Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Медицина на земле

Газетный выпуск № 2023_010
27 января 2023 10:52 Общество

Кто и почему участвует в программе «Земский доктор»

Слово «земство» – скрипучее, как лошадиная упряжка. В обиход оно вошло во второй половине XIX века, когда в Российской империи началась реформа самоуправления в сельской местности. В губерниях и их уездах создавались всесословные, выборные представительные органы местного самоуправления – земства, которые просуществовали до конца 1917 года.

«Положение о земских учреждениях» не включало в число обязательных повинностей «попечение о народном здравии». Однако здесь уже сами земские администрации поняли, что необходимо налаживать доступную медицинскую помощь. Уездные земства стали приглашать врачей, и очень скоро забота о народном здравии вышла в их бюджетах на первое место. Так и возникла земская медицина.

Во времена Советской власти она была уничтожена и забыта, но в последние годы её начали активно возрождать. Кто лучше поможет больному в сельской местности, как не доктор, живущий по соседству? Всего только за прошедший год по программе «Земский доктор» в центральные районные больницы Курской области было направлено 32 врача и 7 медработников среднего звена. С работой земских врачей в Черемисиновском районе познакомился наш корреспондент.

С благословения святого Луки

Династию врачей Головиных, в которой уже четыре поколения посвятили себя медицине, благословил сам святитель Лука – архиепископ Крымский и Симферопольский, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. И это не семейное предание, а документальный факт. Когда-то он работал земским врачом с фельдшером Сергеем Васильевичем Головиным – дедом главврача Черемисиновской районной больницы Владимира Головина.

– Это аттестат деда, времён службы в армии в конце XIX века, а это благословение архиепископа Луки, – показывает Владимир Александрович старые чёрно-белые фотографии на стене своего кабинета. – Уже 38 лет отработал главврачом и знаю, святой точно помогает. Я врач уже в третьем поколении. Моя тётя Алла Сергеевна Головина была хирургом, заслуженным врачом РСФСР. Она написала письмо Войно-Ясенецкому в 1949 году с просьбой выслать очерки о гнойной хирургии – его знаменитый труд. И тот, будучи уже архиепископом, прислал ей эту почтовую открытку со словами: «Вашего покойного отца отлично помню, был очень хорошим человеком, и я любил его. Первое издание моей книги давным-давно разошлось, у меня нет его, скоро выйдет новое издание, 25 тысяч экземпляров. Всей вашей семье шлю благословение».

На одной из фотографий здание земской больницы в Верхнем Любаже Фатежского района соседствует с помещением, где жили врач и фельдшер. Обстановка очень аскетичная. Но таковым было и само время, сам быт земства в 1907 году: печное отопление, поездки на вызовы на лошади, пациентов – по 50-60 человек в день.

Сейчас, кстати, ежедневная нагрузка поменьше – человек 20. А в пик пандемии показатели приближались к былым земским. Облегчает работу и цифровая запись – через госуслуги и по телефону.

– У нас нет очередей в детскую поликлинику, приучили к этому родителей, а вот со взрослыми никак не можем справиться – может, менталитет такой: кто бы в какое время ни записался – все стараются попасть с утра, – сетует главврач. – Начинаются споры перед кабинетами. А уже в час дня поликлиника свободна.

Сам Владимир Александрович в Черемисиново приехал по распределению вместе с супругой Ниной Ивановной – врачом-стоматологом. Дети тоже пошли по медицинской стезе, но работают в городе.

– Не планировал здесь оставаться, но прижился, хотя и не раз предлагали работу в других местах, – признаётся главврач.
Говорит, что проблем с жильём в те годы не было вообще. На выбор новосёлам предложили две квартиры. Вопрос с жильём можно всегда решить – было бы желание работать в селе, убеждён Головин. В четырёх километрах от больницы есть пустующее жильё, которое можно отремонтировать.

Скорую вытаскивала «пожарка»

Владимир Головин ещё застал то время, когда в отдалённые деревни врачам приходилось добираться на лошадях. Тогда он сам был рядовым сельским доктором – одним из многих. Сейчас лошадей в деревнях почти не осталось. Хотя есть места, где зимой на лошади было бы проехать проще, чем на машине.

– У нас в прошлом году был случай, – рассказывает главврач, – беременная женщина пришла пешком, пробираясь по сугробам. На приёме ей порекомендовали госпитализацию, но тем не менее она ушла домой, потому что у её приятельницы был день рождения, надо было поздравить. А дома начались роды. Наши поехали – застряли на скорой, совсем немного не доехали. Акушер-гинеколог с педиатром пошли пешком, вызвали «пожарку», которая помогла вытащить машину скорой. Роженицу вынесли на одеяле. В общем, всё обошлось.

Ещё Владимир Александрович рассказывает случай, произошедший лет двадцать с лишним назад, о нём до сих пор вспоминают в больнице. Тогда лошадь упала в овраг, а роженица и акушер-гинеколог вместе летели с повозки около 15 метров. К счастью, обошлось без фатальных последствий. В общем, рассказов врачей местной ЦРБ хватило бы ещё не на один сезон какого-нибудь сериала.

За последние годы в центральную районную больницу по программе «Земский доктор» прибыло 6 человек. Трое из них из Черемисиновского района, один специалист из Курска, один из Щигровского района и один из Белгородский области. В конце концов остались только черемисиновцы – трое. Остальные разъехались.

– Проблем с кадрами у нас сейчас нет, – говорит Головин. – Здесь больных гораздо больше, чем в городе, и шире объём тех знаний, которые можно получить, если, конечно, стремиться к этому. У земского врача больше опыта. Он сталкивается с самыми разными случаями. Чтобы повысить квалификацию, лучше начинать в районе. В городе же это чаще всего профессиональный путь узкого специалиста, такой широкой практики, как в сельской местности, не получить, поэтому начинать здесь.

Имя в честь фельдшера

– На практике всё намного интереснее, чем в теории, постоянно находишься в движении, – рассказывает земский фельдшер Олеся Соколова. – Я с детства мечтала лечить, хотела работать с людьми в селе. Я и сама местная – родилась в селе Русаново Черемисиновского района. После школы поступила в медколледж, а брат после 9-го класса пошёл учиться на медбрата. О программе «Земский доктор» мне рассказали знакомые. Решила поучаствовать.

На вопрос, чем привлекла эта программа, отвечает, что просто хотела работать с людьми в селе. То есть предложение совпало с собственным желанием и заодно помогло решить жилищный вопрос – средства, полученные по программе, пошли на первоначальный взнос по ипотеке.

– Здесь опыта набираешься. Бывают более интересные случаи, чем в городе. И в деревне я нужнее, – уверенно говорит Олеся.
Одна из особенностей работы земского фельдшера – нередко добраться к пациенту намного сложнее, чем в городе. На вызовы обычно ездят на уазике, но в этом году обещают выделить передвижной медицинский комплекс. Хотя сама Олеся Соколова нередко добирается в отдалённые деревни на своей легковушке. Правда, проходит та не везде.

– Есть деревни на три дома, и расположены они на расстоянии 2,5-3 км друг от друга. А между ними бездорожье, – рассказывает фельдшер. – В Плоховке или Дурновке зимой снег ещё расчистить можно и проехать по земле, но весной увязаем в грязи. То же самое было раньше и в Безобразово, но сейчас там красота – проложили асфальт.

А где его нет, там приходится иногда идти по 3-4 километра пешком. Как при этом не перегореть? Рецепт от Олеси прост – быть на позитиве.

– Мой первый сложный случай – роды на дому, – вспоминает она. – На тот момент я проработала всего-то месяцев семь. Роды преждевременные, а у женщины прежде было двое мертворождённых детей. Волновалась я очень – даже руки дрожали. Пока ехала одна, в дороге вызвала скорую, объяснила ситуацию. Но в таких случаях вся ответственность на мне. А идеальной стерильности в домашних условиях быть не может. Но, к счастью, боевое крещение оказалось счастливым. Девочку даже хотели моим именем назвать, но я смутилась и попросила этого не делать. Сейчас ей уже два года. Здоровенькая!

На приём – полюбоваться на внучку

23-летняя Екатерина Беспоясова – участковый врач-терапевт. 7 августа девушка получила в вузе диплом врача и все необходимые документы, а 15-го уже приступила к работе. До этого, в студенческие годы, в пик пандемии получила боевое крещение в областной больнице.

– Я занималась маршрутизацией ковидных пациентов, – рассказывает Катя. – Мы принимали и обрабатывали вызовы. Доктора сообщали данные больного, сатурацию и другую информацию для распределения в то или иное медучреждение. Сначала у нас были только пациенты с коронавирусом, потом появились тяжелобольные с другими диагнозами. Был один день, где-то в конце осени – начале зимы, когда я начала в 8 утра и практически непрерывно работала до 6 утра следующего дня.

Вернувшись на малую родину по программе «Земский доктор», девушка вышла замуж. Сейчас молодожёны строят в Черемисиново дом. Молодая врач говорит, что здесь, в ЦРБ, работа ей нравится.

– Ритм жизни в селе спокойнее, чем в городе, – улыбается она, – но при этом загруженность у врача больше, так как население возрастное. Зато и опыта больше будет. Пожилые пациенты часто обращаются с одной болезнью, а затем выясняется, что их целый букет.
Для возрастного населения не менее, а то и более, чем своевременное лечение, важна профилактика. Местные жители в основном серьёзно подходят к этому опросу. И каково же было удивление Екатерины, когда среди самых ответственных пациентов она обнаружила свою бабушку Марию Николаевну!

Раньше она придерживалась правила, что всё само пройдёт, а теперь вдруг решила всерьёз заняться своим здоровьем. Впрочем, как выяснилось, не меньше, чем поправить здоровье, женщине хотелось лишний раз полюбоваться на внучку в белом халате. А вскоре примеру последовала и вторая бабушка, живущая в Щиграх.

Медик на все руки

– Как-то, можно сказать, в самом начале моей работы, УЗИ показало, что у пациентки органы расположены зеркально: сердце справа, печень слева, – вспоминает земский врач Татьяна Алексеевна Шашкова. – Я сначала не поняла. Кручу-верчу датчик, а женщина смотрит на меня и улыбается. Я её спрашиваю: «У вас случайно не зеркально органы расположены?» Она ответила утвердительно. Сама о своей особенности узнала, когда ей было уже больше 50 лет, во время нахождения в больнице. А когда я её осматривала, женщине было около 70. Случай примерно один на 10 000 человек!

Восемь лет назад Татьяна окончила интернатуру по специальности «терапия», но в Черемисиновской районной больнице, где ей хотелось работать, требовался специалист на УЗИ. Получив за 4 месяца специализацию, девушка приступила к работе.

– Набивая руку как узист, смотрела друзей и родственников, изучала аппарат по вечерам. Потом захотелось выучиться и на кардиолога, прошла ещё одну специализацию, – рассказывает врач. – Кардиолог – специалист в районе востребованный. Спасибо нашему главному врачу, который организовал моё обучение по всем интересовавшим меня специальностям, причём бесплатно.

Сейчас молодой специалист набирается опыта по всем трём направлениям, стаж идёт. В 21-м году, то есть во время пандемии, умер местный врач-терапевт. С тех пор Татьяна Алексеевна работает и по этой специальности. А своё первое ночное дежурство она вряд ли забудет.

– Поступила в коме женщина лет сорока с осложнённым гипертоническим кризом – давление 300, и оно никак не сбивалось, – рассказывает врач. – Вызвали санавиацию, курские врачи её забрали из реанимации, но всё равно она умерла. Конечно, очень тяжело было это осознать.

Прийти в себя и поверить в собственные силы помог случай счастливого спасения. Девушка 18 лет с первым типом сахарного диабета впала в кому и сутки пролежала без сознания.

– Глюкоза зашкаливала, больше 30, и не снижалась, поэтому очень боялась, что девушка умрёт, – говорит Шашкова. – К счастью, мы с анестезиологом-реаниматологом вывели её из этого состояния. Пациентка выжила!

Слова благодарности молодая врач слышит часто. «Спасибо, что вы приехали к нам. Не уезжайте!» – говорят пациенты. Сейчас Татьяна в декретном отпуске, а на её участке большая очередь на УЗИ. Приходится отвлекаться от своих «мамских» обязанностей.

– Нас было два узиста, теперь один, и на него большая нагрузка, поэтому иду навстречу, приезжаю, когда необходимо, – рассказывает врач. – Наверное, выйду раньше из декрета. Скучаю по своей работе, а мои пациенты, хоть я и занимаюсь с детьми, всё равно периодически обращаются ко мне за советом. Да и навыки боюсь потерять. Здесь больше нагрузки, ответственности, и решение в основном принимаешь ты сам, но работа в селе не всем по душе. Две девушки, которые учились со мной, поехали по программе «Земский доктор» в Тим, но через пять лет вернулись в Курск, а мне нравится здесь. В Курске я прожила восемь лет, но так и не прижилась в городе. Здесь мне интереснее и уютнее.

Татьяна с мужем купили в Черемисиново просторный дом, есть небольшой участок земли. В общем – они здесь навсегда. Со своими пациентам. Проработав на одном месте какое-то время, врач уже знает их не только в лицо, но и кто какой ведёт образ жизни.

– На терапевтическом учёте у меня порядка 800 человек, в кардиологии – больше, так как у нас 4 участка, по всем участкам около 1200, – говорит земский врач. – Всех пациентов знаю, некоторые из них видели, как я росла. Уже знаешь картину жизни больного и видишь, в каком случае виноваты больше нервы, в каком – что-то ещё, и это зачастую помогает быстро и эффективно устанавливать диагноз.

СПРАВКА «КП»:

По программе «Земский доктор» молодой врач может получить единовременно от 1 до 1,5 млн рублей, фельдшер 500-750 тысяч рублей. На Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Арктическом регионе эта сумма выше – 2 млн рублей для врачей и 1 млн рублей для фельдшеров. Программа действует до 2024 года.

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора и из архива В.А. ГОЛОВИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также