Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Мало изобрести, надо внедрить!

Газетный выпуск № 2022_105
01 сентября 2022 11:39 Инновации

Над чем ломают голову современные курские Кулибины?

Наверное, самый удивительный изобретатель, опередивший время на несколько столетий, – Леонардо да Винчи. В XV веке он создал прототипы дельтаплана, автомобиля, велосипеда, пулемёта, туалета с водяным смывом, танка и даже робота!

В советские годы деятельность изобретателей курировало Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. Но в Курской области его региональное отделение совершенно исчезло из поля зрения. Телефон организации молчал, а по указанному в справочнике адресу о существовании ВОИР уже никто не помнил. В Торгово-промышленной палате Курской области пояснили – сейчас с изобретателями работает Центр инноваций и технологий ЮЗГУ. Мы поговорили с его директором Владимиром Журавлёвым о том, чем инноватор отличается от изобретателя и как совмещаются техническое творчество и маркетинг.

 

Диагностировать и упаковать

– Владимир Борисович, ваш центр занимается изобретениями нынешних Кулибиных?

– Не совсем. Изобретать – одно, а продвигать и внедрять – совсем другое. Мы делаем диагностику инновационных проектов, чтобы понять, что представляет собой проект и кому он в итоге может быть нужен. Во-вторых, «упаковываем» проект, то есть делаем технико-экономическое обоснование и проводим маркетинговые исследования.

– К чему такие сложности?

Реализация инновационного проекта – самая большая проблема не только в Курске, но и в России. Мы что-то изобретаем, создаём, а потом бегаем с изобретением и не знаем, куда это можно было бы внедрить. Хотя во всём мире работает совсем другая схема. Сначала определяется проблема потребителя, она анализируется, а уж потом начинается процесс создания проекта, который её решает. У нас же вначале создаётся изобретение, продукт вполне замечательный, по сути, имеющий и научную новизну, и актуальность, но затем выясняется, что он никому не нужен. Не потому, что плохой, а потому что первоначально не была исследована целевая аудитория.

На сегодняшний день мы в нашем центре как раз занимаемся тем, что проводим маркетинговые исследования и выявляем проблему тех целевых аудиторий, которым могли бы понадобиться инновационные решения, которые создают наши курские учёные-разработчики. Далее, взаимодействуя с изобретателем, можем иногда ему и сказать о том, что его инновационная разработка, возможно, никому и не нужна и стоит её изменить под тех потребителей, у которых реально есть нерешённая проблема.

 

Экзоскелет – одна из известнейших разработок курских изобретателей

«Приземлить» в реальный сектор

– Но техническое творчество и маркетинг, мне кажется, несовместимые понятия?

– Заблуждаетесь. Как бы мы ни относились к маркетингу, без него никуда не денешься. Вначале мы должны изучить рынок и вникнуть в проблему, а потом понять, как мы эту проблему будем решать за счёт создаваемых технологических решений, а это важно, в свою очередь, чтобы сохранять технологический суверенитет, который нам крайне нужен сегодня. Одной политической воли не всегда достаточно.

Прежде всего требуются большие вложения и в оборудование, и в технологии, и в тех людей, которые будут создавать новые технологические решения. Как раз, проводя маркетинговые исследования и технико-экономические обоснования инновационных проектов, мы стараемся «приземлить» разработку в реальный сектор экономики. Ведь иногда у нас разработки создаются просто для того, чтобы получить какой-либо охранный документ.

– Патент?

– Неважно, как его назвать. Патент, свидетельство – документ, закрепляющий права разработчика на результаты его интеллектуальной деятельности и охраняющий их, не допуская нарушений. А если создаётся разработка, которая потенциально никому не нужна и не решает проблемы потенциальных потребителей, значимость такого охранного документа теряется. В любом случае он не должен становиться самоцелью изобретателя, учёного-новатора.

У нас очень много умных и талантливых изобретателей и разработчиков – в нашей стране, в нашем регионе, однако плохо прорабатываются вопросы маркетинговых исследований и экономической составляющей инновационного проекта. Начиная с 2010 года в России стали создаваться центры коллективного пользования (ЦКП). При такой модели оборудование закупается для одного университета (или научной организации), но им могут пользоваться и другие университеты, города и научные организации. Удобство неоспоримо: вкладываешь средства в покупку, все приезжают на одну площадку, в результате появляется какой-то научный продукт. В период с 2001 по 2020 год было создано около 560 центров в различных дисциплинарных направлениях – от астрономии до биомедицинских и инженерных наук. Однако возникли проблемы. В расходах на ЦКП никак не предусмотрено обслуживание, детали и вероятность поломок оборудования. Так появились центры-призраки: оборудование есть, помещение есть, но нет реагентов, ставок обслуживающего персонала и прочего – отсюда ЦКП стоит без дела или используется, но «неформальным» образом.

В одиночку не выйти на рынок

– Как же достичь технологического суверенитета?

– Нужно объединять в команду инноватора, учёного-разработчика с маркетологом, экономистом, юристом и менеджером проекта для запуска любого технологического проекта.

– А в одном лице объединить нельзя?

– К сожалению, инновации не делаются в одиночку. Во всём мире самые лучшие высокотехнологичные решения создавались коллективно. Но у нас в стране есть свои плюсы в создании новых инновационных проектов и продуктов. Русский человек не превзойдён в умении выдумывать, у нас есть особая смекалка.

Более того, именно наш советский изобретатель Генрих Альтшуллер создал теорию решения изобретательских задач, которой пользуются сейчас во всём мире.

– А мы почему не пользуемся?

– Пользуемся, но не так широко, как на Западе. У нас в центре десять лет действует школа инноваторов INNOVSCHOOL, получившая, между прочим, несколько раз президентский грант на реализацию. Вот там мы обязательно даём элементы теории решения изобретательских задач для молодых учёных-разработчиков.

В настоящий момент обстановка с поддержкой молодых учёных и разработчиков заметно меняется в лучшую сторону. Сейчас государство начинает выходить на новый уровень взаимоотношений с инноваторами. Выделяется огромное количество грантов, крайне важных для стартапов и молодёжных стартап-команд. Особое внимание уделяется сфере IT-технологий.

– А результаты-то есть?

– Разумеется. Однако есть одна существенная, на мой взгляд, деталь.

В основном львиная доля средств на развитие новых технологий государственная, и идёт она главным образом крупным государственным корпорациям вроде Ростеха, Росатома, Роскосмоса. Тогда как сейчас необходимо поддерживать в большей степени малый и средний технологический бизнес, особенно создаваемый молодыми разработчиками и молодёжными стартап-командами. Думается, если в России появится больше средних и малых технологических компаний, это будет серьёзный вклад в развитие новых технологий в нашей стране в целом и в нашем регионе в частности.

Борис КИРЯЕВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также