Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Обыкновенный фашизм

Газетный выпуск № 2023_014
09 февраля 2023 23:44 Память

Что происходило в Курской области во время оккупации

Согласно отчёту комиссии по расследованию злодеяний фашистов, за время оккупации на территории Курской области уничтожено более 18 тысяч человек мирного населения, более 9 тысяч красноармейцев. 42 тысячи курян были угнаны в Германию. Учёные-архивисты уверены: реальные цифры занижены в несколько раз.

Сборник документов «Без срока давности», посвящённый исследованию преступлений нацистов на оккупированных территориях, вышел в свет в 2020 году. С тех пор с ним ознакомились десятки тысяч читателей. Документы, свидетельствующие о событиях того времени, собрали и представили все регионы. Мы публикуем отрывки из раздела, посвященного злодеяниям оккупантов на территории Курской области.

Убийство за портсигар

Один из разделов сборника называется «Преступления против детства». Документы из сборника:
«Из утреннего сообщения Совинформбюро о принудительной сдаче крови детьми д. Захаровки Курской области: 24 сентября 1942 г. В деревне Захаровка Курской обл. немецкий комендант объявил населению, что 4 сентября все взрослые и дети обязаны явиться в помещение школы, где им сделают прививки. Крестьяне отказались от прививок и не пошли в школу. Тогда комендант с помощью солдат согнал во двор большую группу жителей. Немецкие врачи отобрали 26 человек, в том числе Солнцева Петра 14 лет, Грачёву Веру 11 лет, Дворникову Екатерину 9 лет и других и взяли у них большие дозы крови, не считаясь ни с какими медицинскими нормами. От большой потери крови умерли 9 человек, в том числе 5 подростков».

10 марта 1943 года. Статья «Немцы убили 26 детей» из газеты «Курская правда». Она рассказывает о массовых убийствах в Черемисиновском районе:
«Мы едем в Черемисиново. Самое страшное преступление совершили гитлеровцы в с. Дубровском Михайловского сельсовета. 26 детей колхозников разных возрастов были загнаны в хату и зверски убиты. Немцы кололи их штыками, разбивали головы прикладами. А «поводом» для этой зверской расправы послужило только то, что немецкий офицер не нашёл у себя своего портсигара».

Люди возвращались из могил

На Нюрнбергском процессе, где судили главных нацистких преступников, были представлены факты злодеяний, произошедших в Курской области. Конкретно – уничтожение пациентов Сапоговской психиатрической больницы.

Государственный архив Российской Федерации

Смерть людей от рук убийц подтверждается «Актом Стрелецкой районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков о массовом умерщвлении больных в Сапоговской областной психиатрической больнице», – он представлен в сборнике. Это один из наиболее ярких примеров отношения фашистов к населению оккупированных территорий, в том числе к больным.

С началом Второй мировой войны фашисты распространили практику уничтожения душевнобольных на оккупированные территории других стран. Всего с 1939-го по 1945 г. более 200 тыс. человек (в том числе 5 тысяч детей), являвшихся пациентами психбольниц, были умерщвлены, поскольку их считали ненужной обузой для общества. На оккупированной территории Советского Союза фашистами и их пособниками было уничтожено около 20 тысяч душевнобольных.

Еще в начале ноября 1941 года, вскоре после оккупации Курска, комендант немецкого гарнизона майор Флягх и начальник медицинской службы гарнизона генерал-майор Пауль Герман Керн приказали вновь назначенному директору областной Сапоговской психиатрической больницы Краснопольскому и главному врачу больницы Сухареву произвести своими силами массовое умерщвление больных. Из 1500 пациентов было предложено оставить в живых 200-250 наиболее крепких и работоспособных.

Фашисты обосновали приказ тем, что в Германии происходит умерщвление психически больных, а после установления немецкой власти в России немецкие законы переносятся на её территорию. Краснопольский и Сухарев, демонстрируя полную лояльность в отношении оккупационных властей, предложили врачам больницы приступить к осуществлению приказа немцев.

Первоначально больничный персонал отверг предложение директора. Тогда Краснопольский стал сознательно ухудшать положение в больнице – питание ухудшилось, а затем совсем прекратилось, отопление корпусов было остановлено, господствовала антисанитария. Сам Краснопольский стал продавать вещи больных и разворовывать имущество больницы.

Расследование установило, что к 18 декабря 1941 г. в результате целенаправленно организованного голода 350 больных умерло. Комендатура Курска неоднократно требовала ускорить умерщвление больных, однако немцы ограничивались лишь приказами. По настоянию оккупантов убийство больных должны были произвести сами врачи.

18 декабря оккупанты отдали приказ немедленно приступить к массовому истреблению больных. К этому времени врачи Нестерова и Котович согласились принять участие в данном мероприятии. Было решено отравить пациентов. Врач Сухарев сначала произвёл опыты по поиску наиболее сильного отравляющего вещества: был испробован опий, но он не дал ожидаемых результатов (сразу умерло 6 из 15 обречённых, остальным дали опий повторно, только затем наступила смерть).

Сухарев решил, что наиболее подходящим веществом является хлоралгидрат 70% концентрации (сильное снотворное), который был изготовлен в аптеке больницы. В больших дозах препарат смертельно опасен: вызывает паралич дыхания или сердца. В отравлении больных приняли участие врачи и медсёстры больницы.

Умерщвление было начато 18 декабря и продолжалось три дня. Смертельные дозы снотворного были добавлены в порции еды. Отравленный суп больным давали медсёстры больницы. Некоторые пациенты осознали опасность, таким препарат вводили насильно…
В результате было отравлено около 650 человек. Большая часть трупов была зарыта на территории больницы в щелях-бомбоубежищах. Эти щели представляли собой траншеи, вырытые местными жителями для укрытия в случае бомбёжек. Часть умерших была захоронена на территории кладбища деревни Сапогово…

В ходе следствия, проведенного весной 1943 года, было установлено, что вместе с отравленными и умершими от голода в щели бомбоубежищ сбрасывали и живых людей.

Убийцы не проверяли, умер человек или находился без сознания в результате приёма сильного снотворного.

«Ночью мы сидели с медсёстрами в кабинете и услышали, как в дверь кто-то скребётся, – вспоминала на допросе одна из работниц психбольницы. – Когда открыли, увидели грязного обнажённого человека. Оказалось, его спящего сбросили в яму вместе с трупами. Когда он пришёл в себя, выбрался из могилы и приполз обратно в больницу».

«Они не считали население СССР людьми»

Накануне Дня освобождения Курска мы встретились с одним из авторов курского сборника – начальником отдела Курского государственного архива, кандидатом исторических наук Олегом Аргуновым.

– Олег Николаевич, как велась работа над книгой?

– Работа над проектом велась в сжатые сроки. «Без срока давности» реализовывался в нескольких направлениях: поисковая, архивная, просветительская деятельность. На подготовку у нас было около 7 месяцев. Но в реальности времени оказалось ещё меньше. Для подготовки макета мы должны были представить данные уже к маю 2020 года. А это – начало пандемии коронавируса… В сборник вошло 344 документа. К августу месяцу мы полностью подготовили сборник, представили документы по разделам.

– Какими источниками вы пользовались?

– Прежде всего это документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области. Были дополнительно привлечены документы, хранящиеся в архиве Управления ФСБ по Курской области и в Центральном архиве ФСБ в Москве. Нам были предоставлены и документы из Государственного архива РФ. Были выявлены документы по газетам периода того времени. Весь массив был обработан. Из того, что было найдено, мы опубликовали менее 10 процентов. Даже целиком книга не смогла бы вместить всех материалов из Курской области.

– Что было самым трудным при работе над книгой?

– Документы ХХ века читаются достаточно хорошо – и рукописные, и печатные. Но работать было тяжело с моральной точки зрения. Многие сотрудники признавались, что не хотят продолжать исследование: им снились злодеяния фашистов, особенно когда это касалось сотрудников, у которых маленькие дети. Это тяжело воспринимается, это нельзя не пропустить через себя.

– Трагедия пациентов Сапоговской больницы – насколько она сегодня на слуху?

– В настоящее время этими вопросами больше занимаются историки. Думаю, многие подробности шокируют людей, которые сегодня работают в этом учреждении. Может быть, они и не знают о том, что было. Это преступление было произведено врачами, которые должны были оберегать и лечить пациентов.

– Но их заставили…

– Исходя из документов, которые выходят, инициатива, по всей видимости, исходила со стороны директора психиатрической больницы Виктора Краснопольского. После освобождения Курска он был осуждён и казнён.

– Факты, приведенные в книге, ужасают. Обычному человеку до сих пор непонятно, как можно пойти на такое.

– Очень часто массовые злодеяния проводились, как карательные операции, как акции устрашения. Был и откровенный геноцид: убийство ради убийства. Многие фашисты, особенно СС, не считали евреев, русских, украинцев, белорусов – всё население Советского Союза за людей. Убийство они считали даже своеобразным благом. Это никак не каралось. У них было чёткое программирование на то, что в СССР живут не люди. Чем больше их убьют, тем лучше для Третьего Рейха. Для них это была норма, для обычного человека – непонятная, страшная жестокость.

– Появятся ли новые данные о периоде оккупации?

– Здесь надо заниматься более глубокими подсчётом, статистикой, исследованием документами. В целом массив выявлен. Что-то новое найти – это будут единичные случаи, массовых выявлений уже не будет. Дополнительная информация может быть получена при дальнейшем рассекречивании документов управления ФСБ России по Курской области и Центрального архива ФСБ. Документы открытого доступа в большей степени изучены.

«Без срока давности» – доказательство того, что политику немецких властей и их пособников на оккупированной территории можно назвать геноцидом по отношению к многомиллионному советскому народу.

Подготовила Елена ГАМОВА

КСТАТИ

Общая презентация всех томов «Без срока давности» состоялась на форуме «Уроки Нюрнберга» 20 ноября 2020 года в Москве, в музее Победы. В Курске на базе Госархива Курской области презентация состоялась в феврале 2021 года. Экземпляров книги не так много – в Курской области всего пять полных комплектов по 24 тома. Есть сайт «Без срока давности», где размещены все книги в свободном доступе. Любой желающий может с ними ознакомиться.

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять