Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Дожить до ста лет

Газетный выпуск № 2023_005
17 января 2023 10:22 Общество

Публикуем истории двух земляков, которые отметили вековой юбилей.

На их долю выпало немало испытаний и стрессов, но они всё преодолели. Сегодня наши герои – бывший библиотекарь Мария Александровна Малюк и бывший токарь Василий Матвеевич Долгих – с удовольствием делятся своим жизненным опытом.

 

Шестьдесят лет среди книг

Лучший подарок библиотекарю, конечно же, книга, но особенная, с сюрпризами внутри. Именно такие получила недавно на столетие Мария Александровна Малюк от родных и коллег из любимой «Асеевки», где юбилярша проработала 58 лет. На страницах этих книг её жизнь… Здесь она с коллегами и громоздкими телефонами, с появлением мобильных угодившими в разряд «ретро». На другой чёрно-белой странице – красивая девушка в парадной морской форме – это тоже Мария. А вот фото интересного молодого офицера. Этот человек на долгие годы стал ей верным спутником жизни. И, конечно, немало в этих книгах фотографий из библиотечных залов, ставших для Марии Александровны вторым домом.

 

Отличный связист

Книги Мария Александровна любит с детства. Выросла она в деревне Большие Озерки Саратовской области. В местной школе у учеников любимым местом был книжный уголок. Может быть, именно поэтому многие её одноклассники выбрали профессию библиотекаря.

В годы Великой Отечественной войны Марии пришлось поработать связисткой.

– Вызвали нас, молодых девчонок, в военкомат, спросили, хотим ли поработать связистками, – вспоминает Мария Александровна. – Никто не отказался.

Так она и попала связисткой в морфлот. Привезли их в Сухуми.

После обучения, месячного курса молодого краснофлотца и долгой дороги (ехали целый месяц), во время которой «ночевали, как придётся, но кормили хорошо», девушки проучились ещё три месяца в школе связи города Кабудлетти, а затем приступили к своим непосредственным обязанностям. Передавали информацию оперативному дежурному, а он дальше – в военные части.

Следовали за своим подразделением как по суше, так и под водой.

Воспоминание о подводной лодке не из самых приятных. Девушек одолела морская болезнь, так что все мысли были только об одном – скорее бы снова ощутить твердь под ногами.

Мария работала оператором связи в отделе противовоздушной обороны. Её зоной ответственности были два полка.

… У меня в сумочке начинает вибрировать мобильник. Звонят из редакции, нужно ответить.

– Тогда я даже не представляла, что будут вот такие телефоны, – улыбается Мария Александровна. – Мы принимали звонки на проводных телефонах. Случались и обрывы, но чинить посылали ребят. Мы двигались в сторону Туапсе, затем был весь разбитый Крым и, наконец, Измаил, где мы были уже до конца войны. За работу на телефоне Марию отметили знаком «Отличный связист».

 

Жена офицера

В библиотеке командного военного училища Мария встретила будущего супруга Григория Тимофеевича.

– Пойдем в библиотеку, там девчонка новая работает, – предложил ему друг.

Увидев Марию, решил «если только она не замужем, обязательно женюсь на ней».

Вскоре расписались. Сотрудница ЗАГСа приняла заявление, сказала «погуляйте часа три и возвращайтесь».

– Так мы стали мужем и женой, вскоре нам дали жилье в Саратове – комнатка с перегородкой, одна половина холодная, другая теплее, – вспоминает Мария Александровна.
Жена офицера должна быть всегда готова к переездам. Служба позвала в Ташкент.

– Возле дома был красивый сад с персиками и абрикосами, – вспоминает Мария Александровна.

Вместе с мужем Мария Александровна приехала и в Курск, который стал для неё второй родиной.

 

«Люблю узнавать новое, интересное»

Вся жизнь Марии Александровны проходит среди книг. Ни одно десятилетие она проработала в читальном зале «Асеевки».

– Читателей в советские годы было очень много, так что порой не успевали книги расставлять по полкам, оставляли до утра, а времени на то, чтобы самой посидеть с книжкой, не хватало, – вздыхает Мария Александровна. Дома между тем у неё собрана большая библиотека.

Сейчас зрение уже не то, но, не смотря на это, бывшая библиотекарь регулярно читает местные газеты. А вот аудиокниги не признаёт: настоящая книга – та, что на бумаге.

– Люблю узнавать новое, интересное, – говорит Мария Александровна. Сейчас она изучает православный календарь. Сетует, что из-за гололёда уже три дня не может выйти на улицу.

– Спортом серьёзно никогда не занималась, а вот зарядку делаю и прогулки на свежем воздухе люблю, – говорит собеседница.

На некоторых фотографиях запечатлены пикники с друзьями и гитарой.

– Никого уже в живых не осталось, – грустнеет Мария Александровна, но вскоре хорошее настроение снова к ней возвращается. Женщина открывает книгу на странице, где её поздравляет со столетием курский губернатор.

Сказал: «Мы с вами сходим ещё в библиотеку», – рассказывает Мария Александровна. – Думаю, мне повезло, что я всю жизнь проработала на любимой работе и приятно, что мои замечательные коллеги помнят обо мне. Всё в жизни испытала – и радость, и любовь, и печали, и потери, и старость. У нас большая дружная семья. И всё равно жизнь не перестает удивлять чем-то новым и интересным.

Разведчик и токарь на вес золота

Сто один год исполнился на днях фронтовку, ветерану труда Василию Матвеевичу Долгих. Детство его прошло в деревне Роговое Мантуровского района. После седьмого класса Василий уехал к двоюродному брату в Мариуполь. Там на первом механическом заводе начал осваивать профессию токаря.

Случай помог сбежать от фашистов

– Четырнадцать лет мне всего было, и ростом маловат, так что начальство сначала сомневалось, брать ли, – вспоминает мужчина.

Тем не менее дело у парнишки спорилось, уже тогда было видно: толковый выйдет токарь.

Но прежде Василия ждало не одно испытание. Мариуполь заняли немцы, и работников завода пришлось эвакуировать.

Мать осталась одна в деревне, беспокоился за неё, решил вернуться в Мантуровский район. Добирался, как придётся – на лодке, пешком. Немало километров осталось позади. До курщины – рукой подать, но в Белгородской области парня остановили немцы.

– Вместе с другими пленными заставляли работать на заготовке леса, кормили кое-как какой-то баландой, так что люди умирали от голода, но через полтора месяца удалось сбежать, – рассказывает Василий Матвеевич. – Сказал немецкому охраннику, мол, нужно отойти по нужде. Тот только зазевался – я бежать.

Где-то поблизости стучали топоры. Василий выглянул из-за деревьев и увидел, как две женщины, видно, из местных, рубили дрова. Поняв, что перед ними беглец, одна быстро-быстро зашептала: – Беги туда, – показала направление. – Там на краю деревни увидишь домик.

В нём жила старушка. Она сразу же прожарила вещи беглеца в печке – в них успели завестись уже вши. Накормила, как могла.

– Два дня у неё прожил и пошёл дальше. Вскоре встретил наших. «Иди в Солнцево», – сказали они. –Там заградотряд, нужны люди. Но, оказалось, отряд дислоцировался уже в Мантурово…

Родной район встречал выжженной травой. До дома добраться, повидать мать тогда так и не удалось. К этому времени Василий был уже совершеннолетним, и по дороге его развернули, направили на фронт.

 

Пули обходили стороной

После недолгой подготовки в Старом Осколе Василия определили в 408 полк первой стрелковой дивизии, послали защищать от фашистов Донбасс.

– Мы же ещё совсем юными, можно сказать, почти детьми были, – говорит о себе и своих сверстниках Василий Матвеевич. – Может быть, поэтому страха как-то и не было, не понимали опасности. Зимой, чтоб не замерзнуть, пригибали нижние ветви и дремали на них, подталкивали друг друга, согревая. А пули меня почему-то обходили стороной, были только касательные ранения – два раза задели, ободрав кожу, один раз на руке, другой раз на ноге. Только раз, когда толкал машину в гору по бездорожью, она откатилась назад и повредила мне ногу, так что я какое-то время хромал.

Счастливчик и из разведки возвращался невредимым и с нужными сведениями, но однажды удача отвернулась от него…

– В бинокль с дерева я рассмотрел, что танков у врага нет, а вот пехоты много. Ребята, когда я вернулся, стали расспрашивать, я и сказал, что немецкие солдаты подтянутые, хорошо экипированные, – вспоминает Василий Матвеевич. – Оказалось, говорить этого не стоило, тем более что рядом оказался политрук, который расценил мои слова как восхваление вражеской армии.

Военным трибуналом разведчика осудили на пять лет. Срок он отбывал в Унженском лагаре Горьковской области. Работал в заключении сначала на заготовке леса, а потом тюремное начальство узнало, что Василий умеет обращаться с токарным станком, и так в неволе случайно нашлось ему дело по душе.

 

Земля-кормилица

Освободившись, Василий Матвеевич вернулся на малую родину. Хорошие рабочие в послевоенные годы были на вес золота, нужно было восстанавливать страну. Четыре с лишним года проработал бригадиром.

– Когда в районе узнали, что я токарь, ко мне приехал директор нашей машинно-тракторной станции, предложил работу. У меня уже была к тому времени своя семья, женился на хорошей девушке из своей деревни. В колхозе мы работали не за зарплату, а за трудодни, а здесь платили настоящие деньги, – рассказывает Василий Матвеевич.

 

Зарабатывал неплохо, работы не боялся

«Ты, Матвеевич, у нас самый богатый в селе», – говорили ему земляки. Тем более денег на вредные привычки не тратил – никогда не пил и не курил, строил дубовый дом в Мантурово.

В марте 1966 года Василия Матвеевича реабилитировали. Он стал передовиком производства и перешёл на должность инженера-драйверовщика, не имея высшего образования. Всему сама жизнь научила.

На пенсию Василий Матвеевич ушёл с должности оператора нефтепровода в Мантурово. В преклонном возрасте дети забрали в город.

– Земля — кормилица, папа у нас привык к труду, и нас приучил не бояться работы, жить по совести, к чему-то стремиться, а мама, её нет уже с нами, научила радоваться каждому дню, – рассказывает дочь Валентина Сохина. – Она всему радовалась. «Смотри, как вишня цветет! Смотри, одуванчики распустились! Бывало, нарву ей этих одуванчиков, и она так счастлива: «Дочь, смотри, весна наступила!»

Вероника ТУТЕНКО, фото автора



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также