Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Не спугнуть интерес к учёбе»

Газетный выпуск № 2022_100
19 августа 2022 09:03 Наши интервью

Как работают с детьми в «креативных» детских садах.

Родителям детей, которые ходят в эти детсады, обычно не приходится слушать по утрам вечное: «Не хочу-у-у-у-у-у в садик». Потому что эти детские сады
не обычные – типовые, а с изюминками. Туда хочется идти, там интересно проводить время и там детей ненавязчиво обучают вещам, которые понадобятся и в школе, и в обычной жизни.

Наши корреспонденты побывали в таких детских садах Курска и поговорили с их сотрудниками.

Замок из недостроя

Мимо этого детского сада трудно пройти или проехать, не обернувшись. По сути, перед нами настоящий замок – как в книжках и мультфильмах. Он называется «Лесная сказка» и располагается в посёлке Волокно. Однако примечателен он не только необычной архитектурой.

– Утром и вечером на дорожках здесь можно встретить белок. Рядом лес, они оттуда к нам переселились, дети построили для них кормушки, – проводит экскурсию по территории вахтёр Наталья Бредихина.

В фойе детей и родителей встречает своя цветная газета, за выпуски отвечает старший воспитатель Оксана Погудина. С электронной версией может ознакомиться каждый желающий – в соцсети на странице детского сада. Газета выходит с начала года, в ней рассказывается о жизни учреждения, путешествиях, инновациях в дошкольном образовании.

Раньше на месте садика был недострой. В замок его превратил и передал в ведение города предприниматель Николай Полторацкий.

– Он решил, что новый детсад должен отличаться от всех остальных как снаружи, так и внутри, – рассказывает заведующая Светлана Шевцова.

В этом году детский сад первым из курских образовательных учреждений участвует в федеральном научном конкурсе «8 жемчужин дошкольного образования». За победу предстоит побороться в номинации «Национальные игровые традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста».

– Мы создали и начали реализовывать проект «Играем, Курск познаем», который синтезирует как инновационные, так и традиционные образовательно-педагогические технологии, – рассказывает Светлана Евгеньевна. – Вместе с нашими партнёрами – Литературным музеем, Музеем соловья, библиотекой имени Асеева – мы знакомим детей с самобытностью курского края, его главными символами, а также русскими народными играми, в адаптируем эти игры под себя.

Дети в «Лесной сказке» расписывали кожлянскую игрушку, шили чехлы для свирели и пробовали играть на ней и на кугиклы – старинной многоствольной флейте. Так что жюри конкурса будет чем порадовать.

 

Там ступа с Бабою-ягой

В День дошкольного работника, который отмечается в сентябре, в курском детском саду №91 ребят встретит новый цифровой образовательный комплекс, созданный на средства благотворителей и попечительского совета. Детская экспериментальная лаборатория позволяет ответить на множество недетских вопросов.

– Здесь ребята получают первые элементарные знания по химии, физике, биологии, анатомии, географии, астрономии, – говорит руководитель детского сада Наталья Рудская. – У нас есть оборудование для первых опытов, а также такие «умные игрушки» как, например, говорящий глобус.

Техноцентр оснащён оборудованием в соответствии с программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Благодаря новейшим технологиям развиваются логическое мышление, речь, закладываются основы математики. Из тактильных панелей большого конструктора-полидрона дети могут строить дома, игрушки-роботы позволяют узнать азы программирования.

К услугам воспитанников детская киностудия для создания любительских мультфильмов и интерактивная библиотека. Одна из изюминок – собственный музей русской народной культуры. Причём сертифицированный, представленный на портале школьных музеев России. Он представляет собой русскую избу, где можно увидеть коллекцию рушников Курской губернии, предметы старинного быта, кожлянскую и суджанскую игрушки и многое другое. Все экспонаты собирали сотрудники детского сада.

– В этой люльке когда-то спала бывшая сотрудница нашего детского сада, – показывает заведующая. – А одеяло, которому 70 лет, принадлежало моей бабушке.

Особенно будоражит воображение маленьких фантазёров ступа. В ней мололи зерно, но дети уверены, что это летательный аппарат Бабы-яги. Ну или его копия…

Территория на улице разбита на креативные зоны. Здесь есть детская метеостанция, готовится к открытию мини-стадион с современным покрытием, трибунами и беговыми дорожками.

Зона леса, где живут лесные жители, никогда не косится, чтобы дети видели, как растёт, например, чистотел, как выглядит поляна ландышей. Здесь есть «логово волка», «лисья нора», «муравейник», «хатка бобра».

Дети с удовольствием собирают лесной конструктор, представляющий собой древесные спилы разных размеров, конструируют из них фигуры зверей и птиц. Не отстают и родители. Второй год подряд участвуют в конкурсе на создание лучшей фигуры из спилов. Так возле садика появился музей деревянных фигур под открытым небом, где поселились лесовичок, зайцы, медведь, олени, чебурашка, семейство сов.

Кстати, у детского сада много красивых традиций. Одна из них – провожая выпускников, вешать замочки на особое дерево. С первого выпуска, который состоялся в 1979 году, ветви этого дерева украшают 43 замочка.

 

СПРАВКА «КП»:

Термин «детский сад» возник в 1837 году в Германии, довольно быстро вошёл в обиход в разных странах, в том числе и в России. У нас первый детский сад открылся во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге, и вплоть до 1917 года, когда система дошкольного образования стала государственной и бесплатной, детские сады были частными. В 1945 году после войны появились первые ясли, в которых родители могли на весь день оставлять малышей уже со второго месяца их жизни.

 

Это просто космос!

Не только читать и писать, но складывать в уме числа, владеть музыкальными инструментами, изучать старинные промыслы можно уже в пятилетнем возрасте. Даже раньше! Результат мы видим в детском саду общеразвивающего типа №130.

Отчасти это стало возможным благодаря системе Монтессори (итальянский врач и педагог Мария Монтессори предложила её в первой половине XX века, а детсад №130 – единственный в области работает по этой программе). Но в первую очередь, конечно, речь идёт о заслугах воспитателей.

– Кто-то научится писать в четыре года, а кто-то в шесть, – объясняет заведующая детским садом Юлия Меснянкина. – Главное – не спугнуть интерес ребёнка к учёбе. Также в основе системы – индивидуальный подход к каждому маленькому исследователю. Наш девиз – помоги мне это сделать самому. У нас есть математический стенд, где дети учатся возводить в квадрат и куб. К шести годам они это умеют.

Как и в большинстве детских садов, воспитанники разбиты на группы. В одной из групп организован центр космоса. Помните, как в фильме «Джентльмены удачи» герой Евгения Леонова придумал способ заставить своих воспитанников есть кашу, чтобы подготовиться к космическому путешествию? Похожий принцип использовали курские педагоги.

– Проект «Космос – это чудо» призван решить задачи космического воспитания через познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников совместно с родителями и педагогами, – объясняет заведующая. – Космос помогает нам во всём – учиться музыке, рисовать, конструировать.

«Космоград» появился в детском саду несколько лет назад. Здесь и космический музей, и лаборатория, и даже «межпланетная консерватория». Например, на поющей планете Сатурн живут Ханг и Глюкофон. Эти перкуссионные музыкальные инструменты так похожи на летающие тарелки!

– Ребёнку необходимо развивать свои творческие способности. Но ведь всё вокруг ему знакомо, и нет необходимости напрягать фантазию, – говорит автор проекта Виктория Малухина. – А вот о том, что находится на другой планете, не знает никто. Отдалённый космос остаётся достаточно загадочным, чтобы заинтересовать детский ум и пробудить воображение.

Есть в «Космограде» свой оркестр. Решили, что у космических инструментов непременно должно быть необычное звучание. За основу взяли музыку народов Севера и курский фольклор. Казалось бы – несовместимое! Но у педагогов свое мнение.

– Мир музыки прекрасен! Он помогает нам сопереживать, радоваться, грустить. Но музыкальной слух есть не у каждого! – говорит Малухина. – Это возможность создать для каждого ребёнка атмосферу успеха, помочь проявить свои способности.

 

Друзья и единомышленники

Детский сад Курского района «Соловушка» открылся сравнительно недавно – в марте 2015 года. Он полон, как шутят сами сотрудники «особенных особенностей» и «необычных необычностей». Скалодром, зона аэройоги, релаксационная и сенсорные комнаты, соляная пещера – всё это есть здесь.

– Мы сразу решили сделать акцент на оборудование, на оснащение, на создание той среды, в которой комфортно играть, где могут реализовываться самые интересные задумки не только педагогического состава, но и родителей, – говорит директор «Соловушки» Ирина Меркулова.

Ещё одна особенность – работа с родителями. В детском саду выбрали особый формат: не ученик и наставник, а равные друзья, единомышленники. С 2022 года здесь реализуется проект «Азбука семьи», он позволяет выстроить гармоничные отношения между родителями и ребёнком.

Важный момент – адаптация в детском саду. Часто первый месяц становится стрессом и для малыша, и для родителей. В «Соловушке» всё иначе. Мама может прийти в детский сад вместе с ребёнком. Именно она вместе с воспитателем познакомит его с садиком, побудет на первых занятиях, познакомится с его новыми друзьями. И неважно, в каком возрасте ребёнок пришёл в детский сад. Сама концепция работы направлена на понимание потребностей ребёнка, его интересов.

– Кому-то нравится смотреть, как устроен этот мир: изучать его под микроскопом, под лупой, возможно, это будущий биолог, – говорит Ирина Меркулова. – Кому-то ближе музыка, спорт, рисование, чтение. Для нас, родителей, главное понять, что интересует ребёнка. Потому мы предлагаем множество программ, в которых принимают участие и родители. Вместе с ребёнком решаем, что ему интереснее, и только тогда составляем индивидуальный план занятий.

В «Соловушке» считают, что успехи детей – заслуга не только педагогов. Это победа команды единомышленников, в которой все – сотрудники.

– Помню наш первый утренник, – рассказывает Меркулова. – Отличный сценарий, великолепные герои и… ни одного костюма. Одна из наших сотрудниц – кастелянша – вызвалась помочь. Быстро, как в сказке про Золушку, она создала такие шедевры! С тех пор она стала непосредственным участником творческого процесса. К каждому новому утреннику и спектаклю она шьёт костюмы, которые не только красивы и добротны, но и универсальны – отлично трансформируются. Нашей костюмерной позавидует любая театральная студия.

Вероника ТУТЕНКО
Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также