Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Три шага к счастью

Газетный выпуск № 2022_100
19 августа 2022 12:12 Культура
Три шага к счастью

Легендарный танцор и хореограф Алексей Ловчиков об истории своего ансамбля, съёмках в «Войне и мире» и о том, как стать танцевальным сеньором.

Виталий Груздев И Татьяна Тишина – дипломанты первого Всероссийского конкурса бальных танцев

Руководитель ансамбля бального танца «Соловьиная весна» Алексей Ловчиков уверен в том, что каждая женщина – принцесса. Просто некоторые Золушки так и не попали на бал. В Советском Союзе и бальных танцев-то не было. Впервые их увидели в 1957 году.

В Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и на нём состоялись показательные выступления и конкурс бальных танцев. Он прошёл в колонном зале Дома Союзов – в главном зале бывшего СССР. Тогда-то и выяснилось, что представлять СССР в этой дисциплине некому. Танцы современной европейской и латиноамериканской программы руководство страны считало чуждыми. Что можно было сделать в противовес западной идеологии? Только создавать свои, точнее вспомнить то, что было утрачено!

Как это происходило в Курске? Об этом наш разговор с родоначальником искусства бального танца в Курске – Алексеем Ловчиковым. Именно он возродил в Черноземье балы, вернув нам забытый и прекрасный жанр – историко-бытовые танцы. С тех пор более 8 тысяч человек прошли школу бального танца у мастера в ансамбле «Соловьиная весна».

Многие стали именитыми балетмейстерами, профессионалами в хореографии, их имена известны во многих странах мира. Например, Эльвира Афиногенова сейчас работает в Германии, в «Большом русском Цирке Олега Попова». Николай Толмачёв – помощник советника президента по делам культуры и искусства. Людмила Лебедева учит танцевать американцев.

Самые первые

Имя самого Алексея Ловчикова занесено в Большую Курскую энциклопедию. Алексей Михайлович – лауреат премии конкурса общественного признания в номинации «творчество» с вручением премии «Курская антоновка», награждён Почётным знаком «За особые заслуги перед городом Курском», ему присвоено звание почётного гражданина города Курска. Ансамбль дал тысячи концертов, сегодня в его репертуаре более полутораста танцевальных номеров и хореографических композиций.

 

Прогремел с первого выступления

– Алексей Михайлович, как начинался ваш творческий путь?

– Всё началось в Харькове. Я приехал на свадьбу к армейскому товарищу, загостился, а потом и остался. Однажды увидел объявление о наборе в школу танцев. Начал заниматься для себя, закончил Харьковский институт культуры, мне предложили открыть студию танцев. Так началась моя преподавательская деятельность – работа балетмейстером.

– Вас называют родоначальником искусства бального танца в Курске. Как это получилось?

– В Харькове танцы уже имели большое распространение. В ДК при знаменитом на весь Союз Харьковском тракторном заводе я организовал конкурс исполнителей современных бальных танцев. Перед конкурсом навестил родителей – они жили в пригороде Курска. Решил зайти в областной дом народного творчества, пригласить в Харьков на конкурс и своих земляков. И меня сразу стали уговаривать перебраться в Курск.

Алексей Ловчиков даёт урок первым
лауреатам Всероссийского конкурса исполнителей бальных танцев
Наталье Бессоновой и Анатолию Синякину

Оказалось, что в областном доме народного творчества только и мечтают о таком, как я: уже была открыта вакансия преподавателя бальных танцев. А преподавать-то и некому! К тому же в этом году в Курске открылось Курское культурно-просветительское училище (ныне колледж культуры), срочно требовался преподаватель на хореографическое отделение. Родители тоже стали просить меня остаться. Я принял решение и перебрался в Курск.

Мне дали жильё – комнату в гостинице цирка. В августе 1971 года по всему городу расклеили афиши, объявления о наборе в студию бального танца. Записалось всего 20 человек. Никто из них толком не понимал, что такое бальные танцы. Считали, что это балет. Это был мои первые ученики, которым я очень благодарен – они создали мой авторитет. Заниматься мы начали на базе ДК РТИ – там был прекрасный зал.

Здесь же 21 ноября состоялось первое выступление «Соловьиной весны». С тех пор каждый год мы его празднуем как день рождения коллектива. К тому времени у нас уже было 15 групповых подготовленных танцев – это менее чем за год.

– Успех пришёл сразу?

– Он был огромнейший! Курск прогремел на всю страну с первого выступления. Уже в 1972 году в Смоленске состоялся первый Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев. Состязались по двум направлениям – смотр коллективов художественной самодеятельности городских и сельских домов культуры. От области я представил на конкурс четыре пары. Анатолий Сенякин и Наталья Бессоновская стали лауреатами (Сенякин стал впоследствии солистом Лениградского мюзик-холла). Виталий Груздев и Наталья Локтионова – дипломантами. Также в числе дипломантов были Пётр Череповский и Наталья Ралькина из Обояни, Нелли Захарова и Павел Тимохин из Золотухинского района. Как победители мы выступили в колонном зале Дома Союзов, а потом – в зале имени Чайковского. Бальные танцы были возрождены: мы пробили окно в Европу!

 

Возвращённый полонез

– Но ведь ваш путь не был «устлан розами». С какими трудностями пришлось столкнуться?

– Да, мне пришлось во многом перестраиваться. Были чудаки, которые в бальных танцах начали искать «происки империалистов». Пасодобль, румба, ча-ча-ча – это, мол, не наше! Создавайте танцы на отечественном репертуаре! Однажды приехала проверка из Министерства культуры. Инспектор спросила: «А почему вы разучиваете сиртаки?!» Отвечаю: «Как почему? Это греческий танец, массовый, он удобный для начального разучивания». «А вы знаете, что греческий композитор Микис Таодоракис высказывается против нашей страны?» Пришлось всё менять…

Мне было немного жаль всего, что было наработано. Но я патриот своей страны! А и в самом деле, мы ведь забыли наши танцы, забросили золотой фонд! Мне пришлось поднимать архивы, брать уроки у своих родителей. Они мне показывали, как в 30-е годы танцевали краковяк, падеспань, мазурку, падеграс? Сегодня этот материал востребован – мазурки, вальсы пушкинских времён, польки и полонезы. Ежегодно проводит благотворительные балы КГМУ – участвуют и студенты, и профессорско-преподавательский состав. По нашему сценарию стали проводить балы и в соседних городах. Проходят они и в других регионах. Да Бог, чтобы всё это продолжалось!

– Тогда же начались гастроли?

– Мы объездили всю страну от Москвы до Владикавказа, бывали и за рубежом. Концерты проходили в Нефтеюганске, Сургуте, Тюмени, Харькове, Никополе, Сестрорецке, в Польше, в Тбилиси – всего не перечислишь. Много выступали на Украине. Мы там были как родные. Нас объединяла любовь к танцу и уважительное отношение друг к другу. Особенно дружили с Харьковом. В жюри всегда были представители этого города, приезжали из Днепропетровска, Львова…

 

«Война и мир» Алексея Ловчикова

– Алексей Михайлович, правда ли, что вы работали с самим Бондарчуком, снимались в его фильмах?

Мне посчастливилось участвовать в съёмках фильма «Война и мир» – в сцене бала. Постановщик фильма Сергей Бондарчук на меня произвёл огромное впечатление как актёр и режиссёр. Столь же сильное впечатление я испытал, когда увидел фильм «Война и мир» спустя много лет. Ведь я увидел себя – молодого, красивого, энергичного. Сердце заныло!

По платьям девочек «летят» курские соловьи

А в свою партнёршу – польскую актрису Злату Гурьянову я тогда, на съёмках влюбился. Как она танцевала! Для партнёров важно, чтобы совпадали ощущение музыки, энергетика исполнения, чтобы они дополняли друг друга. Всё так и было. Мы с первых шагов обратили на себя внимание – были очень гармоничной парой. Но не сложилось – у нас были разные дороги. Остались воспоминания!

– Какой танец вы исполняли?

– Парад-шествие и вальс, конечно. Ведь это первый бал Наташи Ростовой! Довелось мне сыграть драгуна и в других знаменитых массовых сценах «Войны и мира» – «Встреча с Преображенским полком» и «Дорога смерти». «Дорога смерти» – съёмки проходили с вертолёта. Режиссёру удалось полностью воссоздать атмосферу тех событий. Было страшно! Знаешь, что пуля не заденет, но всё равно жутко.

– Расскажите об успехах ваших учеников.

– Всех не перечислишь. Боюсь кого-то обидеть. Я помню каждого! Помню, как они ко мне приходили, как делали первые танцевальные шаги. Конечно, не все стали чемпионами, но разве это так важно? Некоторые повзрослевшие ученики признались: «Если бы я тогда не записался в коллектив, жизнь моя сложилась бы совершенно иначе».

– Многие из них теперь учат танцевать других…

– Да, те, кто занимался в первом составе, очень скоро начали образовывать свои коллективы – в Курске, по всей области, за её пределами, даже в других государствах продолжили развивать культуру бального танца. Это стало их профессией. Появился в 1971 году в Курске маленький «ручеёк» и стал большим бальным «половодьем».

Полонез

– Алексей Михайлович, изменился ли танец сегодня?

– До неузнаваемости! У современных танцоров и балетмейстеров огромные возможности, в том числе и благодаря интернету. Честно признаюсь, во многих вопросах я готов у них поучиться. Сейчас соревновательные программы отличаются от тех, которые были раньше. Движения в танце стали более острыми, быстрыми, шаги – широкими. Более выражены наклоны корпуса, движения – интенсивнее. Они стали более спортивными по своему смыслу, уровню выполнения. Теперь танцы – это спорт. Танцорам присваиваются квалификационные разряды, категории. Это здорово! Это движение вперёд. Только бы не забывать свои отечественные программы! Изменился и возраст исполнителей. Теперь танцуют от мала до велика.

 

Второе дыхание «Сеньоров»

С октября 2016 года к своему прежнему названию танцевальный коллектив добавил новое – «Сеньоры», означающее возрастную категорию участников.

– С учениками мы никогда не теряем связи, – рассказывает Алексей Ловчиков. – Ко мне приходили те, чьи лучшие годы прошли в «Соловьиной весне». Но одном из торжественных вечеров, посвящённых дню рождения ансамбля, возник вопрос: а почему бы не продолжить? Ведь все горят желанием! И вот так вернулись многие мои взрослые ребята, которые в школьные годы танцевали в «Соловьиной весне»: Виктор Асташев, Олег Халин, Юрий Бунин, Татьяна Кистанова, Татьяна Руковишникова – уже известные танцоры. Они создали новое возрастное направление – сеньоры.

Младшим сеньорам – 40, а старшим – за 70. Занятия – три раза в неделю. А нагрузка такая, что и молодым не угнаться. Подготовка к концертам, выступления – жизнь насыщенная и прекрасная. «Сеньоры» уже неоднократно подтверждали своё заслуженное гордое звание.
Сеньоры единодушны: Алексей Михайлович Ловчиков помог им обрести второе дыхание и раскрыть таланты, о которых они совсем забыли, а некоторые и вовсе не знали. Сегодня они не представляют свою жизнь без репетиций, тренировок, нагрузок, без танца.

60-летний Владимир Прилуцкий – один из первых учеников маэстро Ловчикова. Он пришёл в студию в начале 70-х. Начал заниматься в школьном кружке, продолжил – в Курском дворце пионеров. Учили танцевать подростков тогда Елена Сопельченко и Владимир Остриков – тоже ученики Алексея Михайловича. Когда повзрослевшему талантливому юноше предложили попробовать поступить в ставшую уже знаменитой студию Ловчикова, он решил попробовать. Прозанимавшись три года, ушёл в армию. А потом уже не до танцев было – семья, маленькие дети, работа. Вернулся в «Соловьиную весну» только через 39 лет.

А вот Владимир Рудюк начал танцевать в 62 года. Сегодня танцевальная пара Рудюк – Владимир Николаевич и его супруга – украшение любого бала. На балу в Губкине (Белгородская область) жюри единогласно выбрало их королём и королевой бала. А ведь в начале бальной карьеры партнёр был твёрдо уверен в том, что танцы – просто ненавидит. Владимир Николаевич – мастер спорта по спортивной акробатике. Присоединился к сеньорам в 2010 году. Как рассказывает он сам, пришёл поправить здоровье.

– Стали давать о себе знать старые спортивные травмы, – рассказывает Владимир Рудюк. – Было уже трудно ходить: так болело колено. Признаться, танцы я раньше просто терпеть не мог. В спортивной акробатике я был нижний в паре. Смешно: раньше вращался вертикально, а теперь горизонтально. Вся моя спортивная специфика направлена на совершенно другие движения. Танцы – это поворот. Специфика поворота в акробатике полностью противоречит специфике поворота в танце. Но на занятия всё-таки пришёл – жена Люба когда-то занималась бальными танцами, она и предложила попробовать. Алексей Михайлович был строг. Первое, что я услышал: «Медведь!» Но Алексей Михайлович всегда найдёт изюминку. Посмотрев внимательнее, он сказал: «Вы очень смотрибельная пара. Переходите в старшую группу». Мы удивились: «Почему? Мы же ничего не умеем!» Он ответил: «Вы хотите прилично танцевать? Тогда не теряйте времени». Вот уже 13-й год мы его не теряем. Теперь без танцев я уже не могу жить! Помимо тренировок каждый день занимаемся и дома. Жизнь воспринимается совсем иначе. Стало очевидным: далеко не всегда мы умеем владеть своими мыслями, эмоциями и телом. А это так важно! Надо учиться.

– Что надо, чтобы стать участником вашего коллектива?

– Только желание! Следовать советам руководителя: должна быть система занятий. Помимо тренировок обязательно занятия дома: зарядка, гимнастика. Поддержание общей физической формы. И конечно, диета.

– Я радуюсь победам моих учеников, – признаётся мастер. – Но успехи моих сеньоров мне дороги вдвойне. Они – моя гордость! Сеньоры прекрасны, их танец завораживает, ведь ребята чувствуют его сердцем. Мои сеньоры – пример многим. Мы не стремимся к каким-то сложным наворотам, немыслимым па, хотя моим ученикам и это подвластно. Но всего важнее – элегантность и простота. Партнёр должен быть настоящим джентльменом, вести свою даму так, чтобы она стала настоящей королевой. Однажды, вскоре после съёмок «Войны и мира», на балу, который проходил в ДК Железнодорожников (ныне областной Дворец культуры), я специально пригласил на танец очень грустную женщину и провёл на параде полонеза. В этом танце нет сложных па. Позже она призналась, что чуть не потеряла дар речи, такие это были сильные эмоции. «Я впервые в жизни по-настоящему почувствовала себя дамой». Я очень хочу, чтобы дело, начатое мною более полувека назад, имело продолжение!

Елена ГАМОВА

Фото из архива
героев публикации



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также