Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Праздник – это полные залы!

Газетный выпуск № 2022_032
24 марта 2022 11:21 Культура

Накануне Международного дня театра курские режиссёры рассказали о секретах своей профессии

27 марта отмечается Международный день театра. Нынешний сезон для артистов и театралов был непростым: из-за пандемии спектакли были приостановлены, залы работали с неполной загрузкой. Наш корреспондент встретился с режиссёрами курских театров, чтобы узнать, как изменилась их работа, что происходит в театральном искусстве сегодня и чего ждать в ближайшем будущем.

 

Мы необходимы людям

– Прошедший театральный сезон действительно был непростым, – говорит художественный руководитель Курского драматического театра Юрий Бурэ. – Из-за ограничений мы нечасто виделись с нашими зрителями. Также из-за коронавируса мы перенесли премьеру «В ночь лунного затмения». Но ковид дал нам понять очень важную вещь: в тёмные и сложные времена мы ещё более необходимы людям! Мы дарим надежду. А это главное.

– Юрий Валерьевич, какие темы, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребованы зрителями?

– Вечная и главная тема – это любовь. Любовь к человеку, к Родине, к близким, к ребёнку. Любовь между мужчиной и женщиной! Эта тема будет актуальна всегда. И тут поспорить сложно.

 

Куклы для взрослых

У работников театра кукол в марте целых два праздника. Помимо Международного дня театра, 21 марта отмечался Международный день театра кукол. Сегодня здесь вовсю идут предпремьерные репетиции. 16 апреля зрители увидят новую работу режиссёра Игоря Семяновского. В основе спектакля – пушкинская «Пиковая дама». Кукол для постановки по бессмертному произведению великого русского поэта создал художник Артур Вольховский.

После премьеры режиссёр-постановщик Игорь Семяновский и актёры начнут работать над новым спектаклем по сказке Киплинга «Слонёнок». В следующем сезоне зрители увидят работу главного режиссёра театра кукол заслуженного деятеля искусств России Валерия Бугаёва «Весёлые уроки». В основе постановки – стихи Андрея Усачёва. Но вообще, одна из визитных карточек театра – спектакли для взрослых. Первая попытка привлечь в театр такую категорию зрителей состоялась в 1999 году. Это был спектакль «Наш Пушкин».

– Говорят, что постановка вызвала широкий общественный резонанс…

– У спектакля был очень длинный подзаголовок – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» на фоне надвигающегося юбилея», – рассказывает Валерий Бугаёв. – 1999 год – год празднования 200-летия со дня рождения Пушкина. Началась целая пропагандистская кампания, которую политики использовали в своих целях. Всё это присутствовало у нас в спектакле. Главным действующим лицом был телевизор, в котором отражались наши политики. Все они считали своим долгом засветиться на экране и процитировать что-то из Александра Сергеевича. Это была попытка пиара на имени Пушкина, что вызвало во мне бурный протест. Спектакль выстраивался как некая репетиция «Сказки о мёртвой царевне». Действие происходило в театральной гримёрке, где стоял этот телевизор. На фестивале в Иваново спектакль вызвал бурную и местами неоднозначную реакцию театральных критиков, что не помешало ему получить один из главных призов.

– А в 2002 году состоялась премьера следующего спектакля…

– Это был «Терем» по пьесе Александра Лиманова (первая работа автора). Александр – физик по образованию, выросший в очень творческой, литературной семье. Его мама – драматург Нелли Осипова – отдала нам пьесу, когда мы с художником Виктором Никитиным были у них в гостях. Прочли и удивились: пьеса была очень необычная. В ней отсутствует сюжет в традиционном понимании. Поначалу творческий коллектив принял пьесу настороженно. Но по прошествии нескольких лет я всё же приступил к работе. От замысла до премьеры понадобилось восемь лет. Очень важным фактором стала поддержка директора театра Александры Кондратовой. Мы показываем этот спектакль на разных фестивалях, разным группам зрителей – взрослым, студенческой аудитории. И у каждой группы он находит своих сторонников и поклонников, именно поэтому он уже много лет держится в репертуаре и, по моему внутреннему ощущению, с каждым годом приобретает всё более современное звучание.

– Детские спектакли изменились? Ведь дети сейчас совсем другие…

– Да, дети стали другими, мир становится другим, мы становимся другими, меняется эстетика искусства во всех его видах. Мы просто обязаны учитывать все эти факторы и по возможности использовать все элементы воздействия на психологию зрителей. Надо придумывать яркую форму, а главное, добиваться эмоционального воздействия и отклика в душах и детей, и взрослых, которые приходят в наш театр и ради которых мы живём и трудимся. 21 марта мы отметили Международный день кукольника, 27 марта – Международный день театра. Праздники – это хорошо, но за ними наступают будни. Они не будут лёгкими, но мы к этому привыкли. Жизнь продолжается.

 

Молчание может многое сказать

Совсем недавно в молодёжном театре «3Д» состоялась премьера – новая работа режиссёра Сергея Малихова «451 градус по Фаренгейту» по роману американского классика Рэя Брэдбери. Актуально, остро, новая форма работы с текстом. Молодёжный театр рискнул и не прогадал. В зале – аншлаг! За билетами – очереди! Сегодня зрители уже гадают, какая премьера ждёт нас в следующем сезоне. Но этого пока не знает даже художественный руководитель театра.

– Сергей Игоревич, как работалось в этом непростом сезоне?

– Ограничения повлияли на нашу жизнь. Ведь успех спектакля во многом зависит от того, сколько людей находится в зале. Неважно, что это: комедия, где отклик в виде смеха, или драма, где многое сказать может молчание. И поверьте, всегда ощущается, сколько человек в зале – 100 или 500. После того как мы всегда работали при аншлагах, было непривычно, некомфортно, но мы приняли это как данность. Когда ограничения начали снимать и зрители вернулись в зал, я многое осознал. До пандемии мы «купались» в зрителях и, может быть, не в полной мере могли оценить этот момент. Полный зал – это праздник, и благодаря пандемии мы научились это ценить.

– Какой зритель вам ближе?

– Мне ближе тот зритель, который хочет думать о театре, выносит из спектакля больше, чем даёт сюжет, помнит об этике. Я сейчас даже не о телефонных звонках в зале, к которым уже все привыкли, и вовсе не о дресс-коде. Можно прийти в пиджаке и весь спектакль болтать и шуршать шоколадными обёртками, а можно прийти в футболке и быть чутким, понимающим, тонким. Артист в течение нескольких месяцев готовится к приходу зрителя, думаю, совершенно справедливо, если и зритель будет готовить себя к приходу в театр.

– Каждый раз после спектакля вы говорите, что в вашей труппе нет профессионалов. В чём преимущество непрофессиональных актёров?

– Я никогда со сцены не произносил «непрофессиональные актёры». Считаю, что это оскорбление для человека, который отдаёт сцене своё время, энергию, силы, часть своей жизни. Я обозначаю, что они не имеют актёрского образования. Это факт. Но это не делает их непрофессионалами. Я считаю, что профессионал – талант и работоспособность, а не наличие диплома. Человек, который имеет диплом, может не быть профессионалом, и наоборот. Что касается преимущества, возможно это эффект запретного плода. Люди, для которых актёрская профессия осталась недосягаемой, ценят её намного больше. Для них это немного подарок, немного чудо. Наши артисты идут в театр не как на работу. А это очень важно.

 

ТЮЗ – это таинство

Курский ТЮЗ обожают зрители разного возраста. Билеты раскупаются заранее. При этом будущим актёрам в «Ровесник» всегда было сложно поступить. Как говорит директор ТЮЗа заслуженная артистка РФ Татьяна Левчук, только попав в студию театра, пройдя конкурсный отбор, приступив к занятиям, будущие артисты понимают: актёрская профессия – это не одни лишь цветы и аплодисменты.

– Татьяна Владимировна, вы сыграли более чем в 1300 спектаклях. Какая роль вам особенно дорога?

– Работая над ролью, необходимо пропустить её через каждый уголочек души, клеточку сердца, ума. И каждая для меня самая дорогая. Отдельно, пожалуй, могу отметить две работы. Первая – роль Черепашки в пьесе «Две стрелы». Играя, я не чувствовала сцены под ногами. И каждый раз после спектакля всплывал вопрос: что со мной было сегодня? Во время спектакля мне было не до этого. И вторая работа – «Американка» Н. Коляды – первый опыт моноспектакля. Я считаю, для актёра, играющего моноспектакль, это в какой-то степени подвиг. Это постановка Игоря Селиванова-младшего: бесконечно благодарна ему за доверие. За тот полученный кайф в работе. Театр много раз выезжал на Запад. Мы встречались с русскими, живущими там. И, к сожалению, не у всех были счастливые лица, когда они рассказывали о своей жизни. Конечно, у каждого по-разному. И на вопросы, которые возникали тогда, я получила ответы, работая над ролью Елены в «Американке».

– Этот сезон был непростым. Изменился ли ТЮЗ?

– Пандемия заставила нас взглянуть по-новому, оценить устоявшийся уклад жизни. И многие из нас испытали незнакомое, но мучительное чувство одиночества. Это в самом начале, разгар пандемии – удалёнка, работа в онлайн-формате. Возможно, кто-то увидел и плюсы в своей работе, экономическую выгоду, переведя что-то в такой режим. И они будут дополнять традиционные формы мероприятий в своей работе. Но есть профессии, которые в таком формате невозможно представить. Я, конечно, говорю о работе театров. Онлайн-репетиции над спектаклем заменили нам «застольный период», который есть в каждой работе. Но потом процесс останавливается. Мы как могли проживали этот период – этапами, с разным количеством зрителей, но играли – это очень важно для театрального актёра. Для нас в работе необходимо тактильное, эмоциональное общение с партнёром. Изменился ли ТЮЗ после прожитой всеми нами пандемии? Надеюсь, что нет. Я бы даже больше отметила зрителей, которые в столь сложный период оставались с театром.

– Сейчас ограничения отменены. Как это отразилось на творческом процессе? Какие премьеры нас ждут?

– Последние спектакли прошли в заполненном зале. Боже, как это здорово! И не только актёры почувствовали разницу, но и зрители себя чувствовали более уверенно, более сплочённо в своих эмоциональных реакциях. Премьеры? Конечно, экономически мы очень проиграли. Значит, будем располагать тем, что имеем, и постараемся не потерять в качестве выпуска новых спектаклей. Ближайшая премьера – по прелюбопытнейшему произведению К. ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда», чуть позже коллективом прочитана ещё одна пьеса… Давайте пока не назову её. И, конечно, обязательно проводим старый и встретим новый год вместе премьерным спектаклем для детей и родителей. Удачи всем нам!

Елена ГАМОВА
Фото Александра МАЛАХОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также