Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Миграция через кафе

Газетный выпуск № 2022_094
05 августа 2022 13:03 Происшествия

Предприниматель при помощи чиновников миграционной службы организовал незаконный переезд в Россию 97 граждан Таджикистана

Владелец кафе восточной кухни, проживающий в Курске, имел двойное гражданство – Российской Федерации и Таджикистана. Заведение было весьма популярным: кроме курян сюда приезжали посетители из Москвы и Санкт-Петербурга.

Но, как выяснилось, секрет популярности провинциального заведения среди взыскательных жителей мегаполисов крылся не в кулинарных изысках. Его раскрыли сотрудники регионального УФСБ: мужчина был организатором миграции в Россию соотечественников из Таджикистана, а его кафе – чем-то вроде штаб-квартиры, где принимали желающих получить российское гражданство иностранцев.

Братья и компания

Группа действовала до 2019 года. Преступники незаконно организовали временное разрешение проживания на территории России 97 гражданам Таджикистана. Свидетельство налаженной схемы: показаниия мигранта, проживающего в Санкт-Петербурге. Он хотел получить российское гражданство, и земляки рассказали ему о курском кафе, где нужно спросить хозяина, который всё устроит. Воспользовавшись советом, мужчина приехал в Курск.

В то время у бизнесмена всё было, что называется, схвачено. В преступную группу входили восемь человек: два его брата, а также пенсионер, когда-то работавший в паспортном столе и имевший связи в службе миграции, главный специалист-эксперт отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев, секретарь межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и другие люди.

Помощь стоила дорого – от 120 до 350 тысяч рублей. Размер вознаграждения колебался в зависимости от пакета услуг. Одно дело получение разрешения на временное проживание в стране, другое – паспорт гражданина РФ.

В этой компании было чёткое распределение ролей. Братья налаживали связи с потенциальными клиентами. В сопровождении бывшего чиновника вместе со своими «подопечными» они посещали отделения миграционной службы. Судя по показаниям одного из свидетелей, авторитет у пенсионера был непререкаемым. Граждан Таджикистана в его сопровождении принимали без очереди, а порой и после окончания рабочего дня.

Также за соблюдением интересов дорогих посетителей следил действующий сотрудник миграционного органа. Если в пакете документов иностранцев попадались ошибки в заполнении, их сразу исправляли. Правда, проблемы возникали редко. Члены преступной группы помогали иностранцам готовить все документы, вплоть до переводов иностранных паспортов на русский язык.

Невидимые квартиранты

Алгоритм работы с «клиентами» был отработан с учётом максимального комфорта для них. Иностранцев встречали, устраивали в гостиницы, на автомобиле возили в разные государственные учреждения и знакомили с нужными людьми. Обязательным условием получения разрешения на временное проживание была регистрация в Курской области.

Времена так называемых «резиновых домов» прошли – десяток записанных по одному адресу иностранцев сразу вызывает подозрения. Это чревато привлечением к уголовной ответственности за фиктивную регистрицию. Поэтому члены преступной группы постоянно пополняли список «квартирных хозяев», которые за деньги соглашались прописать у себя одного-двух граждан Таджикистана.
Квартиранты хлопот не доставляли: как правило, владельцы жилья видели их один раз – при постановке на учёт по месту жительства. Зарегистрировавшись по курским адресам, «жильцы» уезжали в Москву или Санкт-Петербург, а собственники домов получали вознаграждение – от 1 до 10 тысяч рублей.

Пример – уборщица в кафе, которым владели братья. По просьбе работодателя женщина в разные времена прописала у себя восемь граждан Таджикистана. Надо сказать, что тут преступники решили сэкономить – за каждого квартиранта женщине давали всего по 500 рублей.
А вот при рассчётах с другой уборщицей – из паспортно-визовой службы – братья не скупились. Она тоже согласилась зарегистрировать в своей квартире несколько иностранцев. При этом, как выглядели её «жильцы», она не помнила. Прописались, да и поминай как звали…

Жена свадьбе не помеха

В Курск «клиентам» преступников приходилось приезжать по нескольку раз. Для упрощённого порядка получения гражданства они выбирали два варианта. Первый – законный брак.

Помимо базы квартирных хозяев члены преступной группы пополняли и список местых женихов и невест. Незаменимой в этих вопросах стала некая Нина. Она имела в Курске массу знакомых, из которых формировала «реестры» и квартрирных хозяев, и потенциальных «новобрачных». На фиктивном браке деньги можно было заработать неплохие – до 20 тысяч рублей.

То, что некоторые иностранцы уже имели семьи, никого не смущало. Например, проживающий в Москве гражданин Таджикистана рассказал о заключении брака с жительницей Курска Натальей. С невестой и посредницей Ниной он встретился в Курске прямо возле отдела ЗАГС. После получения свидетельства о браке мужчина вернулся в столицу, где его ждали жена и дети.

Документ был представлен в службу миграции, и через два месяца новоиспечённый молодожён опять приехал в Курск, где и получил разрешение на временное проживание. Судьбой курской невесты он не интересовался, а ещё через несколько месяцев получил свидетельство о разводе с ней. Нина и сама заключила два брака с «клиентами». Таким же образом «выдала замуж» своих племянницу и двоюродную сестру.

Учитель несуществующего предмета

Вторым сценарием включения в Госпрограмму по переселению соотчественников за рубежом была работа в Курской области. Будучи индивидуальными предпринимателями, братья трудоустраивали иностранцев у себя или у знакомых бизнесменов.

Свидетель, в своё время приехавший в Курскую область для получения российского гражданства, рассказал, что его привезли в торговый центр, где познакомили с девушкой по имени Екатерина. Она заключила с ним трудовой договор, в котором он именовался менеджером. На работе мужчина не появлялся, а Екатерину видел ещё один раз, когда она передала ему справку о доходах, которую надо было представить в миграционную службу.

Главным действующим лицом в трудоустройстве иностранцев была чиновница администрации Курского района. Именно ей был доступен районный банк вакансий. Несколько человек она «устроила» в сельские школы учителями математики, физкультуры, информатики, русского языка и литературы.

При этом женщина не раз допускала явную халатность. К примеру, указывала, что преподаватель был принят в школу, и где и так был полностью укомплектован штат. В одном случае она вписала в документы «клиента» как преподавателя предмета, который в школе в тот период вообще не изучался.

До поры до времени всё это сходило ей с рук. Чиновница составляла протоколы заседания рабочей группы, касающиеся вопросов согласования участия иностранцев в Госпрограмме. Члены комиссии и председатель подписывали протокол. Позже в своих показаниях председатель говорил, что доверял сотруднице, так как она, дескать, «лучше, чем он сам, разбирается в вопросах трудоустройства».
Протоколы комиссии отправлялись в другие инстанции, иностранцы получали разрешение на временное проживание, а затем и гражданство. А в учреждениях района, включая медицинские, «работали» преподаватели, фельдшеры, медсёстры и медбратья, о существовании которых руководители ничего не знали.

Когда всё выснилось, чиновница утверждала, что только выполняла свои обязаности. Что касается братьев-предпринимателей, с которыми она постоянно общалась, то она назвала их просто хорошими друзьями – добрыми людьми, которые иногда присылали ей фрукты, сладости к чаю и вино. А денег, утверждает женщина, она не брала.

Конспирация и тайные свидетели

Прекрасно осознавая, что занимаются преступной деятельностью, братья соблюдали конспирацию и старались подготовить к возможным неожиданностям своих подопечных. Так, зарегистрировав одного из своих клиентов в частном доме, они повезли иностранца посмотреть на него, чтобы в случае чего он смог хотя бы описать, где живёт.

Трудовых мирантов контролируют в ходе рейдов. На следствии одна из хозяек квартир, где были прописаны иностранцы, рассказывала, как ей велели вести себя на случай проверки. Участковому уполномоченному или другому проверяющему она должна была сказать, что жильцов сейчас нет по месту регистрации, потому что они ненадолго уехали. При этом женщина должна была показать вещи квартирантов, которые привёз ей организатор миграции.

В миграционной службе незаконных мигрантов прикрывал бывший сотрудник. Коллегам, многие из которых когда-то были его подчинёнными, он объяснял, что иностранцы – люди надёжные, находятся по месту прописки, поэтому не стоит терять время на визиты к ним.
Однажды начальник районного миграционного пункта всё же решила посмотреть, где живёт желающий получить разрешение на временное проживание гражданин Таджикистана. Приехав в деревню, где он был прописан, она увидела нежилое строение, в которое явно давно не ступала нога человека. В выдаче разрешения было отказано.

Случилось и ещё несколько неприятных для преступников ситуаций, но главным «проколом» стал блокнот лидера группы. Соблюдая конспирацию, братья старались не делать записей на бумажных носителях и общались с иностранцами через мессенджеры. В ходе предварительного следствия и суда мужчина вину отрицал и говорил, что бесплатно помогал землякам. Однако в его изъятом при обыске блокноте нашлись записи, опровергающие эти слова.

В суде оглашались показания и двух тайных свидетелей (закон позволяет по желанию свидетеля не называть его персональные данные другим участникам процесса). Они рассказали, о том, что происходило в принадлежащем главному подсудимому кафе восточной кухни.
К хозяину и его братьям приходили граждане Таджикистана. Разговоры шли о фиктивных регистрациях по месту жительства, браках с курянками и других уловках для получения гражданства РФ в упрощённом порядке. Братья определяли порядок действия и называли суммы, которые хотят получить за «помощь». Иностранные гости соглашались. Таких посетителей было больше 50.

Приходили в кафе и чиновники, которые помогали решать вопросы по подготовке пакета документов. Но порой в заведение являлись иностранцы, требовавшие вернуть деньги, так как им было отказано в получении гражданства. На эти претензии братья отвечали, что всю сумму отдать не смогут, так как часть денег была заплачена за получение квот и разных документов.

Потерял статус и свидетельство

Дело закончилось развалом всей системы нелегальной миграции. Предварительное следствие проводили сотрудники УФСБ России по Курской области. В суде вина фигурантов уголовного дела была доказана.

Как сообщила руководитель Объединённой пресс-службы судебной системы Курской области Анна Полянская, сначала уголовное дело рассматривалось в Ленинском районном суде Курска. Каждому из братьев было назначено по два с половиной года лишения свободы и штрафы.

Мужчин арестовали в ходе предварительного следствия в конце сентября 2019 года, а приговор был оглашён в конце ноября 2021 года. Ленинский суд зачёл время содержания в СИЗО в срок лишения свободы, и назначенное наказание было признано отбытым. В зале суда братья были осовбождены.

Двум их основным сообщникам, в ходе следствия находившимся под домашним арестом, было определено по одному году лишения свободы. С учётом меры пресечения их наказание также было признано отбытым. А вот дамам, которые были под подпиской о невыезде, придётся исполнить приговор. Чиновнице назначен штраф в 100 тысяч рублей, а «поставщице невест» – один год исправительных работ.
Но на этом история не закончилась: один из осуждённых подал апелляционную жалобу. Курский областной суд оставил решение первой инстанции без изменения. Приговор вступил в законную силу.


А что с мигрантами?

Что же касается «клиентов» преступной группы, то об их дальнейшей участи можно судить по показаниям одного из свидетелей – гражданина Таджикистана. Проживая и работая в Москве, он приезжал в Курск, где прошёл все процедуры, включая фиктивное трудоустройство. Мужчина получил свидетельство участника Госпрограммы по переселению, но потом его пригласили в Курск сотрудники полиции. Здесь мужчину ознакомили с решением об утрате статуса участника Государственной программы и изъяли соответствующее свидетельство.

Анна ЖУРАВЛЁВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также