Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

И не рабство, и не работа

Газетный выпуск № 2022_047
22 апреля 2022 09:02 Ситуация

Бывшие работники часто обвиняют нанимателей в «рабском» использовании их труда. Но на деле всё гораздо сложнее

О том, что трудовое рабство существует, писали и пишут многие российские СМИ – как людей под предлогом высоких заработков заманивают на кирпичные заводы или фермы в южных регионах, а потом насильно удерживают там.

Правда, время от времени сенсации оказываются недостоверными, как и прошлогодняя история о паре туристов из Москвы, которую, якобы, заставили работать на плантации. Но позже выяснилось, что люди устроились туда работать, документы никто не отнимал и они получали зарплату. Как часто такие обвинения бывают справедливыми и какова ситуация в Курской области разбиралась корреспондент «Курской правды» Татьяна Ласточкина.

 

Работа не устроила

В прошлом году, готовя интервью со Светланой Козиной, известной многим курянам по Группе помощи бездомным и нуждающимся Курска и Домику добрых дел, я услышала о принуждении людей к бесплатному или почти бесплатному труду из первых уст.

Рассказывая о том, как волонтёры кормят бездомных обедами возле железнодорожного вокзала Курска, Козина упоминала, что часто замечала рядом с обедающими так называемых «вербовщиков» – людей, которым платят за поставки рабочей силы. В среднем от 2 до 5 тысяч рублей за одного работягу.

По словам Светланы, подопечных от вышеупомянутых вербовщиков приходилось в прямом смысле отбивать – их тащили чуть ли не силком. Среди тех, кто приходит на благотворительные обеды, есть и те, кто в своё время поддался на уговоры вербовщиков и отправился на заработки. Их рассказы весьма похожи: кормили плохо, денег не платили, работать приходилось много, уйти возможности не было.

Светлана рассказала, что год назад они с сестрой лично «отвоёвывали» мужчину, приехавшего в Курск на заработки из соседней страны. Он в составе бригады укладывал бордюры на одной из дорожных строек города, жил в съёмной квартире в Северо-Западном районе вместе с двадцатью такими же работниками. Платили и кормили совсем не так, как обещали. Кроме того, у мужчины забрали паспорт, который девушкам удалось вернуть, представившись журналистами Первого канала и пообещав работодателям всероссийскую огласку и неприятности такого же масштаба.

В марте этого года, благодаря Светлане, мне удалось пообщаться с мужчиной, который оказался в Домике добрых дел после неудачного трудоустройства в одном из курских хозяйств.

Валерию 42 года. Он – житель Волгограда. Мужчина рассказал, что занимался выращиванием овощей, продавал урожай и этим жил. В августе прошлого года ушёл из дома, оказался в Задонском монастыре в Липецкой области, но оттуда пришлось уйти из-за пристрастия к спиртному. И он опять ушёл скитаться. По словам Валерия, вербовщики предложили ему работу, привезли в Фатеж на обрезку яблоневого сада, где передали бригадиру.

– Таких как я было человек 50-60, там бездомных много и тех, кто откинулся из мест заключения, – рассказывает мужчина. – В комнате 10-15 человек, душа нет, условия плохие. Кормили два раза в день – в обед картошка, греча, утром хлеб с маргарином. Обещали совсем другое. Паспорт забрали сначала, потом отдали. С 22 февраля по 10 марта там работал, ничего за это время не заплатили. Сказали сначала минимум 30 тысяч заработаю, за каждое обрезанное дерево – 56 рублей. В день выходило максимум 10 деревьев обрезать, а в первый день всего три получилось. Оттуда можно уйти, но до ближайшей деревни километров двенадцать. Все ждут тепла, чтобы уйти…

В результате Валерий, по его словам, позвонил в 112 и попросил, чтобы за ним приехала полиция. Он, правда, не уточнил, что именно сообщил диспетчеру: сказал ли, что его удерживают насильно или же забрали документы – однако полицейская машина вскоре приехала.

После уточнения всех обстоятельств полицейские довезли Валерия до Курска, дали ему денег на маршрутку – он самостоятельно добрался до Знаменского собора, а оттуда уже попал в Домик добрых дел, где его устроили на работу к знакомому фермеру.

 

Доверяй, но проверяй

У медали всегда две стороны – в данном случае, кроме Валерия, есть еще и работодатель, который охотно ответил на все мои вопросы. Вячеслав Золотарёв – генеральный директор ООО «Фатежский сад», того самого предприятия, где работал мужчина. Он рассказал, что договор на выполнение работ заключается с бригадирами, а те, в свою очередь, нанимают людей для обрезки деревьев.

– У нас есть наёмные бригады, – говорит Золотарёв. – За обрезку одного дерева платим 50-70 рублей, вполне реально заработать до 2 тысяч рублей в день. Сам проверял – за четыре часа работы обрезал нужное количество деревьев. Есть у нас общежитие на 150 человек, рабочие живут по 10 человек в комнате. Туалет действительно на улице, но он благоустроенный. Имеются душевые, но постояльцы не хотят следить за их санитарным состоянием. В комнатах курить запрещено, за распитие спиртного – штраф 10 тысяч рублей.

Несмотря на то, что рядом с общежитием расположена столовая, рабочие, по словам Золотарёва, питаются самостоятельно – их кормят бригадиры. При этом качество питания, как заверил гендиректор, контролируется – он сам регулярно проверяет, чем кормят обрезчиков и как устроен их быт.

– Заработать можно, – уверен предприниматель, – но не у всех есть желание. Я не вижу заинтересованности. Раньше приезжали бригады из Украины и Молдавии – вот они работали всерьёз!

Сейчас же большинство рабочих из наёмных бригад – люди, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, без определённого места жительства или освободившиеся из мест заключения. Потенциальные работники, по словам Золотарёва, зачастую приезжают без обуви и одежды по сезону – всё необходимое им покупают бригадиры из тех денег, которые выделяет хозяйство. Из этих же средств выплачивается и зарплата.

Вячеслав Золотарёв говорит, что лично ему никто из наёмных рабочих на условия труда и проживания не жаловался, хотя такие вопросы он им периодически задаёт. Ничего удивительного – зачем им жаловаться директору, если платит в конечном итоге бригадир – а значит, он главнее.

Кстати, упомянутый волгоградец Валерий и на новой работе, после того как покинул Фатеж, долго не задержался. У фермера надо было ухаживать за скотиной. Валерию это не понравилось, хотя поначалу он дал своё согласие. В общем, через три дня работодатель отвез его на железнодорожный вокзал в Курске, откуда мужчина, по его собственным словам, собирался отправиться в один из монастырей. Но пока кормится на вокзале.

 

Обман работника – это не рабство

Начальник отдела организации работы участковых уполномоченных полиции УМВД по Курской области полковник полиции Сергей Надеин по долгу службы знает разницу между трудовым рабством и работой по найму.

– Конституцией Российской Федерации признаётся и гарантируется право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность (статья 22). В интересах охраны данных прав в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за общественно опасные деяния, нарушающие данное право, — говорит Надеин. — Трудовое рабство, похищение человека и незаконное лишение свободы являются преступлениями, предусмотренными статьями. 126, 127 УК РФ. Вместе с тем следует понимать, что общественная опасность должна заключаться в незаконном ограничении человека в его физической свободе, в том числе в свободе передвижения и выбора места нахождения; захвате человека, его удержании; или когда тот по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ. Если гражданин самостоятельно, добровольно прибыл, устроился на работу и его в дальнейшем по какой-либо причине не устраивают условия труда, то в этом случае – это гражданско-правовые отношения, которые решаются с работодателем в добровольном порядке или через обращение в судебные инстанции. Следует отметить, что, как правило, граждане в погоне за заработками едут в другие регионы, соглашаются на «серые зарплаты» и сомнительные условия. Впоследствии чаще всего терпят неудачу, так как необходимо как минимум навести справки, узнать отзывы о работодателе, реквизиты организации и юридический адрес (наличие офиса, здания к которому непосредственно имеет отношение фирма), подробно расспросить об условиях и самое главное заключить официально трудовой договор. Если работодатель «темнит» в условиях, следует остеречься от устройства на такую работу и не гнаться за мнимыми большими суммами дохода или «райскими» условиями.

Нечто подобное Россия уже переживала – в XIX веке людей, которые были вынуждены идти на заработки и наниматься на работу в хозяйства, называли батраками. Со временем понятие стало обозначать бесправного работника. В наши дни термин в своём первичном значении практически не применяется и используется лишь для названия человека, который представляет собой дешёвую рабочую силу.

В книге русского экономиста Сергея Прокоповича «Местные люди о нуждах России» 1904 года издания есть свидетельства очевидцев о том, как хозяева обращались с наёмными рабочими: «…плохо кормят, заставляют работать без отдыха и сверх сил и даже избивают, почему контрактовые рабочие с проклятьем уходят домой, а паспортные часто оставляют паспорта и заработанные деньги и уходят ночью искать более благородных владельцев».

 

Тем временем

Буквально на днях в Домике добрых дел оказался ещё один бывший батрак. Год назад Олег Цвелев (так он представился волонтёрам) приехал на заработки из Смоленска. По его словам, в Курской области он занимался выпасом скота и хозяйственными работами. Поначалу работодатель платил, как и было обещано, но через несколько месяцев платить перестал, кормил скудно, и в итоге мужчина, собрав вещи, отправился на трассу. Там его подобрал один из подписчиков Группы помощи бездомным и привёз в Курск. Паспорта у мужчины не оказалось – то ли потерял, то ли украли. Благодаря волонтёрам и пожертвованиям курян удалось восстановить документы и купить билет до Смоленска. Любопытно, что в полицию мужчина так и не обратился.

Татьяна ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также