Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Мы работали с Нюшей , Утяшевой и Охлобыстиным»

Газетный выпуск № 2022_076
24 июня 2022 13:49 Киноразворот

Из провинции – к звёздам: как воронежская мультстудия покоряет мир.

Режиссёр и сценарист Андрей Кореньков, ведущий специалист Владлена Ленских, начальник отдела динамики Александр Безносенко и руководители Курского кинофонда на показе мультфильма под открытым небом

С 1 по 3 июня в Курской области проходил VII фестиваль российской анимации имени Бориса Дёжкина. Его почётными гостями впервые стали представители студии Wizart Animation из соседнего Воронежа, чьи мультипликационные франшизы проданы более чем в 150 стран.

В Курске они представили картину «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» по мотивам сказки братьев Гримм, которая в дни премьеры на платформе Netflix занимала первое место по просмотрам в мире.

Сериал же «Снежная королева» стал международным хитом, который, завоевав Запад, оказался лидером по кассовым сборам в Китае и Южной Корее. Одна из его частей была создана при поддержке голливудской киностудии Universal Pictures. Как стал возможным большой успех в маленьком городе, мы поговорили с режиссёром и сценаристом Андреем Кореньковым, руководителем отдела динамики Александром Безносенко и ведущим специалистом этого отдела Владленой Ленских.

 

Никто не знал, чего ждать от русских

 

– Мы привыкли, что российские фильмы активнее всего смотрят на пространстве бывшего СССР. Как вы пробились на зарубежные рынки? 

– Основатель студии и её генеральный продюсер Владимир Николаев ездит представлять наши фильмы на международные кинорынки – во французские города Анси и Канны, голливудский Лос-Анджелес и так далее. Как это происходит? Менеджеры компаний стоят у стоек, на которых крутятся ролики, а прокатчики оценивают контент и ведут переговоры. Так вот, когда мы впервые оказались на такой глобальной ярмарке, никто не знал, чего ждать от русских – наши компании до этого просто не выходили на международный уровень. Но если в первый визит мы привезли пять минут готового фильма, то в следующий – уже двадцать, и доверие выросло. Прокатчики поверили, что мы сможем закончить проект. Так понемногу мы завоевали серьёзную репутацию и доказали, что русские не только балалайками медведей гоняют. С тех пор в мире интерес к российской анимации растёт.

«Зло должно быть наказано – так посчитали мы, и поэтому всё же позволили Герде убить не самого Роллана, а того огромного монстра, в которого он превратился. И тут на нас обрушился шквал негодования от фанатов»

– Wizart Animation основана на базе компании, которая занималась разработкой игр. Как произошла трансформация в анимацию?

– С шумом открылась дверь, вбежал сотрудник и закричал: «Меня осенило, мы теперь будем делать мультики!». Нет, конечно, всё было не так. Постепенно пришли к этой идее, принцип работы схож. Нас вытеснили с рынка игр торренты, с которыми бороться невозможно – ты доделываешь игру, а твой конкурент тебе говорит:

«Эй, приятель, я вчера в неё уже играл, расслабься!»

– Ваша студия работает 15 лет, что она представляет собой сегодня?

– Около 300 сотрудников, два офиса в соседних зданиях площадью более тысячи квадратных метров, в которых размещаются полнометражное и сериальное подразделения, вместе состоящие примерно из 20 отделов. Отдел динамики, например, в программе создаёт эффект атмосферных явлений в кадре – ветер, гравитацию, движение одежды. Отдел груминга на компьютере причёсывает мультяшных людей и животных. В Москве открыто бизнес-подразделение, которое занимается продвижением и продажей проектов на российской и заграничной территориях. На производстве заняты представители 20 специальностей, есть школа анимации, в которой мы обучаем сотрудников для себя, выплачивая за стажировку зарплату.

 

Нужно гореть идеей

Так рождаются мультики

– Кто может попасть к вам на работу?

– Основной критерий – чтобы человек горел идеей и хотел развиваться в мультипликационной индустрии. На собеседование приходили и 45-летний сотрудник НИИ, и многодетный уроженец Узбекистана, которые хотели изменить свою жизнь, и мы им давали шанс. Кто-то был бухгалтером, кто-то занимался лепкой. Даже мы втроём пришли из совершенно других сфер: Влада – дизайнер полиграфии, Саша – автомеханик по профессии, но долгое время работал на заводе токарем, при большой тяге к рисованию, Андрей имеет на руках диплом технолога пищевого производства. Другое дело аниматоры – эта профессия очень сложная, требует профильного образования и опыта. Чтобы добиться серьёзного уровня в этом ремесле, уходят годы. Мы ищем специалистов по всему миру, а в России их недостаёт. Это на заметку тем молодым людям, которые сейчас выбирают специальность. При активном развитии мультиндустрия в России испытывает острый голод кадров. Работаем удалённо примерно со 150 аниматорами со всего мира. В штате около 60 человек, 70% из которых переехали по нашим приглашениям из разных уголков страны и ближнего зарубежья, помимо конкурентной зарплаты, оплачиваем и аренду квартиры.

– На студии «Союзмультфильм» аниматоры, рисуя своих героев, всегда кривлялись перед зеркалом, чтобы понять, как меняются мимика и жесты при эмоциях, у вас соблюдены законы жанра?

– Всё так же. Кабинеты аниматоров у нас – это зазеркалье. Установлены зеркала в пол, есть и небольшие, с помощью которых аниматоры проверяют движение бровей, теней, губ на своих лицах. Нанимаем и профессиональных актёров из Воронежского академического театра драмы – они записывают сцены в референсной комнате. Забавно наблюдать, как большой лысый дядька, например, играя ласку по имени Лута, складывает руки, как маленький зверёк – лапки. В Советском Союзе была популярна техника «эклер», когда изображение каждого кадра обрисовывалось вручную. Мы работаем иначе – сюжеты, отснятые на цифровые камеры, становятся наглядным материалом для наших художников. Приколов, конечно, в рабочем процессе много.

Профессиональные актёры разыгрывают сцену для будущего мультфильма

Однажды долго не получалось достоверно изобразить, как разливается вода по поверхности, пришлось её в реальности вылить на пол, и тогда аниматор срисовал с натуры. Как-то летом по коридорам бегал наш сотрудник в шубе – художник семенил рядом, пытаясь запомнить характер движения, без этого никак не удавался эскиз. Работа у нас весёлая, всё время смеёмся. Но и с дисциплиной очень строго, сдавать позиции нельзя.

– Писатели часто говорят, что их герои ведут за собой, заставляя изменять первоначальный замысел повествования, у вас такое бывало?

– Мы работаем над каждым сценарием до года. Бывает всякое. Долго спорили, например, стоит ли убить или лучше просто посадить героя Роллана в третьей части «Снежной королевы». По сюжету, в него влюблена Герда, но он её обманывает и превращается в монстра, использовав волшебный артефакт. Таким образом, Роллан, воспользовавшись доверием человека и пожелав неограниченной власти любой ценой, представлял собой абсолютное зло. А зло должно быть наказано – так посчитали мы, и поэтому всё же позволили Герде убить не самого Роллана, а того огромного монстра, в которого он превратился. Но и Роллан, конечно, исчез вместе с этим чудищем. И тут на нас обрушился шквал негодования от фанатов, которые стали писать в интернете: «Разве так можно?!», «Как вы могли?!». Поэтому в четвёртой части мы Роллана воскресили – его нашли спящим и невредимым на дне высохшего озера. Это магия!

 

Менять гендер героев не заставляли

– С кем приходится работать из смежных студий?

– Поскольку мы сосредоточены только на производстве, то есть на визуальном ряде, всё остальное отдаём на откуп профессионалам. Нью-Йорк готовит для нас английскую озвучку, Лондон – саунд-дизайн. Мультфильмы, по международным стандартам, делаются под английский язык. Мы пишем текст на русском, его переводят на английский, затем мы снова переводим его на русский, вот такая странная ситуация. Звукозапись осуществляем в Ирландии, Англии и Америке. Музыку нам пишет московский композитор, которую исполняет американский оркестр. К воронежской филармонии не обращались, ведь в этом деле важен опыт работы в киноиндустрии. Так и в случае с озвучкой выходим на профессионалов – наши герои говорили голосами Ивана Охлобыстина, Нюши, Ляйсан Утяшевой.

Премьера мультфильма «Приключения на Адмиралтейской площади» с узнаваемыми героями из «Котёнка с улицы Лизюкова» состоялась 28 мая в Воронеже

– Вы продаёте свои франшизы Китаю, который славится жёсткой цензурой. В чём она заключается?

– Когда мы выпустили сериал «Снежная королева: хранители чудес», китайская компания выкупила у нас права на его производство – я полгода отгружал материалы по интернету. Но с производством у той стороны ничего не вышло, и они снова обратились к нам. О китайской цензуре ходят легенды. Есть смешные кадры в интернете, на которых рыцарь нападает на противника, а в его руке нет меча – режущих предметов не должно быть на экране. Мы таких казусов не допускаем, заменяя оружие на менее угрожающее. Европейские страны при покупке франшизы часто просят ввести в круг персонажей азиатов и африканцев, при этом указывая, что цвет кожи последних должен быть не совсем тёмным, а средним, как у метисов. До гендерных требований пока не доходило. К счастью, нас пока не просили заменять маму и папу на людей одного пола или ребёнка на героя, у которого пола пока нет. Мы за традиционные ценности.

– Вы выпустили две серии в продолжение мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», премьера последней из которых – «Приключения на Адмиралтейской площади» – была приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I и состоялась совсем недавно – 28 мая. Чья идея продолжить ставшей легендарную историю?

– Бывший губернатор Воронежской области Алексей Гордеев хотел сделать наш город центром анимации, он и подал эту идею. Фильм «Котёнок с улицы Лизюкова-2» вышел, когда он ещё был в должности. На производство картины мы выиграли грант министерства культуры, который составил треть всего бюджета. Нынешний губернатор Александр Гусев продолжает поддерживать развитие анимации. «Приключения на Адмиралтейской площади» – это уже не продолжение исходного мультфильма, а самостоятельная история с теми же героями. Кот Васька и его друг щенок Булька переносятся в эпоху Петра I и узнают, как царь начинал строить первый регулярный военно-морской флот России в нашем городе. Это дань уважения к истории Воронежа.

– Какие планы на будущее?

– Работаем над «Снежной королевой-5», вопреки расхожему мнению о заимствовании идеи создания фильма «Frozen» у Диснея, хочу заметить – свою первую серию мы выпустили за год до американской студии. Есть задумка снять полнометражный мультфильм «Руслан и Людмила» по сказке Александра Пушкина. Также в производстве сериал про роботов-пожарных «Огнеботы Тина», решили напомнить маленьким зрителям, как важно соблюдать технику безопасности. Мы рассказываем свои истории самым восприимчивым зрителям, которые принимают всё на веру, и чувствуем свою ответственность перед ними. Как мы учились добру и справедливости на спортивных мультфильмах Дёжкина, так и мы продолжаем уделять содержательной части сюжета больше внимания, чем визуальной. Посыл первичен. Мы не производим бессмысленные мультики.

Творческая встреча на художественно-графическом факультете КГУ

 

Когда верстался номер

Национальную анимационную премию «Икар» получила воронежская студия Wizart Animation. Жюри достойно оценило их здорово нашумевший мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», который (удивительное дело) умудрился очень понравиться всем детям и почти всем взрослым: иностранцам, нашим, западникам, славянофилам и импортозаместителям.

Без магии, видимо, не обошлось, но причины в целом понятны. Делали мультфильм целиком в отечественном редакторе (впервые, кстати, для нашего 3Д), за основу взяли иностранную сказку, но опять (как до этого в «Снежной королеве») попытались вдохнуть в неё русскую душевность, юмор и тепло. В итоге получилось красиво и весело. Неспроста мультфильм запустил целую волну любительского фансервиса за рубежом.

Будущее Wizart Animation вызывает у нас чуточку опасливый оптимизм. Очень грустно будет, если и эти ребята по итогу «отнетребятся», тогда как имеют все перспективы стать одним из флагманов нашей анимации. Недавняя работа над Петровским юбилеем – хороший знак. Будем надеяться, позолоченное серебро всяких нетфликсов не вскружит творческие головы, и мы будем дальше любоваться воронежской магией, превращающей любые сказки в наши.

Телеграм-канал@nevminkult

Оксана САНИЦКАЯ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также