Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Больше чем яблоко

Газетный выпуск № 2022_127
21 октября 2022 10:02 Край мой соловьиный

Изучаем историю курской антоновки: история, современность, факты.

Скромное на вид яблоко, но с какой историей!..

Из всех сортов яблок, известных в России, антоновка, наверное, самый загадочный и культовый. Если, конечно, не брать в расчёт яблока библейского. Хотя один из курских поэтов и намекает на то, что в раю росла именно антоновка. Для курян же особенно важно, что этот сорт имеет курское происхождение.

Наследство неизвестного

В специальном реестре яблок и груш, составленном ботаником Андреем Болотовым, жившем во второй половине XVIII века, а также в его статьях, опубликованных в «Журнале садоводства» в 1761–1763 годах, приводится 600 сортов, но нигде не встречается упоминание об антоновке.

Но в конце XIX века на Нижегородской ярмарке садоводы из Тулы уже представляли новый сорт яблок – Тульскую духовную антоновку, а любопытствующим объясняли, что антоновка получила своё название по имени садовода Антона, который её и вывел.

В то же время в книге «Краткая помология» (помология – сортоведение, от французского слова pomme – яблоко), которая была издана в 1900 году, сообщается, что антоновка, скорее всего, начала распространяться из Курской губернии. А вот с какого времени и кто её «создатель» – неизвестно.

Вот и все сведения. Есть мнение, что неизвестный садовник, вывел антоновку, скрестив с садовыми яблонями дикие, лесные. Получилось то что надо. Вкусно и надёжно.

 

Курский живописец Александр Балабин «Курская антоновка». Картина хранится в Курской картинной галерее имени Дейнеки

Народная селекция

Такие неожиданные садоводческие открытия вполне официально называют «народной селекцией». Давайте получше разберёмся – а что, собственно, это такое. В этом нам поможет книга знаменитого русского селекционера Михаила Ульянищева «Яблоня».

«Слово «селекция» обозначает буквально отбор, а по смыслу – выведение новых сортов растений или пород животных и улучшение существующих, – пишет автор. – Селекция яблони началась, вероятно, тысячи лет назад, когда человек впервые посеял семена от особо понравившихся ему плодов, найденных в лесу. Искусство прививки стало известно человечеству ещё в доисторические времена, но распространялось оно медленно.

Поэтому первые яблоневые сады состояли почти исключительно из сеянцев, причём, как это вполне понятно, для посева употреблялись семена, вынутые из лучших плодов, снятых с лучших деревьев: каждый садовод, таким образом, являлся в то же время и селекционером поневоле.

Этот период народной селекции, несмотря на свою примитивность и стихийность, сыграл огромную роль в деле постепенного преобразования диких видов яблони в культурные.

И результатом его явилось огромное количество сеянцев-сортов. По всей вероятности, именно такое происхождение имеют известные наши сорта: антоновки, апорты, титовка, боровинки и многие другие».

 

Как рожь в полеводстве

В книге «Краткая помология» отмечается: «Антоновка в русском садоводстве – что рожь в полеводстве. Это самый распространённый у нас, излюбленный сорт, ввозимый сотнями вагонов в наши столицы.

Ни одно яблоко не пользуется в России такой известностью, как антоновка. Много потребляет её наш русский народ в сыром виде, много идёт на заготовление впрок в виде мочения, но наибольшая масса уходит на фабрикат разного рода: пастилу, мармелад, желе и т.п., для каковых продуктов антоновка предпочитается всем другим яблокам».

Сладко-кислые, сочные, с сильным освежающим запахом яблоки являлись одним из самых востребованных продуктов, ввозимых как в Москву, так и в Санкт-Петербург.

Пишут, что Екатерина Великая из всех яблок особо выделяла антоновку и требовала её регулярно поставлять к императорскому двору. Возможно, она знала старинную английскую пословицу: «Кушай по яблоку в день, и доктор тебе не нужен».

 

Картина художника Евгения Муковкина «Антоновские яблоки» (по мотивам одноимённого рассказа Ивана Бунина)

Обоянь – родина антоновки?

Обыкновенная антоновка стала основой для многих сортов. В частности, русский учёный-агробиолог Михаил Васильевич Рытов в начале ХХ века писал о 17 сортах, а Иван Владимирович Мичурин в 1929 году – уже о 26 её разновидностях. Девять лет спустя, в 1938 году, советские помологи только в одной Ленинградской области описали ещё 150 видов антоновских яблонь.

В советское время антоновка тоже всегда была в продаже (см. картину Александра Балабина, написанную в 1963 году). Курская область славилась на весь Советский Союз своими садами. Под Курском, около Обояни, Льгова и Щигров работали плодопитомнические совхозы.

Но и самая обычная антоновка является одним из продуктивных сортов. Например, в Курской области отмечены деревья, с которых собиралось до полтонны плодов. И если за антоновкой хорошо ухаживать, она может и в столетнем возрасте выдавать до 300 килограммов урожая с дерева.

Призывать к возрождению забытых секретов курских садоводов в век генно-модифицированных сортов и неимоверного количества самых разных удобрений, на наш взгляд, бессмысленно. Сейчас самое главное – быстрее и больше, а любой вкус можно и искусственным способом сделать.

Но радостно, что курская антоновка не умерла. После пресловутых лихих 90-х годов прошлого века и суеты начала века нынешнего всё же удалось восстановить если уж не былую славу, то, по крайней мере, появление антоновки на рынке.

И вот уже в этом году куряне привезли с выставки «Золотая осень» медали высшей пробы. А что возили в Санкт-Петербург на 24-ю по счёту всероссийскую агропромышленную выставку? Много чего… Но отдельной строкой значились именно обоянские яблоки, а значит, была среди них и антоновка.

 

У нас сейчас садоводство пробуют развивать в нескольких районах, например, в Щиграх, Фатеже, но молодцы – обоянцы. Они и районный праздник свой проводят – «Обоянское яблоко», и без ненужного в таких случаях стеснения называют Обоянь родиной курской антоновки.

 

Пахнет апельсином

Антоновку воспел лауреат Нобелевской премии, уроженец Черноземья Иван Бунин. Что любопытно, хотя антоновка является плодом народной селекции, в рассказе «Антоновские яблоки» (1900 год) она стала символом уходящей помещичьей эпохи, как, например, вишнёвый сад у Чехова (но свою пьесу Антон Павлович написал позже).

В одном из писем Бунин рассказывает, что однажды, выйдя на крыльцо, почувствовал запах антоновских яблок и одновременно испытал ностальгию по «крепостному времени»:

Картина Ольги Налётовой
«Антоновские яблоки» (2010 год)

«Право, я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в «отъезжее поле», целый день не слезать с седла, а вечером со здоровым аппетитом возвращаться по стемневшим полям домой».

Произведение Бунина – это монолог-воспоминание, прощание с дворянским деревенским бытом, знаменитым усадебным миром:

«Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.
Это садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. «Ядрёная антоновка – к весёлому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит и хлеб уродился».

Издревле считается, что запахи сильнее и ярче всего пробуждают воспоминания. Вот и для Бунина запах антоновских яблок стал стимулом для творчества.

Другой русский писатель Иван Шмелёв показал антоновку именно как символ народный, символ жизни простых людей. В автобиографическом романе «Лето Господне» (это старославянское название, проще будет сказать так – «Год Господень»), где русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год, антоновка выглядит ещё чудеснее, чем у Бунина:

«В канун Покрова, после обеда, – самая большая радость, третья: мочат антоновку. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, чистые, русые, ясноглазые, пахнущие берёзой банной, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоком. Ляжешь на тюк – и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей.

Не дождёшься, когда распорют. Порется туго, глухо, и вот, пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится – и катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла. Пахнет как будто маслом, будто и апельсином пахнет, и маслится. И все запускают руки, все хотят выбрать крупное самое – «царя».

Вытираем каждое яблоко холстинным полотенцем, оглядываем, поминки нет ли, родимые ямки-завитушки заливаем топлёным воском. Тут же стоят кадушки, свежие-белые, из липки. Овсяная солома, пареная, душистая, укладывается на дно кадушки. На неё, чтобы бочками не касались, кладутся золотистые антоновки, и опять, по рядку, солома, и опять яблоки – и заливается тёплой водой на солоде.

 

Гусь с антоновскими яблоками

Для приготовления этого классического блюда потребуются изюм, петрушка, сельдерей, тмин и сушёный майоран. Ну и главное – гусь и большое антоновское яблоко. Первым делом натираем солью и специями внутри и снаружи подготовленную тушку птицы. Затем промываем яблоко, удаляем косточки и кожицу, нарезаем дольками и соединяем с набухшим изюмом. Теперь фаршируем этим фруктом гуся, зашиваем его и выкладываем его на противень спиной вниз, на дно которого нужно плеснуть немножко воды или сухого вина. Готовим блюдо в хорошо разогретой духовке. Птица начала румяниться – поливаем её соком из противня. Готовое блюдо можно украсить зеленью, яблоками.

Многие дни теперь будут ходить по дому яблочные духи. И с какой же радостью я найду закатившееся под шкаф, ставшее духовитее и слаще антоновское счастье»!

В общем, будь то ностальгия по дворянскому деревенскому быту или просто по старинной русской жизни крестьян, вывод один: антоновка – русское народное яблоко. Наш символ. И, кстати, при случае принюхайтесь – разрезанная антоновка действительно пахнет апельсином.

Конечно же, не обходили вниманием антоновку и другие писатели. Например, Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «В садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты».

А также и наш Евгений Носов в рассказе «Фагот»: «Пришла ранняя погожая осень, едва тронувшая позолотой обширные курские сады. С окраин веяло затяжелевшей антоновкой, винной усладой перезревающих слив, вишнёвой смолкой из уже начавших багроветь вишенников».

Отдали должное антоновке и живописцы, некоторые из работ вы можете увидеть на этом развороте. Что же касается поэзии, то настоящий гимн знаменитому яблоку создал курский поэт Егор Полянский. У него и сборник стихов есть с таким названием – «Антоновка».

Хоть для ярмарок цвет неярок,
Всё ж на ярмарках нарасхват:
В царстве груш и румяных яблок
Выдает её аромат.
В свежем сене, в ржаной соломе
Дух антоновки за версту:
Сахаристая на изломе.
Так и тает она во рту.
Без подкраски и без подмеса,
От росы зоревой сочна.
Нежность неба и вес железа –
Всё впитала в себя она.
Доброй гостье в промёрзлой стружке
кто из нас, горожан, не рад?
Не горошинки в погремушке –
Зёрна зрелости в ней шуршат.
Видно, яблоко чудо-дерева
В том библейском росло краю,
Коль до свадьбы Адам и Ева
Стали грешниками в раю.
Эх, антоновка!.. И – мочёной,
И – с морозца из шалаша
Ты и с чарочкой золочёной
И без чарочки хороша!

Александр Сергеевич Пушкин вроде бы ничего стихотворного о яблоках не оставил. Но он очень любил яблоки мочёные. А, как известно, именно антоновка, как никакое другое яблоко, подходит для этого дела. Остались по этому поводу воспоминания хозяйки соседнего с Михайловским Тригорского имения:

«Беседуем мы все до поздней ночи – Пушкину и захочется яблок, вот и пойдём мы просить ключницу Акулину Памфиловну «принеси да принеси мочёных яблок», – а та и разворчится. Вот Пушкин раз и говорит ей шутя: «Акулина Памфиловна, полноте, не сердитесь! Завтра же вас произведу в попадьи». И ведь точно произвёл – в «Капитанской дочке»…

Ну и в музыке антоновка присутствует. Тут достаточно вспомнить популярный в своё время шлягер Вики Цыгановой «Антоновка», где в припеве такие строки:

Когда антоновка созреет,
Когда придёт Медовый Спас,
Как будто юностью повеет
От яблонь за окном у нас.

 

Памятник курской антоновке
скульптора Вячеслава Клыкова

Даёшь музей антоновки!

Сейчас, конечно, такого культа антоновки, как раньше, нет, но её не забыли и сделали символом и премией общественного признания. С 2000 года награда в виде статуэтки яблока ежегодно вручается самым известным курянам, проявившим себя в самых разных отраслях и областях деятельности.

В 2008 году 19 августа (церковный праздник Яблочный Спас) на улице Ленина был открыт памятник курской антоновке известного скульптора Вячеслава Клыкова. Сейчас это одно из самых привлекательных мест для фотографирования.

В России, да и в целом в мире, немало разных памятников яблоку, но считается, что курский – самый большой: два метра в высоту, полтора метра в диаметре.

Но вот чего у нас в этом плане не хватает, так это музея антоновки. Вот о чём хотелось бы сказать. А точнее помечтать. Если у нас есть музей курского соловья, то почему бы не создать и музей курской антоновки? Хотя бы на базе Курской государственной сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова. Или в Обояни. Как вариант. Может, стоит попробовать?

Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также