Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Не просто забава

Газетный выпуск № 2022_132
03 ноября 2022 11:09 Культура

Курские школьники учились делать кожлянскую игрушку.

Барашек на счастье

В минувшую пятницу центральная площадь Курска наполнилась свистом. И это совсем не тот случай, когда суеверный человек может сказать «не свисти – денег не будет». Напротив, традиции обещают свистунам плодородие и богатство.

Почему? Об этом школьникам рассказали в региональном туристско-информационном центре Курской области. В этот день здесь в рамках проекта «Культура для школьников» проходила «Экскурсия в мир кожлянской игрушки».

Кожлянская игрушка наравне с курским соловьём давно стала негласным брендом Курской области. Мастер-класс для учащихся 5 «б» класса 21-го лицея провёл потомок известных мастеров Валентин Тимофеев.

Старинное искусство Валентин Тимофеев популяризирует при каждой возможности – на различных фестивалях, ярмарках и других массовых мероприятиях. Под руководством мастера школьники попытались слепить барана, который держит в «руках» шар.

– Именно в руках, – подчёркивает мастер, – потому что в курских традициях фигура лепится по аналогии с человеческой фигурой. Шар – это зерно.

Всего в кожлянской игрушке 68 сюжетов. У каждого своё значение.

Прежде чем начать работать с глиной, она должна быть подготовлена соответствующим образом – как говорят мастера, вызреть. Раньше для этого использовались кожаные мешки, сейчас – материалы попроще. Вызревает глина в течение одного года.

Все фигурки похожи одна на другую. Лепятся в определённой последовательности. Сначала полое туловище, затем шея, плавно переходящая в голову. К ней приделываются рожки и скручиваются. Воду при этом не используют, материал должен оставаться упругим.

В последнюю очередь, после того как приклеиваются руки и ноги, барану в «руки» вкладывают шарик – то самое зерно.

– Осталось проделать отверстие так, чтобы игрушка свистела, – говорит мастер.

Обжигали глиняные игрушки после уборки урожая в сухую погоду. Современных муфельных печей в старину не было, поэтому делали это в горне после того, как глина хорошенько просушится.

В двадцатом веке мастера кожлянской игрушки полюбили анилиновые краски, а прежде использовали природные красители – свёкла, одуванчик, трава, малина. Добавляли также яйцо, молоко, сахар или мёд.

Основные узоры росписи – крестики, точки, полосы, сетки и круги. Одежда, головные уборы персонажей, те же рога баранов – яркие.

– У каждого цвета своё значение, – рассказывает Валентин Тимофеев. – Фиолетовый – зима, зелёный – весна, оранжевый – лето. Малиновый – цвет урожая, яблок, смородины, вишни. Это четыре основных цвета кожлянской игрушки.

Кроме того, на Курщине фиолетовый считался цветом богатства.

Сделать игрушку для настоящего мастера – дело простое.

– Хороший мастер делает в час 12–14 игрушек, – говорит Валентин Тимофеев. – Как-то на ярмарке в Старом Осколе слепил кожлянского медведя с закрытыми глазами.

 

ЗАЯЦ – СИМВОЛ ЛЮБВИ

Посуду делать у наших предков считалось мужским ремеслом, а игрушками занимались преимущественно женщины, рассказали сотрудники центра.

Мастерами, работавшими с глиной, славился не только Курчатовский, но и, например, Суджанский район, где жили казаки, многие из которых очень уважали гончарное дело.

Хорошим тоном в их традициях считалось дарить на свадьбу глиняную куклу.

Лепили предки даже необычных фантастических существ с двумя лицами – их называли кудесниками.

– В кожлянской игрушке заяц символизирует любовь, кот – мир, козлик – карьеру. Есть среди сюжетов птица счастья, – рассказала директор регионального туристско-информационного центра Курской области Оксана Баркова

 

СОЛОВЕЙ МОЙ, СОЛОВЕЙ

Не обошлось мероприятие без ещё одного символа Курского края – соловья. О главном бренде школьники рассказали немало интересного.

Знали ли вы, что размер курского соловья – 15 см, а один соловей стоил как корова? Клетки с соловьями в старину стояли в трактирах в качестве музыкального сопровождения. Птенца подсаживали к опытным певчим птицам, чтобы научился со временем издавать трели так же искусно, как они. Голосистый соловей считался от 12 колен.

Сотрудники центра предложили ребятам поразмышлять над тем, почему соловья назвали соловьём.

– Наверное, от слова «соло», – предположили школьники.

– Интересная версия, – согласилась сотрудница центра Наталья Шеховцова. – Но есть более традиционная, что слово «соловей» от «соловый», то есть серо-коричневый – окрас этой птицы.

Правда, лепили его определённым образом. Правильным курским соловьём считается конусообразный сосуд, при заполнении его водой издающий подобие соловьиных трелей.

– Сейчас можно увидеть и много других фигурок соловья, но это, – подчёркивает мастер Валентин Тимофеев, – уже больше авторская, чем народная игрушка.

Сам он выступает за сохранение народных традиций.

Слепленные же ребятами бараны остались, как положено, сушиться. Тем не менее все дети ушли с подарками – уже готовыми разукрашенными свистульками-барашками.

В ТЕМУ

Точной даты возникновения промысла уже, наверно, никто не назовёт. По архивным данным, село Кожля образовалось в 1742 году вблизи современного Курчатова и было заселено мастеровыми людьми. И хотя знаменитые народные мастера уже ушли в мир иной, но традиции в Курчатовском районе хранят мастера-педагоги.

В историю старинного промысла вошли имена Валентины Венедиктовны Ковкиной, сестёр Дериглазовых – Ольги Ивановны и Ульяны Ивановны, Анастасии Неволиной, Татьяны Коробовой, семьи Тимофеевых.

Вероника ТУТЕНКО

Фото Николая СИДОРЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также