Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

80 лет – не возраст для пенсии

Газетный выпуск № 2022_050
29 апреля 2022 09:11 Наши интервью

Корреспондент «Курской правды» пообщался со старейшим действующим врачом области накануне её юбилея

1 мая в России отмечается Праздник Весны и Труда. А врач-рентгенолог Жанна Борисовна Зубарева в этот день празднует 80-летие. 55 лет своей жизни она работает врачом. Причём и сейчас Жанна Борисовна – действующий специалист. Она каждый день ходит на работу, и наш разговор состоялся по окончании приёма пациентов.

 

Давай учиться!

В школьные годы Жанна Борисовна мечтала учиться в педагогическом институте и изучать иностранные языки. Но поступить не удалось.

– В школьном аттестате у меня было четыре четвёрки, с медалью не получилось, а поэтому при поступлении в институт надо было бы сдавать все экзамены, – рассказывает Зубарева. – Поступать на другое направление я не хотела, пошла работать на трикотажную фабрику. А вот моя подруга Наташа поступила в мединститут и всё время говорила мне: «Давай учиться!»

В конце концов уговоры сработали. Молодая трикотажница начала совмещать работу с подготовительными курсами.

– Там я и познакомилась с мальчиком Владимиром, который учился в одной группе с Наташей, – вспоминает она. – Володя тоже уговаривал меня поступать в мединститут, ухаживал за мной. Он и стал моим мужем.

Жанна и Владимир Зубаревы вместе уже 57 лет. Всю жизнь оба работают в медицине. Он – хирург, она – рентгенолог.

– Мы поженились после того, как я закончила учёбу, – говорит Жанна Борисовна. – У нас родилась дочь. Тогда же после института специалистов распределяли по местам работы. А я имела право остаться в городе из-за маленького ребёнка. В Курске мест не было, поэтому меня направили работать в Беседино.

В то время в Бесединской больнице работали четыре врача: три рядовых и главный. Жанна Зубарева стала пятым специалистом.

– Когда я закончила обучение по рентгенологии, наш главный врач уехал на Сахалин, – вспоминает она. – Меня назначили начмедом, а мне тогда было всего 25 лет! И вот я работаю рентгенологом, совмещаю с инфекционистом, дежурю в педиатрии. Затем меня выбрали председателем месткома (местный комитет профсоюзной организации), а после и главврачом.

 

С мужем Владимиром

Поедем в Африку?

Каждые выходные Жанна Борисовна приезжала домой в Курск к мужу и дочери. И вот однажды её ждала неожиданная новость.

– Жанн, ты не хочешь поехать в Африку? – поинтересовался супруг.

– В Африку? А зачем?

Как оказалось, пришла разнарядка от Минздрава СССР – по всей стране собирали специалистов, знакомых с французским языком, для работы в Конакрийском университете в Гвинее. Его создавал Советский Союз.

– Тогда французский язык был не в ходу, а муж, выступая в самодеятельности, пел на французском. На него обратили внимание. И, конечно, я сказала, что хочу поехать, – рассказывает Жанна Борисовна.

Но для начала пришлось изу-чить язык самой. В Ленинграде (нынешний Санкт-Петербург) целый год готовили специалистов, чтобы они могли преподавать африканским студентам.

– Перед поездкой нам сделали прививки от трёх лихорадок, мы пили лекарства от малярии, – вспоминает собеседница. – Наш корпус расположился на берегу океана, в котором обитают акулы, морские ежи и скаты. На суше – змеи. В общем, все виды опасности. Но в 30 лет на это внимания не обращаешь.
Командировка длилась четыре года. После возвращения Жанне Борисовне предложили два варианта: противотуберкулёзный диспансер или психиатрическая больница. Она выбрала первый вариант.

 

Мадам Жанна, вы смущены

Жизнь шла своим чередом: работа, семья, рождение второго ребёнка. И тут судьба преподнесла очередной подарок-запрос. На этот раз в специалистах нуждался Тунис. В эту страну Зубаревы отправлялись дважды: первый раз – на 4 года, второй – аж на 17 лет.

– Когда уезжали из Туниса первый раз, в местном Минздраве остались наши документы, и спустя какое-то время нам вновь пришёл вызов, что не хватает специалистов, – вспоминает она. – Мы сначала отказывались, так как муж писал докторскую диссертацию. Но потом решили поехать, взяв сына с собой. Там он сдал экзамен по французскому, поступил в местный университет. Я работала в рентген-отделении, а муж совмещал работу врача-хирурга с преподавательской деятельностью.

Конечно, технологическое оснащение медицинской сферы страны в те годы шагнуло далеко вперёд по сравнению с первой командировкой, вызывая шок уже у российских специалистов. Например, именно там Зубаревой впервые удалось познакомиться с компьютерным томографом.

Со студентом из Гвинеи

– У нас был заведующий в рентген-отделении, который спросил у меня: «Мадам, я вижу вы смущены. Вы, наверное, до сих пор работаете в тёмной комнате?». А потом меня привели в светлый кабинет, где было такое оборудование, которого я никогда не видела, – вспоминает Жанна Борисовна. – Я в те годы немного подзабыла французский, а медицинские заключения в больнице надо было писать именно на нём. Тогда тот же заведующий сказал мне: «Мадам Жанна, я вижу, вы хороший человек, можно пока ничего не описывать, изучайте».

И курянка принялась за изу-чение французских учебников, проводя дни в местной библиотеке. Заведующий, кстати, каждый день спрашивал у библиотекаря, что сегодня читает мадам Жанна.

А потом в стране началась так называемая Жасминовая революция (2010-2011) – волна общенационального недовольства политикой президента.

– Муж работал по 5 суток в госпитале во время бомбёжек, а я сидела дома и дрожала, – вспоминает курянка. – Поэтому мы приняли решение уехать обратно в Россию.

Выход на пенсию не входит в планы В свои годы Жанна Борисовна работает и с командой передвижного флюорографа.

– В день через тебя может пройти 200 человек, – говорит она. – Люди сейчас хотят обследоваться. Раньше заставляли, а сейчас сами приходят, чтобы просто проверить своё здоровье. И ты сидишь, работаешь, не можешь отойти. Но для меня это такое удовольствие. Никогда не думала, что буду работать до 80 лет, но и выходить на заслуженный отдых не собираюсь. И муж мой тоже – он до сих пор трудится в КГМУ. Дело даже не в зарплате – запросы в 80 лет не такие, как в 30. Я просто люблю свою работу.

Секрет бодрости прост. Ежедневно в половине шестого утра супруги Зубаревы выходят на 5-километровую пробежку в парк Героев Гражданской войны.

– Перед работой прохожу ещё 2,5 километра, – рассказывает Жанна Борисовна. – Это расстояние от троллейбусной остановки до работы. Обратно по тому же пути. Вот и получается 10 километров в день. Я по своей природе не нытик, отношусь к жизни с удовольствием. Да и на работу нельзя ходить с плохим настроением.

Ирина СИДОРЕНКО
Фото из архива
героини публикации



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также