Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Разменяли первый «полтинник»

Газетный выпуск № 2022_100
19 августа 2022 07:41 История

Курскому троллейбусу исполняется 50 лет. Вспоминаем его историю.

Троллейбусный транспорт появился в Курске в 1972 году. По сравнению с трамваем, запущенным ещё в XIX веке, он сравнительно молод. А причины появления троллейбуса на улицах областного центра – стремительное расширение города. Небольшие ряды частных домов вдоль улицы Карла Маркса начали сменяться многоквартирными пятиэтажными зданиями. Трамвай не охватывал северную часть города, а немногочисленные автобусы уже не справлялись.

 

Параллельное движение

Прокладывать новые трамвайные пути – долго и дорого. И в 1972 году открылось первое и по сей день единственное троллейбусное депо на улице Кавказской. А вслед за ним – появился первый троллейбусный маршрут от самого депо до Красной площади. Чтобы не перегружать главную улицу города, сеть проложили по параллельной – улице Радищева.

21 августа на маршрут вышли первые двадцать пять троллейбусов новейшей на тот момент модели «ЗиУ-5». Этот день и принято считать началом истории курского троллейбуса. Проехать на этом «чуде техники» можно было за 5 копеек. К слову, эта стоимость возмущала горожан, так как в большинстве регионов поездка в троллейбусе стоила 4 копейки.

В следующем, 1973 году появляется уже второй маршрут, охвативший весь центр города. Как и «единица», он был пущен не по главной улице Дзержинского, а по соседней – Красной Армии. И на многие годы «двойка» стала основным и наиболее нагруженным маршрутом Курска.

Дальше – больше. В 1975 году троллейбусная линия была пущена в Стрелецкую слободу, а в 1976 году первый троллейбусный маршрут был продлён до картонажно-полиграфического комбината.

– Я здесь работаю в разных должностях уже свыше 35 лет, – говорит генеральный директор МУПКО «Курскэлектротранс» Сергей Часовских. – Основная профессия у нас – это водитель. До 90-го года водитель троллейбуса зарабатывал как шахтёр. Сюда была очередь, чтобы устроиться на работу. Сейчас, конечно, время иное и ситуация иная. Каждый год все работники сдают экзамен по электробезопасности, поскольку всё здесь завязано на электричестве. Водителей всегда не хватает, сейчас мы им повысили заработную плату. Учим сами желающих.

– Мы празднуем 50-летие троллейбуса. Для нас это важное, знаковое событие, – говорит первый заместитель председателя комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области Александр Васильченко. – В нашем городе троллейбус не только сохранился, но и получает новые перспективы. Например, в нём сегодня тестируются новые системы оплаты проезда, учёт пассажиров, различные устройства для удобства инвалидов. Буквально на днях запустили в тестовом режиме приложение, которое позволяет в реальном времени увидеть транспортную остановку в городе, узнать, где находится нужный вам общественный транспорт. В этом году мы подали заявку и в следующем году получим по льготной цене 15 троллейбусов на автономном ходу, что позволит увеличить темп перевозок до проспекта Дериглазова. Нам на линиях требуется постоянно порядка 45 троллейбусов, и новые поступления позволят обновить парк.

Расширение на Волокно

В 1976-1978 годах большой реконструкции подверглись улицы Энгельса и Рышковская (именно в этот момент она была переименована в проспект Кулакова) – была построена разделительная полоса, на которую переместили трамвайную линию, появились «Глуховская развязка» на углу улиц Энгельса и Сумской, трамвайная линия до неё от площади Дзержинского, подземные переходы, а также исчезнувшие в недавно минувшие десятилетия наклонённые автобусные остановки, отделанные мозаикой.

До начала 80-х основным пассажирским транспортом здесь по-прежнему оставался трамвай: 3-й маршрут и ныне совсем забытый 7-й маршрут. Их дополняли немногочисленные автобусы, работавшие на 7-м, 10-м и 21-м маршрутах. И с перевозкой бурно растущего населения района они не справлялись.

В 1982 году заработала новая троллейбусная линия до Льговского поворота, по ней запустили 4-й троллейбусный маршрут, в 1985 году уже он был дополнен линией до мясокомбината и 6-м маршрутом, а в 1989 году к ним была добавлена линия до села Рышково через Магистральный проезд с параллельно возникшим 7-м троллейбусным маршрутом, заменившим соответственно старый 10-й автобусный.

– Мне очень нравилась моя профессия, – вспоминает водитель троллейбуса Марина Машлякевич (на фото). – Когда пришла в депо и начала работать, я в неё влюбилась. Это же волшебство какое-то – управлять такой машиной. Люблю людей, которых вожу по городу. Когда они меня благодарят за поездку, то для меня это самая высшая награда. Я уверена, мы должны нести позитив и доброту в окружающий нас мир.

Застой и возрождение

На этом рост линий на два десятилетия остановился. В возникшем в 1982 году Северо-Западном микрорайоне основным транспортом стал автобус. Также определённым подспорьем оставался трамвай, линия которого была в середине 80-х удлинена до автовокзала.

Однако для столь стремительно растущего микрорайона всего этого не хватало, особенно во второй половине 1990-х годов, когда обновление городского автобусного парка практически прекратилось. Единственным исключением стали несколько автобусов, бывших в употреблении в Германии.

Перерыв в обновлении троллейбусного парка произошёл несколько позднее и продлился с 2000 года до 2006-й включительно, и единственным исключением из этого стали несколько троллейбусов, закупленных в 2001 году, и специально под них введённый 8-й троллейбусный маршрут, на тот момент объявленный коммерческим.

Решение было найдено во введении «коммерческих маршрутов», обслуживаемых автобусами ПАЗ, тогда как муниципальные автобусные маршруты стали сокращаться. В этих условиях в 2010 году на замену оставшимся на данном направлении автобусным «двойке» и «девятке» была запущена троллейбусная линия до проспекта Дружбы по улицам Кавказская и 50 лет Октября.

Сейчас в Курске активно обсуждается новая маршрутная сеть городской агломерации. В 2023 году в городе на маршруты выпустят 15 новых троллейбусов. Пока же, в ожидании предстоящего юбилея, по Курску ходит праздничный троллейбус, в котором поют соловьи. «Поющий» троллейбус будет ходить до юбилейной даты, то есть до 21 августа.

Подготовил
Борис КИРЯЕВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также