Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Юрий Бурэ: «Сцена – это адский труд»

Газетный выпуск № 2022_084
14 июля 2022 09:50 Наши интервью

После предпремьерного показа спектакля «В ночь лунного затмения» корреспондент «Курской правды» расспросил режиссёра Юрия Бурэ о работе над постановкой и планах на новый театральный сезон.

В областном драматическом театре имени Пушкина состоялся бесплатный показ спектакля «В ночь лунного затмения». Широкой рекламы не было – театралы узнавали о показе из соцсетей или от знакомых. Между тем событие получилось знаковым. Ведь спектакль – новая режиссёрская работа народного артиста России, художественного руководителя театра Юрия Бурэ.

У постановки непростая судьба: репетировать начали ещё в декабре 2020 года. Потом грянул локдаун по коронавирусу. За это время первоначальный актёрский состав изменился: две актрисы стали мамами, их роли теперь исполняют другие. В последний момент перед сдачей спектакля заболел один артист и пришлось делать срочный ввод нового. Но, судя по итогам просмотра, всё было не зря. Первые отзывы зрителей – восторженные.

 

За любовь надо бороться!

– Юрий Валерьевич, первый вопрос очевиден: почему для постановки было выбрано именно это произведение?

– А это я отразил в эпиграфе, цитируя слова Евгения Евтушенко из поэмы «Братская ГЭС»: «Ещё немало на земле рабов, ещё не все надсмотрщики исчезли, но ненависть всегда бессильна, если не созерцает – борется любовь». «Ночь лунного затмения» – всевременная история, – она могла произойти в любом веке. И в XVII и в XXI веке ничего не меняется – за свою любовь надо бороться.

– В Курске пьеса Мустая Керима поставлена с небольшими сокращениями. Почему вы решились на это?

– Когда я был ребёнком, спектакль «Сирано де Бержерак», где играл мой отец, шёл в пяти актах с четырьмя антрактами – как у Ростана. Но попробуйте сейчас кого-то удержать столько времени в зале!

– Все первые зрители высоко оценили замечательные костюмы актёров. Кто разрабатывал их эскизы?

– Мы пригласили художника по костюмам, с которым постоянно сотрудничаем, – Юлию Ксендзеву. Она сделала эскизы, по которым наши мастера сшили костюмы. Конечно, можно было сыграть и в джинсах… Но, как говорила мой педагог Мария Осиповна Кнебель: «В театре интересно то, что в жизни возможно, но невиданно». И мне кажется, гораздо интереснее смотреть на сцене на исторические костюмы башкирского народа XVII века, чем на джинсы и куртки, которые мы видим каждый день.

– Расскажите о музыке и хореографии спектакля.

– Я сделал хореографические вставки, которые помогут понять: эта история вне времени и вне пространства. Все танцевальные номера сделаны на музыке Нина Рота из знаменитого фильма «Ромео и Джульетта». В танцах принимает участие моя выпускница этого года Майя Волвенкова, её партнёр – выпускник прошлого выпуска Александр Аве. В другом составе – Вероника Богдель и Алексей Поторочин. Кстати, и три аксакала – выпускники Курского колледжа культуры прошлых лет.

 

Нужны высокие, красивые, талантливые люди

– Юрий Валерьевич, вы сами подвели меня к следующему вопросу. В этом году вы выпустили актёрский курс. Что пожелаете выпускникам?

– Вспомнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Талант – это предрасположение к труду». Научить человека быть актёром нельзя. Можно только научиться. Работоспособность – очень важное качество. Оно всегда вызывает у меня уважение. Это качество позволило добиться успеха моим выпускникам прошлых лет: Светлане Сластёнкиной, Дмитрию Баркалову, Сергею Малихову, Дарье Ковалёвой. Сцена – это труд. Адский, тяжёлый труд. Очень важно это понять.

– Курянам очень понравилась одна из работ ваших студентов – «Игра в фанты». Увидят ли зрители эту постановку ещё раз?

– Конечно, нет. Если только спектакль будет поставлен повторно, но уже в новом составе. Ведь «Фанты» – это дипломный студенческий спектакль. А выпускники уже все разъехались. Я пригласил в театр двух парней и одну девушку – Майя Волвенкова уже работает в спектакле. Никита Комягин приступит позже, а ещё один мой выпускник ушёл в армию – в театр он вернётся через год.

– Какие артисты сегодня нужны театру?

– Как говорили старые антрепренёры: такие, чтобы артист вышел на сцену и в него влюбились зрители. Нужны высокие, красивые, талантливые люди. Хотя даже не это главное. Ни Евстигнеев, ни Леонов, ни Басов красавцами не были. Нужны хорошие артисты!

 

Справка «КП»

Действие пьесы происходит в Башкирии в XVII веке. После гибели мужа старинным башкирским родом правит богатая женщина Танкабике. В семье Танкабике живут её младший сын Ишмурза, средний – Акъегет, старший – Юлмурза. Акъегет обручён с красавицей Зубаржат, а Юлмурза женат на Шафак. Юлмурза гибнет на военной службе. В роду строго соблюдают обычай: в случае гибели женатого старшего сына, младший женится на его вдове. Зубаржат и Акъегет не хотят следовать законам, и их изгоняют…

 

Победы и потери

– Потерял ли театр зрителей за время пандемии?

– А как иначе? Раньше у нас всегда был аншлаг. Мы постоянно были в тройке лидеров как самый посещаемый театр России. Теперь, к сожалению, ощущаем отток зрителей. Многие люди до сих пор стараются избегать общественных мест. Я и сам перенёс это заболевание, лечился в больнице. Театр понёс тяжёлую утрату: не стало нашего замечательного заведующего музыкальной частью – заслуженного работника культуры Ильи Сакина. Почти все спектакли нашего репертуара в немалой степени обязаны ему своим успехом, который, как известно, во многом зависит и от музыкального оформления.

– Какие спектакли считаете абсолютной победой, а какие хотелось бы переделать?

– Часто мнения режиссёра, актёров и зрителей по этому поводу не совпадают. Нам может нравиться одно, а зрителям – другое. Ещё в Орле по произведению Шукшина я поставил спектакль «Я пришёл дать вам волю». Мне до сих пор кажется, что и по режиссуре, и по оформлению это одна из лучших моих работ. Но в Курске спектакль не заинтересовал зрителей. Публике «Воля» была не нужна! А как говорил Немирович-Данченко: «Публика всегда права». Можно лоб расшибить о стену, но ничего не сделаешь. Публика голосует ногами: она или идёт в театр, или нет. А если не идёт: вся наша работа бессмысленна. Мы работаем для зрителей! Наш большой зал – 812 мест – должен быть заполнен. Всю жизнь я пытаюсь не идти на поводу у публики, но при этом чётко прислушиваюсь к её запросам.

– Придётся ли в новом сезоне расстаться с какими- то спектаклями?

– Мы вынуждены их списывать! Здание нашего театра строилось как зал заседаний обкома КПСС. В нём не предусмотрены складские помещения. Как только планируется очередная премьера, тут же ко мне являются заведующий постановочной частью и главный машинист сцены с вопросами, что будем списывать и куда ставить новые декорации. Может быть, это и правильно… Мы играем 22 дня в месяц. За месяц не успеваем показать весь свой репертуар.

– А какие спектакли хотелось бы вернуть?

– Не знаю. Всё меняется… Когда-то в Курске бешеным успехом пользовалась «Последняя любовь Насреддина». Это музыкальная комедия. Недавно я дал актёрам почитать пьесу, послушать музыку. Нет, им не понравилось! Сейчас всё другое. А это был очень яркий спектакль, с прекрасными декорациями, мы заказывали их в Ташкенте. Сапоги из этого спектакля живы до сих пор – в них будет ходить по сцене Баркалов в спектакле «В ночь лунного затмения».

Сезон премьер

– Какие премьеры в этом сезоне порадуют зрителей?

– Сезон откроет спектакль « В ночь лунного затмения». Затем, 15 октября, – премьера спектакля по пьесе Мориса Эннекена и Маргарет Мойо «Моя жена – лгунья». Для детей на Новый год у нас будет сказка Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». Также планируется премьера по знаменитой пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса». Затем премьера спектакля по пьесе П. Кальдерона «С любовью не шутят». И последняя премьера 231-го театрального сезона – спектакль по пьесе Дэвида У. Кристнера «Знойные мамочки».

– Какие гастроли ждут театр в новом году?

– В следующем сезоне к нам приедет театр имени Мамина-Сибиряка из Нижнего Тагила. А мы поедем к ним.

– Каких зрителей ждёте в зале?

– «Доброго зрителя в девятом ряду», как поётся в песне. Как хорошо говорил Равенских (Борис Равенских – главный режиссёр Московского драматического театра имени Пушкина и Малого театра. – «КП»), «зритель очень злой и очень добрый». А мы живём для зрителя, а не для самих себя. Не случайно театр состоит из трёх компонентов – пьеса, актёр, зритель. Если нет одного звена – театра не существует.

Елена ГАМОВА
Фото Александра МАЛАХОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также