Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

От 99 и старше

Газетный выпуск № 2022_088
22 июля 2022 09:32 Общество

Продолжаем публикации о секретах долголетия. Сегодня наши героини – женщины, разменявшие второй век жизни.

На прошлой неделе «Курская правда» опубликовала большое интервью с врачом-гериатром Николаем Медведевым, в котором он рассказал о том, как в почтенном возрасте сохранить здоровье и трезвый взгляд на мир. Героини нашего сегодняшнего материала – люди, перешагнувшие или вплотную подошедшие к вековому юбилею.

Жить своим умом

Рассказ о своей жизни Ксения Фёдоровна Зимакова начинает словами: «Ну, слушайте, дети». По сути, так и есть: наш средний возраст по ее меркам – вполне детский. Ксения Фёдоровна родилась за два года до Октябрьской революции 1917-го. На днях в кругу близких женщина отметила 107-й день рождения.

Биография у Ксении Зимаковой вполне обычная. Если, конечно, считать обычным тот факт, что курянка пережила Гражданскую и Великую Отечественную войны, культ личности, «волюнтаризм», застой, перестройку, развал СССР. А родилась и провела детство она в деревне Обжа Дмитриевского района.

– Работала в деревне, и косила, и пахала, и дрова рубила и всё на свете делала. Разве только не жала хлеб – мы овёс, гречку выращивали, – рассказывает Ксения Фёдоровна.

Отец научил девочку с десяти лет ездить верхом. Бывало, к ужасу матери, что и падала с норовистого жеребца по кличке Васька. Но в конце концов, научилась ловко управляться с ним.

– Лошадей в колхозе было много, и молодые, и старые, в каждом дворе, – вспоминает бабушка Ксения.

Как и все деревенские дети, к труду она приучена с малолетства. Пахала в поле наравне со взрослыми с десяти лет.

– Как-то вижу из земли горлышко какого-то сосуда, – вспоминает Ксения Фёдоровна. – Напарник шёл по борозде впереди, а я за ним. Окликнула его. Говорю: «Андрей, глянь сюда, что это?» Отнесли кувшин к его деду. Открыли – а внутри – железные деньги. Когда и кем закопан был тот клад – неизвестно. Может, купцами, а вот нам попался. Мне, правда, ничего не досталось от того клада, дед забрал. Куда потом дел его – я не знаю.

В школе учиться Ксении Зимаковой не довелось (ближайшая церковно-приходская располагалась далековато), вместо неё – курсы ликбеза. Взрослые уже ребята и девушки собирались в медпункте, где под руководством учительницы постигали азы грамоты. А остальному сама жизнь научила.

На каждый свой день рождения женщина загадывает одно желание: только бы в страну не пришла война. Слишком сильны воспоминания о Великой Отечественной.

– Когда в деревне появились немцы, мы убирали овёс на огороде. Поспешили домой, – вспоминает Ксения Фёдоровна. – Стреляли они налево и направо. Косили огнём людей, лошадей…

Родное село молодая женщина в войну не покидала. Разве что за солью пешком ходила в Рыльск. А работы всегда хватало – и хлеб растить, и коров стеречь. А теперь ещё и кто-то должен был убитых хоронить.

– На шляху стояли немцы, – вспоминает наша собеседница. – Фашисты расстреливали людей, а мы вытаскивали их из колодца верёвками, а потом предавали земле.

Муж Ксении ушёл на фронт, а она, молодая мама, осталась с четырехлетним сыном на руках жить у свёкра. Вернуться домой бойцу было не суждено. А у свекрови, между тем, тоже вскоре родился свой малыш – ещё один рот в семье. Пришлось женщине возвращаться к матери.

Больше замуж она так и не вышла. Парни интересовались: «Такая хорошая девка, почему одна?» Молодая вдова предпочла заботиться о сыне одна. Хотя после войны приходилось непросто, и ещё одни руки в хозяйстве бы пригодились. Но – справилась.

Ксения Фёдоровна – труженица тыла и просто большая труженица. Лет до семидесяти не чуралась никакой работы. Работала много лет на вредном производстве на заводе лимонной кислоты бродильщицей. До сих пор помнит и формулу кислоты, и способ производства, и имена бывших коллег.

– Все, с кем работала бок о бок, поумирали уже, – вздыхает она.

Сейчас за пожилой женщиной ухаживает родня. Вокруг заботливые внуки и правнуки, племянники. Есть уже не только праправнуки, но и прапраправнуки. Самому маленькому в октябре будет два годика.

Родня видит секрет долголетия тети Ксении (так её называют близкие) в добром нраве и спокойствии. К курению и алкоголю женщина относится отрицательно. Раньше позволяла выпить глоточек разве что на 9 Мая. Плюс – дружная любящая семья. Ну и, конечно же, гены.

– Мамина мать больше ста лет прожила, сестра немного меньше – 92 года, а отец и брат рано умерли, – рассказывает Ксения Фёдоровна.

За каждого, кого встречает на пути, молится искренне и щедро. Говорит, что считает себя счастливым человеком.

– Счастье, – улыбается она, – в том, чтоб люди мирно жили, работали дружно, уважали и любили друг друга. А что ещё надо?

 

Секрет – сила духа

Столетие на днях отметила курянка Елена Иосифовна Киселёва (на фото в центре). Родственники считают, что главный секрет долголетия этой удивительной женщины – сила духа. Во время войны второкурсница пединститута Лена эвакуировалась из Курска в Тамбов, пошла на фронт добровольцем, была направлена в школу радистов.

После обучения девушку забросили в партизанский отряд. Там было всё: многокилометровые переходы, голод, холод и ситуации, когда бывшая студентка оказывалась на волосок от гибели.

После войны Елена вернулась в Курск. Здесь она участвовала в восстановлении родного института. А потом много лет преподавала в Курском фармацевтическом училище. Студенты любили её. И даже когда она уже давно была на пенсии, приходили к ней домой.

– Она человек интересный, общительный… – рассказывают родственники. – Слушать её можно было часами. А оставаться активной, думаю, ей помогали пешие прогулки – она любила подолгу гулять по городу. Ещё в прошлом году молодежь к ней приходила, а вот в этом слегла…

 

Встретимся на новом юбилее

В 100 лет у Марии Владимировны Сергеевой поистине феноменальная память – помнит всех своих бывших коллег. Дочь Элла говорит, что секрет в избирательном подходе: запоминать то, что интересно. Этим же принципом руководствуется вся семья.

– Чувства злобы, обиды маме вообще не знакомы, – говорит Элла. – Никогда не слышала, чтобы она завидовала кому-то: мол, вон у них это есть, а у нас нет. Всегда довольна тем, что есть.

Дочь торты печёт – загляденье и объеденье. На столетие мамы, например, сочинила (иначе не скажешь) торт в форме букета. Мария Владимировна признаётся, что хоть перед тортами дочери устоять невозможно, да и не соблюдала она специально никаких диет, в повседневной жизни предпочитает простую пищу – картошку, огурцы.

Родилась Мария Владимировна в июне 1922 года в Курске, на улице 8 Марта. В семье уже были долгожители. Дед прожил около 100 лет, мать – более 90 и погибла по трагической случайности.

В юности девушка встретила свою судьбу. Поженились молодые 22 июня 1941 года, а через два дня мужа Павла забрали на фронт. У жены в положенный срок родился первенец. Так что Мария, сама вчерашний ребёнок, в войну осталась с ребёнком на руках.

В те голодные времена молодая женщина грудным молоком кормила и сына, и младшего брата, которому тогда было три года. Младшей сестре Лиле по время бомбежки оторвало часть ноги. Нужно было ухаживать и за ней. Но Марии повезло: муж вернулся с войны живой.

Павел дошёл до Берлина, был дважды ранен: пуля разнесла икру, её наращивали и в госпитале боец пролежал чуть ли не год, но ногу в итоге сохранили. Домой вернулся только в 1946 году. Весь седой в 26 лет. Затем много лет работал на заводе КЗПА токарем-универсалом, и даже становился героем публикаций «Курской правды». В газете о нём писали как о токаре – золотые руки.

А Мария Владимировна, поработав после войны и на железной дороге, и на почте, и в лаборатории, и секретарём на одной из кафедр в медицинском университете. А на пенсию ушла с подшипникового завода КПЗ-20. У неё двое детей, двое внуков и правнучка.

Сейчас каждое утро она начинает с разминки. Пустой пластиковой бутылкой делает себе массаж. До 85 лет Мария Владимировна не знала, что такое таблетки. Сейчас принимает лекарства от давления. Алкоголь не слишком любит, но на 100-летний юбилей за семейным столом потребовала, чтобы компот ей заменили бокалом вина. Праздник длился целую неделю. Юбиляршу лично поздравил губернатор.

– Вот здесь он напротив сидел, спрашивал про мою жизнь. И от президента письмо пришло, – рассказывает Мария Владимировна. – И вы приходите ещё в гости.

– На двухсотлетний юбилей, – улыбается правнучка.

– А что, – серьезно добавляет Мария Владимировна. – Вдруг да доживу…

 

БУДЬ В КУРСЕ

В списке старейших людей мира – 94% женщин

В статье Википедии, озаглавленной «Список старейших людей в мире», среди 100 участников представлено 6 мужчин и 94 женщины. То есть женщин в списке 94%. При этом среди них нет ни одного россиянина.

Японке Канэ Танаке, которая в Книге рекордов Гиннесса признана старейшей женщиной в мире, в этом году исполнилось 119 лет. Женщина проживает в доме престарелых в префектуре Фукуока.

 

Умеренность во всём

Лидия Семёновна Самсонова не принимает никаких лекарств. В августе ей исполнится 99 лет. В годы войны Лидия Семёновна была медсестрой.

– Мечтала выучиться на врача. Окончила десять классов и хотела дальше поступать в институт, – рассказывает женщина. – Война поломала планы.

В послевоенные годы она вышла замуж, тоже за фронтовика, посвятила себя дому, воспитанию двоих дочерей и содержанию домашнего хозяйства.

– До восьмидесяти восьми лет шесть лет подряд у бабушки было шесть коз, до того, как ей как участнице войны дали квартиру в Курске. Там она пять лет жила одна, – рассказывает внучка. – Она, думаю, и сейчас обходилась без ходунков, если бы не сломала ногу. Врачи не рискнули делать операцию. Все-таки возраст за девяносто. Сказали: «После операции будет себя жалеть, перестанет вставать с кровати». Но вскоре как вышли из больницы, пошли в церковь, а там порожки никак на ходунках не преодолеть. Думала, не поднимется, а она оставила их внизу и, держась за перила, вошла все же в храм. Вот такая сила воли. Бабушка не любит себя жалеть.

Большая часть жизни прошла в сельской местности, сначала в Курчатовском районе, потом в Мармыжах. Сейчас переехала к внучке в Курский район, помогает Инессе выращивать цветы в огороде.

– Люблю природу, животных… – рассказывает Лидия Семёновна. – Вспомнилось сейчас, гусей гоняла на речку. Там иногда они и заночуют – знают, в воде их зверь не поймает, а утром прихожу их забирать. Я любознательная, люблю книги читать, разные, стихи и прозу.

Женщина уверена: чтобы золотую пору жизни не омрачали болезни, нужно соблюдать умеренность во всём. Ест она небольшими порциями, и если сказала «я наелась», хоть что после этого на стол не клади, не возьмет ни кусочка. Но специально на диетах никогда не сидела.

– Я просто не объедалась никогда, – говорит Лидия Семёновна. – Люблю молочные блюда, творог, кефир, каши на молоке. Но в меру. И спать тоже нужно в меру.

На вопрос, что бы посоветовали внукам, отвечает: «жить по совести», радоваться жизни, успехам, а они всегда есть. У каждого своя жизнь. В каждой хватает всего – и горестей, и радостей.

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора
и из архивов героев



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также