Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Откуда берутся и куда исчезают инфекции

Газетный выпуск № 2022_115
23 сентября 2022 15:08 Наши интервью

Интервью с главным санитарным врачом Курской области о прошлом, настоящем и будущем санитарной службы

15 сентября 1922 года вышел декрет Совета Народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики». Этот день считается днем рождения санитарной службы России. Её работники – санитарные врачи, эпидемиологи, паразитологи, лаборанты, биологи, зоологи, энтомологи. В 2020-21 годах, когда в мире бушевала пандемия коронавируса, работа специалистов была в центре всеобщего внимания. Санэпидслужба в действии и сегодня, а значит, все стоящие перед ней задачи решаются успешно. Как сегодня обстоят дела на профилактическом фронте, об этом наш разговор с главным санитарным врачом Курской области Олегом Климушиным.

 

Немного истории

– Олег Дмитриевич, расскажите, санитарная служба создавалась в нелёгкий для страны период? В связи с чем возникла такая необходимость?

– Да, верно. В то время в России была очень тяжёлая ситуация: отгремела революция, страна пыталась справиться с тяжкими последствиями Первой мировой и Гражданской войн. В стране начался голод, свирепствовал тиф. Вся государственная политика строилась на том, чтобы как можно скорее вернуть страну к нормальной жизни. И хотя уже в начале девятнадцатого века существовали определённые институты, в той или иной степени выполняющие санитарно-эпидемиологические функции, такую всеобъемлющую службу Россия создала впервые в мире. Круг вопросов, которыми она занималась, был очень широк. Это не только вопросы эпидемиологии, борьбы с инфекционными болезнями, но и гигиена питания, и гигиена труда, и коммунальная гигиена, которая занималась вопросами санитарной очистки территорий. В это же время зарождается гигиена детей и подростков не только в школах и детских садах, но и детского населения в целом. Это и здоровый образ жизни, здоровое питание детей, приучение к чистоте и порядку – к гигиене. С годами число направлений работы увеличивалось. Так, в середине прошлого века зародилась такая отрасль гигиены, как радиационная. Это произошло, когда в стране и мире начала бурно развиваться атомная промышленность. Кстати, наша страна была родоначальником предупредительного надзора, когда в функцию санитарных врачей и эпидемиологов вошли полномочия по предупреждению неблагополучия на этапе проектирования предприятий, социальных учреждений. Строящиеся объекты, вводимые в эксплуатацию, – сооружения, здания и целые города – должны были соответствовать здоровым критериям.

Какие эпидемии были в России до и после революции? Как изменилась ситуация после создания новой структуры?

– Целые города выкашивали эпидемии холеры. Свирепствовал тиф. В 20-х годах прошлого века половину Европы за три года опустошил испанский грипп – так называемая «испанка». Характер эпидемии принимали и детские инфекции: дифтерия, корь, коклюш. Из десяти рождавшихся детей выживали лишь пятеро. Малыши погибали от банальных кишечных инфекций. До конца сороковых годов двадцатого века страшной неизлечимой болезнью оставался и туберкулёз. А в Курской области периодически давала о себе знать малярия. В 30-е, 40-е, 50-е годы наши предшественники потратили много сил на борьбу с этим заболеванием. И оно было побеждено.

– Расскажите об этом подробнее. Почему заболевание поразило тогда именно наш регион и не может ли это повториться вновь?

– Разносчики заболевания – комары. В поймах рек, где в ряде районов области активно велись торфоразработки, малярийный комар был распространён очень широко. Источник заболевания – больной человек. Противомалярийная, «противокомариная» борьба носила промышленный масштаб. Мы и сейчас фиксируем случаи этого заболевания – «завозные». Однако в связи с тенденцией к потеплению риск осложнения ситуации остаётся и сегодня.

– Кто создавал новую службу?

– Санитарно-эпидемиологическая служба создавалась в едином звене с остальным здравоохранением. Санитарно-эпидемиологическая служба – это профилактическое звено, направленное на упреждение заболеваний – не только инфекционных, но и соматических. Первым наркомом здравоохранения был Николай Александрович Семашко. До сих пор нашу систему здравоохранения называют «системой Семашко». Николай Александрович был одним из учеников Фёдора Фёдоровича Эрисмана, одного из основоположников профилактической медицины и гигиены в России. У него же, кстати, учился и Антон Павлович Чехов, собиравшийся посвятить себя медицине.

Объём работ был колоссальный! В Средней Азии бушевала чума. На юге страны – туберкулёз… В то же время в стране бурно начинают развиваться народное просвещение, образование. Школы стали строиться по новым проектам. С учётом знания гигиены это должны были быть светлые, сухие, просторные помещения. Сейчас это звучит банально, а тогда было откровением. Советские врачи усовершенствовали знаменитую парту Эрисмана. Модель была разработана автором с учётом эргономики – сохранения осанки, зрения. Тогда же начало практиковаться и оздоровление детей в загородных лагерях. Началось и физкультурное движение – уже на научной, системной основе, с учётом достижений гигиены и других отраслей медицины. Всё это было очень тесно связано! Сейчас санэпидслужба работает как единый слаженный механизм.

 

От оспы до желтухи

– Олег Дмитриевич, какие инфекции исчезли за последние 100 лет?

– В 1980 году Всемирная организация здравоохранения провозгласила, что земной шар свободен от оспы. Сейчас мы, как и всё мировое медицинское сообщество делаем всё, чтобы исчез и полиомиелит. Неизлечимая когда-то лепра (проказа) сегодня лечится: почти все лепрозории уже закрылись. Да, наука не стоит на месте. Парадокс, но именно поэтому возникают и новые биологические угрозы. Раньше мы чего-то просто не знали! 30 лет назад все гепатиты мы называли болезнь Боткина – желтуха. И только с развитием вирусологии выяснили, что гепатит А,В, С, Е – совершенно разные болезни, вызываются разными возбудителями, по-разному передаются, имеют разный исход. Так, чем больше наука развивается, тем больше мы узнаём о новых вирусах, об их разновидностях. Не так давно по историческим меркам появилась и холера – несколько сотен лет назад она «зародилась» в Индии. Видимо, холерный вибрион долгое время не был патогенен для человека, а потом он приобрёл опасные свойства. В современном мире развиваются коммуникации. Сел на самолёт – через сутки ты в Бразилии, а ещё через несколько часов в Китае. Едут туристы и к нам. Если человек болен – то, сам того не желая, привез болезнь. Так исторически сложилось, что многие инфекции берут начало в юго-восточном регионе. Та же чума, тот же грипп – кстати, он тоже изначально не был патогенен для человека. Болели птицы, животные, а уж потом человек, заражаясь. Вирус гриппа проходил определённые стадии развития и вследствие мутации приобретал вирулентность к человеку.

 

Ковид ослабел, но не ушёл

– Что сейчас происходит с коронавирусом?

– Пандемия была предсказана давно! Уже 20 лет назад врачи вели дискуссии – за счёт чего она случится? Каким будет биологический агент? Большинство склонялось к тому, что это будет новый вирус гриппа. И в 2009 году возникла пандемия свиного гриппа. Но он оказался не таким уж страшным, как предполагалось. А коронавирус приобрёл пандемическое значение. Вот этого никто не ожидал.

– Кажется, за два года его удалось победить… Или это иллюзия?

– К сожалению, сейчас ситуация осложняется прямо на глазах. Идёт очередная волна распространения новой коронавирусной инфекции. Это было ожидаемо. В основном сейчас всё это идёт за счёт штамма омикрон. Пока мы наблюдаем более лёгкое течение болезни. Но тем не менее, как было предсказано, коронавирусная инфекция приобретает характер сезонного заболевания. То есть она встраивается в цепочку сезонных острых респираторно-вирусных инфекций. Ну, коронавирусы и раньше были – до новой коронавирусной инфекции COVID-19 существовали «коктейли» вирусов, просто особого эпидемиологического значения они не играли. Помимо нынешнего ковида, сейчас идёт ещё обострение по другим респираторно-вирусным инфекциям: аденовирус, риновирус, парагрипп. Парагрипп – довольно тяжело протекающее заболевание вирусной природы, похожее на грипп. Тоже осложнения вызывает. Но это как с нами было, так и остаётся. Что касается COVID-19, омикрон тоже мутирует. Более активная мутация происходит там, где население неиммунно. Чем ниже иммунная прослойка (коллективный иммунитет), тем больше возникает мутаций. Чем легче возникают мутации, тем активнее распространение. У нас, к сожалению, уровень коллективного иммунитета в стране падает: вакцинироваться надо с периодичностью раз в полгода, сейчас люди устали от этой проблемы, решили о ней забыть. А забывать не надо! Вакцины у нас много. Призываю всех, кто не имеет противопоказаний, прививаться раз в полгода. Хотя бы для того, чтобы если человек и заразился, то не получил бы осложнений заболеваний, чтобы заболевание протекало легче.

– Будут ли вводиться новые ограничительные меры?

– Человек должен сам понимать: в период подъёма заболеваемости лучше без надобности не ходить по людным местам. А если идёшь – надевать маску. Никакой проблемы нет – надеть маску в общественном транспорте, обезопасить себя и других.

– Почему сейчас вновь идёт интенсивное распространение вируса?

– Заболевание у большинства людей протекает легко, хотя осложнения тоже есть. В основном у тех, кто страдает хроническими заболеваниями. До сих пор есть и погибшие от вирусных пневмоний. Ведь как получается: человек чувствует себя терпимо и не сидит дома, за медицинской помощью не обращается, активно передвигается в общественном транспорте, по предприятиям торговли – сейчас много проводится массовых, культурных, спортивных мероприятий. Больной туда идёт и заражает других. Это даёт цепочку. Стали более уязвимы и дети. К штамму омикрон они даже более восприимчивы, чем взрослые. А ведь детей до 12 лет не прививали, и они стали болеть чаще. Вначале дети почти не заражались, но специалисты так и прогнозировали: рано или поздно вирус приобретёт способность заражать детей. К сожалению, у многих это не вызывает настороженности, хотя она должна быть, особенно у родителей.

 

Коротко о разном

– Какие заболевания теперь мы можем считать сезонными?

– Сезонное заболевание – это острые респираторные инфекции. В основной массе, на 90 процентов, они вирусной природы. Хотя есть и бактериальные. Те же самые пневмококки, стрептококки.

– Почему сезонный подъём начинается осенью?

– Люди съезжаются из отпусков, лагерей, возникает скученность, дети идут в школу, взрослые – на работу. Влияет и погода: начинаются дожди, слякоть, холод, и иммунитет падает, тут же начинаются простудные, респираторные инфекции. А из-за того, что они заразные, получается бурное распространение. Потому они и сезонные.

– Как прошла оздоровительная кампания в этом году?

– Многие ограничения были сняты. За эти два года пандемии мы приобрели немалый опыт предупреждения болезней. Чёткие правила безопасного поведения в ходе летней оздоровительной кампании уже разработаны. Все, кто организует летний оздоровительный отдых детей, об этом знают. Поэтому на сегодняшний момент осложнений мы не зафиксировали. Единичные случаи ковида были, но они не получили распространения.

– Сейчас много говорят, что в тени ковида осталась эпидемия СПИДа. Всё настолько серьёзно?

– Да, СПИД – тема, увы, подзабытая, но крайне актуальная. К сожалению, заболевание до сих пор остаётся неизлечимым. Хотя придуманы способы продления нормальной жизни ВИЧ-инфицированных на десятилетия вперёд. Разработаны методики антиретровирусной терапии, которые позволяют людям долго жить, но это требует усилий от самого человека. Но, к сожалению, не все выдерживают. Некоторые злоупотребляют алкоголем и курением – они-то и погибают наиболее быстро. В принципе, меры борьбы тоже известны. Смещается возрастной диапазон заболевших – от молодых в 20-летнем возрасте до 40-летних. Люди стали легко относиться к этому. Гораздо легче, чем 30 лет назад, когда эта инфекция только появилась. Так же как и гемоконтактные гепатиты, они идут в одной связке. Относительно гепатита В есть эффективные прививки – надо себя обезопасить от гемоконтактного гепатита. 15 лет назад мы начали активную вакцинопрофилактику гепатита В. Буквально за пару лет мы увидели, что заболеваемость за два года снизилась в шесть раз. А сейчас она опять растёт.

– Повлиял ли ковид на календарь детских прививок?

– Конечно, повлиял. Сейчас мы общими усилиями пытаемся восстановить охват прививками детского населения, да и взрослого – они тоже должны ревакцинироваться от ряда заболеваний. В обществе возрос уровень неприятия вакцинопрофилактики в связи с ковидом и к другим инфекциям. Это тревожит и огорчает. То, что пишут в сети антипрививочники – настоящее нейролингвистическое зомбирование не очень образованных людей. Как говорится, можно быть с тремя высшими образованиями, но без среднего. Можно быть специалистом в юриспруденции, в кибернетики, но иметь дремучие представления в биологии, иммунологии. Но уровень амбиций не позволяет признать свою некомпетентность. Я уже давно решил для себя: надо слушать специалистов. У меня есть своё мнение! Но не факт, что оно правильное! Людям свойственно находиться в плену своих предрассудков и иллюзий – ведь всё знать невозможно. Я всегда прислушиваюсь к специалистам, глубоко погружённым в тему.

– Над чем работают эпидемиологи XXI века? Какая проблема сейчас главная?

– Проблемы эпидемиологов с позапрошлого века не изменились. Хочется повторить слова выдающегося хирурга Николая Ивановича Пирогова: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Проблема остаётся той же, как и лозунг профилактической медицины.

Елена Гамова



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также