Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Когда в небе бабахает, выходим и присматриваемся»

Газетный выпуск № 2022_056
13 мая 2022 09:09 Ракурс

Как живут куряне на приграничных с Украиной территориях.

С начала специальной военной операции на Украине прошло почти два с половиной месяца. Сейчас основное противостояние – на Донбассе. Но приграничные территории Курской области несколько раз подвергались обстрелам, а силы ПВО время от времени сбивают украинские беспилотники.

Как живут мирные куряне в приграничье в это неспокойное время? Журналисты «Курской правды» побывали в районах области, граничащих с Украиной, поговорили с людьми и своими глазами увидели последствия обстрелов.

 

«У нас всё тихо и мирно»

За последние несколько недель в Рыльском районе случилось несколько ЧП. Рано утром 25 апреля зенитчики сбили беспилотник «Байрактар». Через четыре дня, 29 апреля, украинские военные обстреляли из миномётов автомобильный пункт пропуска в селе Крупец. На следующий день они выпустили ещё несколько снарядов. К счастью, жертв и пострадавших не было. Но для поездки сюда всем журналистам пришлось надеть тяжёлые каски и бронежилеты.

Сейчас в Крупце спокойно. Об обстреле напоминают только воронки от снарядов, изрешечённая осколками крыша, разбитые стёкла в окнах и повреждённый асфальт. Совсем рядом стоят дома жителей Козинского сельсовета. До границы – рукой подать. На разделительной линии между государствами – забор, за которым уже Украина.

Когда-то местные ездили отсюда в украинские Глухов и Шостку, где закупались продуктами и одеждой. Проще было попасть за границу, проехав 25 километров, чем «пилить» почти 200 км до Курска. Так было до 2014 года.

Но сейчас у людей другие заботы. Наступила весна – время полевых работ, и козинцы спешат на участки. Кто-то сажает картошку, кто-то приводит в порядок двор.

Глава местного муниципалитета Елена Дудкина говорит, что после первого обстрела вместе с заместителем объехала всё село. Кто-то из сельчан был смертельно напуган, а кто-то спокойно сидел на лавочках и философствовал, рассматривая в небе следы от самолётов, полетевших на подавление огневых точек.

– Когда шёл обстрел, было тревожно, но в жилой сектор ничего не прилетело, поэтому мы к происходящему относимся спокойно, – пожимает плечами Елена Владимировна. – Мы уже привыкли, что рядом граница. У нас две школы, сейчас дети учатся удалённо. А в остальном всё тихо и мирно.

Глава сельсовета рассказала, что за всё время из села уехали лишь две семьи. У одних на попечении тяжелобольной родственник, которому нельзя волноваться, а другие нашли работу в городе. На вопрос, не собирается ли уехать сама, Дудкина отвечает:

– Пока не скажут, никуда не поеду. Да к тому же я – глава муниципального образования, мне уезжать надо в последнюю очередь.

 

«Ситуация стабильная, но тревожная»

Главное впечатление от поездки – большого беспокойства в приграничном районе не ощущается. На полях видна сельскохозяйственная техника. В этом году посевная затянулась из-за дождливой погоды. Жители Рыльска выбирают товар на рынке, а по главной площади снуют рабочие – центр города готовится ко второму этапу реконструкции.

К одной из рыночных палаток выстроилась очередь. Здесь недорого продают сыры и сливочное масло местного предприятия, которое славится качеством. И сейчас, несмотря на волнения и санкции, сыроделы продолжают стабильно работать.

– Сложности в логистике по доставке испанского оборудования были, но их уже решили, – рассказывает директор завода Юрий Горяйнов. – Вскоре нас ждёт модернизация, после чего объём производства вырастет с нынешних 130 тонн до 280 тонн продукции в сутки.

Сухопутная и воздушная границы с Украиной закрыты, но власти усилили приграничный контроль. Улицы патрулируют не только полицейские, но и народные дружины из числа местных жителей. Проверяют дома и системы жизнеобеспечения.

Один из таких объектов – водозабор, который обеспечивает водой большую часть жителей райцентра. На фоне спецоперации охрану скважин, каждая из которых теперь огорожена сеткой, усилили, по периметру установили забор. Основной вход – на замке, за территорией следит диспетчер.

Глава района Андрей Лисман признаёт: 78 километров, отделяющих Рыльск от границы, – расстояние небольшое. Поэтому во избежание возможных провокаций со стороны Украины 9 Мая массовых мероприятий в Рыльском и других приграничных районах не проводили.

– Ситуация стабильная, но, в любом случае, тревожная, – говорит Лисман. – В праздничные дни усиливаются провокации. Обстреливали пункт пропуска, на территорию района залетают порой на десятки километров беспилотники. Из-за того что они летят на низких высотах, ПВО не всегда может быстро их обнаружить. Но обнаруживает и сбивает.

 

До Сум – 30 километров

Протяжённость границы Глушковского района с Украиной – 103 километра. Он граничит с тремя районами Сумской области. От райцентра до границы порядка 30 километров. Здесь, в посёлке Тёткино, находится двусторонний автомобильный пункт пропуска. С начала спецоперации объект подвергся обстрелам три раза: 24 февраля, 29 марта и 23 апреля.

Последний обстрел был совершён диверсантами, которые приехали на гражданском автомобиле. Огонь вели из миномёта, который поместили прямо в машину. В результате обстрела сгорело здание Россельхознадзора.

Сейчас на месте сгоревшего здания руины, по периметру пункта пропуска видны следы от осколков снаряда. Тут же стоит изрешечённый пулями автомобиль диверсантов. Об их судьбе военные не распространяются, но, глядя на то, что осталось от машины, догадаться нетрудно. Набрав в руку горсть ржавых осколков, пограничник раздаёт их журналистам на память и просит держаться рядом с бетонными блоками. Если что, за ними можно укрыться.

Жители Тёткино рассказывают, что в первые недели многие уезжали, но потом вернулись обратно, ведь здесь их дома и все близкие.

– Мы держим связь с пограничниками, в случае чего они предупреждают, что поблизости ведутся боевые действия. К счастью, к нам ничего не прилетало, – рассказывает местная жительница Алла Савиденко. – Но, когда случился первый взрыв, мы уехали отсюда, потому что у нас двое маленьких детей. Они боятся. Да и нам было не по себе. Особенно когда на той стороне шли бои и были слышны взрывы.

 

В Сумах у Аллы живут родственники. По словам женщины, она звала родню в Россию и те уже собирались поехать, но дорогу преградили украинские солдаты.

– Когда открыли гуманитарный коридор в Россию, сюда собирались многие, но украинские солдаты сказали: кто поедет, того расстреляют, – говорит Алла. – Одну из семей на машине обстреляли, в итоге погиб мужчина. Не помогла даже надпись «Дети».

Позже «добрые» люди предложили добраться до России в обход военных. Стоимость такой услуги оценивалась в 150 тысяч рублей. После долгих раздумий родные Аллы отказались. Сейчас они в Сумах. Родственники всё ещё поддерживают связь, но отношения стали напряжёнными. Сама же Алла собрала на всякий случай свой «тревожный чемоданчик». В машине лежит сумка с детскими вещами и документами. За два с половиной месяца она, к счастью, ни разу не пригодилась.

Граница России и Украины проходит прямо через посёлок. Раньше соседи из разных стран дружили, ходили друг к другу в гости, в магазины, женились. Потом пограничники поставили забор. Теперь на одном из домов, который стоит буквально на границе, адресная табличка с российской стороны гласит: «улица Пограничная» – это пока ещё Курская область, а за воротами на доме можно прочесть: «вулиця Дружби» – это уже деревня Рыжевка Сумской области.

Именно отсюда на киевское направление заходила тяжёлая техника российских военных. Сейчас контрольно-пропускной пункт украинских пограничников брошен. Здесь тоже видны следы обстрелов. Но жизнь за воротами существует: вот кто-то проехал на велосипеде, бегают собаки и, завидев журналистов, вдалеке начинают толпиться люди.

 

Курянин Дмитрий Рыжов погиб во время спецоперации на Украине

Боец Росгвардии майор полиции Дмитрий Рыжов 25 апреля погиб на территории Украины. Дмитрий Николаевич прошёл несколько горячих точек. Участвовал в ликвидации последствий вооружённого конфликта на территории Баткенского района Киргизии, а также в контртеррористической операции на Кавказе. Был награждён 16 медалями, включая орден Мужества и нагрудный знак «За верность долгу и мужество». Майор Рыжов – восемнадцатый курянин, погибший в ходе специальной военной операции на Украине.

 

«Различаем стрельбу по звуку»

В 30 километрах отсюда идёт такая же мирная жизнь. Райцентр Глушковского района преображается, женщины высаживают петунии, в парке и на главной площади уже заработали фонтаны.

– Немного волнения было, но сейчас всё притихло, у нас работают пограничники и военные, – рассказывает глава Глушковского района Павел Золотарёв. – Люди поначалу уезжали, но сейчас все успокоились и вернулись, понимают, что всё под контролем.

В деревне Ходяковка, что недалеко от райцентра, чуть больше ста домов. Отсюда никто не уехал, все живут, как и прежде. Местная жительница Виктория Тяжко объясняет: сорваться с места непросто, когда столько сил вложено в эту землю. Вот и она с ребёнком и мужем тут, в Ходяковке, «укоренились», здесь их дом, хозяйство. До и кота с собакой разве бросишь?

– Первые дни страшно было. У меня ребёнок маленький не так пугается, как мама, – говорит о себе Виктория. – Но и не прячется никто, у нас народ такой: бахает, а они, наоборот, все на улицу выходят, прислушиваются и обсуждают, что и где случилось. Мы сразу в соцсетях ищем информацию, смотрим, что люди пишут. А так уже и по звуку различаем, когда обстрелы, а когда ПВО работает.

В феврале, когда в районе стояли воинские подразделения, Виктория вместе с односельчанами и другими жителями региона помогала солдатам: жарила блинчики и пекла пироги.

– Никто ничего не просил, жители сами хотели поддержать, и мы с друзьями тоже, – вспоминает женщина. – Ребята ещё смущались, но потом говорили спасибо.
Во время разговора выясняется, что в Курскую область Виктория перебралась почти шесть лет назад из Белополья. Успела застать и перемены, случившиеся после майдана Незалежности.

 

– Такой явной агрессии тогда не было, но по телевизору отовсюду трубили, что русские плохие, – говорит Виктория. – У меня на Украине остались знакомые, они со мной ещё общаются, но рассказывают, что Путин хочет Украину захватить. Им всё это по телевизору показывают. Наверное, если смотреть такое каждый день, то и сам поверишь…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Курске задержали диверсанта

Сотрудники Федеральной службы безопасности совместно с полицией задержали жителя Курской области, которому спецслужбы Украины дали задание совершить взрывы на территории объектов инфраструктуры города Курска.

– Мне поручили заложить бомбы в местах массового скопления людей с целью дестабилизации деятельности органов власти и воздействия таким образом на принятие ими решения о прекращении специальной военной операции, – рассказал подозреваемый.

Как сообщается, до 2015 года он был гражданином Украины. После переезда в Россию по заданию Службы безопасности Украины наблюдал за военной техникой и воинскими частями в Курской области. На допросе мужчина сказал, что после совершения терактов ему был обещан коридор через границу для перехода на территорию Украины.

В квартире у задержанного изъяты два самодельных взрывных устройства, травматическое оружие с патронами к нему и нацистская литература. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело по признакам совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту).

 



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также