литсотрудником в газету «Молодая гвардия».

– А потом вдруг выбрали такую редкую и необычную профессию киноведа?

– Недолго длилось моё журналистское счастье… Меня вдруг причислили к диссидентам! Хотя я даже значения этого слова долго не могла запомнить. Мой коллега журналист Александр Прозоров и тогда ещё студент литфака, а в будущем почётный кинематографист и заслуженный работник культуры России Сергей Малютин написали и дали мне почитать какой-то антисоветский роман, из которого запомнилась только одна фраза: «А Владимир Ильич вас бы не одобрил».

Но чёрт же дернул прихватить рукопись в корректорскую… Редактор газеты испугался и заставил написать заявление об уходе. После непродолжительных мытарств оказалась на пороге Курского областного управления кинофикации, где только что открылся методкабинет. И хотя за мной тянулся шлейф неблагонадёжности, начальник управления Валентин Петрович Жидких, бывший педагог, не поверил, что я в свои 23 года представляю угрозу.

Заседание школьного литературного объединения под руководством учительницы Лидии Волковой, восьмиклассница Тамара Антипенко – крайняя справа. Колымский посёлок Мяунджа, 1961 г.

– Да, но ведь профильную специальность было получать необязательно.

– Учась в пединституте, я очень увлеклась театром, вследствие чего написала запросы во все театральные вузы Советского Союза с просьбой прислать условия поступления на театроведческие факультеты. В том числе написала во ВГИК. Ответили, кстати, все. Учиться очень любила, институт кинематографии обещал престижную профессию, и я, уже работая в кино, подумала: почему бы и нет.

Актриса Татьяна Паркина каждый час отрывалась от чтения, чтобы делать упражнения для талии: настолько жёсткая дисциплина была на актёрском факультете.

Вместе с рядом научных и публицистических работ направила на творческий конкурс и свою единственную опубликованную кинорецензию на фильм «Посол Советского Союза». А на экзаменах в Москве нам предлагалось оценить новую, ещё не вышедшую в прокат (что обеспечивало всем равные условия) картину Глеба Панфилова «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли.

Далее – собеседование, которое проводила мастер нашего курса, автор книг по зарубежному кино Валентина Колодяжная. Она интересовалась, почему я, уже имея образование, решила поступать во ВГИК. Объяснила, что на своей должности учу киномехаников работать с фильмами и зрителями, а значит, надо поучиться самой. Валентина Сергеевна так и объявила всей комиссии: «Эту надо принять, хоть учиться будет!». В то, что во ВГИК можно поступить, не мог поверить даже руководитель нашего управления кинофикации. И тем не менее мне это удалось.

– Как проходил учебный процесс?

– Училась заочно, отправляя контрольные и получая оценки по почте, а вот на сессии, которые длились целый месяц, ездила в Москву. О, что это было за место – ВГИК! Центр богемной жизни! Сколько фильмов, в том числе лежащих «на полке» (так назывались картины, не вышедшие в прокат по цензурным соображениям), хранящихся в Госфильмофонде, лучших образцов мировой киноклассики, удалось посмотреть! Премьеры в Доме кино, международные кинофестивали, пресс-конференции…

А харизматичные преподаватели навсегда остались в памяти. Кино – искусство синтетическое, и нам преподавали музыку, театр, литературу, режиссёрское и операторское мастерство. Историю советского кино преподавала Елизавета Смирнова, некогда работавшая с Всеволодом Пудовкиным, про которого она говорила: «Он был хорошим человеком, и у него всегда были деньги». Кинодраматургию читала Вера Тулякова, вдова турецкого поэта Назыма Хикмета. Сложнее всего было с нашим мастером Колодяжной – только к её экзамену я была вынуждена готовить шпаргалки. Выслушав ответ по билету, она могла задать такие дополнительные вопросы: «Назовите первый польский фильм» или «Перечислите в хронологическом порядке все фильмы Ингмара Бергмана».

ВГИК, 1975 год. Тамара с однокурсниками
после вручения дипломов

– Кто из будущих звёзд кино в это время учился параллельно с вами?

– В 71-м году, когда я приехала на свою первую сессию во ВГИК, звёздный выпуск мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, в котором были Николай Ерёменко-младший, Наталия Белохвостикова, Наталья Бондарчук, поставил дипломный спектакль «Красное и чёрное» по Стендалю. Госпожу де Реналь играла Наталья Аринбасарова. Бондарчук в этой роли я не видела, только в фильме Сергея Герасимова, который вышел на экраны спустя пять лет.

Ерёменко жил вместе с нами в общежитии, его весело поздравляли, звали в каждую комнату, усаживали за столы. Красив был невероятно! На каждой сессии меня подселяли к разным студенткам, благодаря чему я познакомилась с актрисами Любовью Полехиной (нашей землячкой), Матлюбой Алимовой из Узбекистана, Татьяной Паркиной – она каждый час отрывалась от чтения, чтобы делать упражнения для талии: настолько жёсткая дисциплина была на актёрском факультете.

Хорошие отношения сложились с Ларисой Удовиченко. Много лет спустя мы встретились с ней во время её гастролей в Хабаровске, где я работала редактором на радио.

– Поступали ли предложения после окончания столь престижного вуза остаться в Москве?

– Да, меня приглашали на работу в Московское городское управление кинофикации, куда требовался специалист по детскому зрителю, но, к сожалению, ничего не получилось из-за отсутствия прописки. Зато дважды, в 1971 и 1975 годах, я работала в пресс-центре на Московских международных кинофестивалях.

Запомнился такой эпизод: к Марине Влади и Беате Тышкевич, двум высоким стройным красавицам в чёрных юбках до пят, подошёл Владимир Высоцкий. И вдруг к Марине подскакивает корреспондент с просьбой об интервью. Она отказывается, а Высоцкий не очень вежливо пресекает: «Тебе что, жалко?». И Марина тут же улыбается журналисту и что-то щебечет.

Владимир Семёнович слыл простым, открытым человеком. Однажды кто-то из вгиковцев мне предложил: «Хочешь, поедем к Высоцкому домой?». Мы позвонили, а его мама ответила, что он на гастролях. Но его двери были всегда открыты.

Выступление в народном университете киноискусства в кинотеатре
имени М.С. Щепкина

Ещё одно яркое воспоминание с ММКФ – знакомство с режиссёром из Мали Джибрэлем Куйате. Когда на вопрос, о чём его фильм, я получила ответ «о проблемах дискриминации», то не могла не съязвить: статный, уверенный в себе, одетый с иголочки, окончивший ВГИК и киношколу в Париже, Джибрэль никак не походил на дискриминированного.

– Как проходила работа в Курском управлении кинофикации?

– Все методисты работали ещё и как инспекторы. Мы проверяли работу дирекций киносети, объезжая все районы, готовили справки и доклады – в этой части наша работа была чисто чиновничьей. Мне часто говорили: «Что ты опять к нам с проверкой, лучше бы премьеру провела!».

Из киномехаников этого делать почти никто не мог, за редким исключением – таким, как Витя Захаров в Солнцевском районе, я о нём целый очерк написала. Рассказ о людях в кинофикации тоже входил в наши задачи. Методическая работа шла параллельно и заключалась в кинопропаганде и работе со зрителем. Много печатного материала готовили, издавали плакаты, брошюры. Я вела на местном ТВ «Кинопанораму», рассказывала о новых фильмах, писала кинорецензии и проблемные статьи для газет. Выступала на фестивалях, в киноклубах.

70-е годы – это расцвет клубного движения. При кинотеатре имени Щепкина работал народный университет киноискусства, ректором которого был кандидат философских наук Станислав Бабушкин, занятия проводили также искусствовед Анна Анохина, зав. литчастью драмтеатра Евгения Богатырёва.

В киноклубе при управлении кинофикации первой скрипкой был режиссёр театра Анатолий Хасин. Я еженедельно вела клуб любителей кино в кинотеатре «Юность», каждый раз готовя новую тему, что было очень тяжело. Пятьсот мест в зале всегда были заполнены! А на иные картины приходилось даже приносить из кабинетов дополнительные стулья.

 

Во времена моей молодости очень ценилось интеллектуальное искусство, и признаться, что тебе нравятся, допустим, индийские фильмы, было неприлично.

Редакционная планёрка. Во главе стола – главный редактор Николай Безруков, рядом его заместители Василий Лаврищев (слева) и Сергей Турбин (справа), ответственный секретарь Василий Бабенко (справа), редакторы отделов Александр Ошеров (слева), Тамара Антипенко, Сергей Воробьёв (справа)

 

Кстати, работали мы, в отличие от многих киноклубов других городов, только со старыми фильмами, причём в основном так называемого трудного кинематографа – кинолентами Эйзенштейна, Пудовкина, Тарковского, Антониони, Бергмана, Параджанова, Вайды…

В день, когда был киноклуб, отменяли последний сеанс и для выступлений мне давалось до сорока минут. Готовилась я основательно. Купила парик в магазине ВТО в Москве, приобрела коробку театрального грима, сшила специальные наряды… Кто знает, может, таким образом осуществлялась моя неосознанная мечта о сцене. Волновалась так, что первое время не могла пользоваться микрофоном. Брала его в правую руку, а левой поддерживала её под локоть, чтобы не дрожала.

Зрители отлично это видели и понимающе улыбались. А сотрудники кинотеатра, провожая меня к сцене, предварительно угостив кофе с сигаретой, всякий раз говорили: «Тамара, успокойся, ну что ты трясёшься. Запомни, в этом зале никто лучше тебя кино не знает».

Знаменитых артистов и режиссёров в Курск затащить было почти нереально, и мне во ВГИКе посоветовали приглашать менее популярных выпускников. Так, удалось договориться с Николаем Савицким, который впоследствии стал ведущим сотрудником журнала «Искусство кино».

Одно из его выступлений было организовано в Доме офицеров перед призывниками на тему Отечественной войны и затрагивало ленту Григория Чухрая «Баллада о солдате». Он стал рассказывать о том, что уже было напечатано во всей киноведческой литературе: Алёша совершил подвиг как бы с испугу, сначала побежав от танка, потом его подорвав. Что тут началось… Военное руководство обвинило Савицкого в антисоветчине (как это наш солдат мог испугаться), собирались писать в Москву. Мне еле удалось уладить это недоразумение.

Работа в редакции газеты
«Курская правда» пришлась
на 1990-2012 годы

– Как вы потом вернулись в журналистику?

– Видимо, это было моё призвание. Для начала по договоренности с Хабаровским комитетом по телевидению и радиовещанию я рванула через всю страну в специализированную литературно-драматическую редакцию краевого радио, которому отдала девять лет.

Вернувшись в Курск уже неплохим профессионалом, года три работала на местном радио. Но я всё-таки газетчик, и не случайно наконец-то произошёл мой роман с «Правдой» – любимой «Курской». В первый раз я оказалась на пороге редакции в 17 лет, постоянно сотрудничала, работая в кино, а в штат попала только в 43 года, вскоре заняв должность редактора отдела культуры.

И тут, не поверите, политика, от которой я бежала как чёрт от ладана, вновь настигла меня. В 1991 году за несколько дней до прихода к власти Бориса Ельцина я по просьбе главного редактора умудрилась принять по телефону информацию от одной дамы в поддержку государственного переворота, которую опубликовали вместе с материалами о так называемом ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению – временный орган руководства страной, созданный после отстранения президента СССР Горбачёва от власти. – «КП»).

После провала переворота в редакцию нагрянула комиссия новоявленных демократов, а тут ещё дама заявила, что ничего не знает, началось разбирательство. Не передать, какие дни я пережила в том проклятом августе 91-го. Заливалась слезами и понимала, что с работы опять вылечу. У меня даже возник такой образ: иду я по дороге, мимо катится колесо истории, ухватило меня за длинную юбку и потащило. К счастью, обошлось. Пострадал только редактор газеты, взяв всю вину на себя и лишившись должности. А я задержалась в «Курской правде», которую считала для себя раем, на 20 с лишним лет.

– Давайте завершим нашу беседу, вернувшись к теме кино. Какие фильмы вы любите?

– Во времена моей молодости очень ценилось интеллектуальное искусство, и признаться, что тебе нравятся, допустим, индийские фильмы, было неприлично. А теперь я могу смело заявить, что наряду с так называемым трудным кинематографом, авторским, люблю сериалы с их житейской простотой и сложностью судеб героев. Не согласна, что в них нет глубины. Свой любимый бразильский сериал «Клон», в котором 250 серий, я смотрела четыре раза. И готова аргументировать, что он далеко не поверхностный.

Оксана САНИЦКАЯ


Пишет Куманина Алла Владимировна | 1 Мар 2022 07:52
Поздравляю мою одноклассницу Антипенко Тамару Николаевну с юбилеем!Творческих успехов,неиссякаемого вдохновения! В 1964 году закончили мы школу в п. Мяунджа Магаданской области.Помню Тамару как талантливую девчонку,которая писала стихи!Мы изредка общаемся с ней в одноклассниках. Рада за её яркую ,полную интересных событий жизнь!Успехов,крепкого здоровья!

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также