Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курский краеведческий музей ищет авторов картин

Газетный выпуск № 2022_044
15 апреля 2022 11:19 Культура

Табличек «Неизвестный художник» под картинами должно стать как можно меньше

Задача любого музея и выставки – не просто продемонстрировать экспонат, но и рассказать посетителям о нём и его авторе. Но удаётся это далеко не всегда. Особенно когда речь идёт о живописных полотнах – малоизвестных, возможно, не являющихся шедеврами, но представляющих историческую или исследовательскую ценность.

За пять последних веков были написаны тысячи и тысячи картин, зачастую не имеющих указания на автора либо намеренно вводящих ценителей живописи в заблуждение. Только в Нидерландах XVII в. помимо признанных классиков – Рембрандта, Вермеера, Ливенса – работали несколько тысяч живописцев, в большинстве своём неизвестных даже специалистам.

Вопрос, что написать на маленькой табличке под картиной, не так прост, как кажется на первый взгляд. Кого считать автором – того лишь художника, кто выполнил всю работу, не прибегая к посторонней помощи? А если он просил коллегу-пейзажиста приложить руку к произведению? Отдал завершить картину своим подмастерьям? Внёс важные улучшения в работу ученика? Часто фамилию мастера можно увидеть даже под картиной, которую он ни разу не видел, более того, которая могла быть написана спустя многие годы после его смерти.

Для рядового ценителя живописи вопросы подлинности авторства, может быть, не особенно важны – всегда остаётся возможность руководствоваться критерием «нравится – не нравится». Совсем другое дело – музеи: от того, кого признают создателем картины, зависит, размещаться ли ей на видном месте в залах экспозиции или проводить годы и десятилетия в запасниках.

КСТАТИ:

От скромности до рекламы

Художники Средних веков почти не уделяли времени тому, чтобы оставить на картине некий знак, указывающий на их авторство. Считалось, что художник занимает второстепенное положение по сравнению с Богом – главным творцом всего сущего.

Итальянские мастера первыми стали утрачивать напускную скромность, и уже к концу XV в. почти все они не только оставляли на своих работах подписи, но также указывали время создания и давали необходимые пояснения к полотнам.

Часто удачный холст прославленного мастера копировали ученики в его же собственной мастерской – это сулило прибыли. Но и те, кто не имел отношения к ближайшим ученикам, находили возможности воспользоваться известным именем. Художник Камиль Коро сам с удовольствием ставил автограф на понравившейся ему чужой картине – чтобы помочь выручить за неё большую сумму.

В фондах Курского областного краеведческого музея имеется несколько десятков картин XVIII–XIX вв., имена авторов которых, скорее всего, мы никогда не узнаем. Сейчас перед музейными работниками задача стоит более скромная.

Недавно во время экспедиции по сбору экспонатов в бывшей усадьбе купца Новосильцева были обнаружены два пейзажа, относящиеся ко второй половине XX в. В послевоенное время в здании располагался сначала дом отдыха Курского трикотажного комбината с летним детским лагерем «Лазурный», а с 1996 г. – Курский филиал Орловской школы милиции.

– К сожалению, на полотнах отсутствуют авторские подписи, но специалисты предполагают, что они написаны курскими художниками, – говорит старший научный сотрудник отдела истории Курского областного краеведческого музея Алексей Чубаров. – В связи с этим сотрудники Курского областного краеведческого музея через газету «Курская правда» обращаются к жителям Курской области с просьбой помочь установить оригинальное название работ и их создателей.

 

Елена Гамова
Фотография
из официального сообщества краеведческого музея
в социальной сети ВКонтакте



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также