Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Офис для картин

Газетный выпуск № 2023_015
10 февраля 2023 09:45 Наша история

Курская картинная галерея в прошлом, настоящем и будущем

Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки – один из магнитов, притягивающих не только неравнодушных к искусству курян, но и туристов. Её определяют как классический художественный музей, в котором хранятся тысячи произведений искусства.

Чтобы мы могли наслаждаться прекрасным в полную силу, галерее нужно новое помещение. И оно уже готовится. В обозримом будущем в рамках реновации центра Курска галерея должна переехать в здание в самом центре города. А пока вспомним, как всё начиналось.

Догоняя Европу

Слово «галерея», если верить филологам, появилось в европейском обиходе в середине XV века. Оно означало крытую дорожку или просто проход вдоль стены. Образовано от старофранцузского слова galerie (длинный портик), ну а дальше следы ведут, как всегда в подобных случаях, в античность – к латыни и грекам.

Великий художник Александр Дейнека на персональной выставке в Курске в 1966 году. Слева от него директор Курской картинной галереи Мария Николаева

Богатые люди выставляли в галереях всякие редкости и произведения искусства. Гуляли сами, наслаждаясь красотой, и водили сюда гостей. В принципе, происходило то же самое, что и с музеями. Только со временем произошло разделение: редкие вещи «ушли» в музей, а картины и скульптуры – в галереи.

Старейшей и богатейшей галереей считается собрание произведений искусства Уффици во Флоренции. Название происходит от предназначения здания: слово «уффици» переводится как «офисы» или «канцелярии». В общем, офис для прекрасного.

Создана галерея в XVI веке, начиналась с шедевров Леонардо да Винчи и Микеланджело. И сейчас там толпы любителей искусства. Мы же отстали на пару веков.

В России первой художественной галереей принято считать собрание картин во дворце Монплезир в Петергофе. Это уже начало XVIII века, работы там поначалу были исключительно западноевропейских художников. Позже, в 1758 году, создали Музей Императорской Академии художеств, в собрании которого впервые появились произведения и отечественных художников.

В Курске наша родная художественная галерея имени Дейнеки ведёт свой официальный отсчёт с 1935 года. Но вполне можно сказать, что родилась галерея, как и краеведческий музей, 120 лет назад, в 1903 году, ведь первые картины как ценные экспонаты появились именно в музее.

Их жертвовали частные лица, в том числе и курский губернатор Николай Гордеев. Но, разумеется, существовали частные собрания живописи у таких богатых и знаменитых людей, как князья Барятинские или Нелидовы.

После революции полотна из дворцов «перетекли» в музей (помните, «искусство должно принадлежать народу»), а потом составили основу галереи. Правда, многие картины были вывезены прямиком в Москву.

И сейчас, к сожалению, в столичных музеях находятся вывезенные в начале 1920-х годов фамильные портреты Барятинских, «Рыбный рынок в порту» Э. де Витте, «Благовещенье» С. Вуэ и «Вид Форума в Риме Дж. П. Панини. Широкой публике перечисленные имена мало что скажут, а вот знатокам и ценителям ситуация более понятна.

Храм искусства

Первым «домом» Курской художественной галереи стал Сергиево-Казанский храм. Пройдут годы и у галереи появится филиал в виде музея православного скульптора

Были попытки открыть в Курске музей искусств и ранее 1935 года, однако безуспешные. Но вот 10 апреля 1935 года президиум Курского облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял постановление об организации картинной галереи, подчинённой Наркомпросу.

Около двухсот работ (живопись и графика западноевропейской и русской школы) из губернского краеведческого музея разместили в… Сергиево-Казанском соборе. Поставили щиты, повесили картины и 12 сентября пригласили народ.

Полотна занимали второй этаж (точнее – верхний храм), а в нижнем (отапливаемом) были устроены художественные мастерские и классы. И до июня 1941 года все выставки и занятия изостудий устраивались в этих залах. Вот уж действительно получился почти в прямом смысле слова «храм искусства».

Когда грянула Великая Отечественная война, часть собрания галереи была эвакуирована в Уфу. Оставшееся до времени сохранялось замурованным в тайнике.

Чтобы уберечь работы старых мастеров от случайного уничтожения или разграбления, осенью 1941 года их достали из тайника и разместили в залах краеведческого музея.

Особняк купцов Пузановых на улице Советской (бывшей Ртищевской), второе «местожительства» картинной галереи

Таким образом, сообщается на сайте нашей галереи, «в годы войны художественные коллекции двух музеев были вновь соединены и «новый порядок», ненадолго установленный оккупационными властями, сам обеспечивал их сохранность».
Кстати, как этот «новый порядок» обеспечивал сохранность, можно вспомнить, вернувшись к другому нашему материалу «Курское счастье» – об истории создания музея. Немцы понимали толк в искусстве.

Курские дотошные журналисты, в частности Алексей Пищулин, изучили эту тему и обнаружили подробности сенсационного характера. Когда немцы подошли к Курску, сотрудник галереи Стефан Таранушенко всё самое ценное, что не удалось вывезти в Уфу, замуровал в стене соборного подвала. А сам жил в сторожке храма.

Эти свидетельства дошли до наших дней благодаря записям воспоминаний Александры Минаковой, выпускницы Мариинской женской гимназии, школьного учителя, с марта 1943 года исполнявшей обязанности директора галереи:
«Захватчики обнаружили и вскрыли тайник. Стефан Андреевич горел бессильным гневом. Принимал картины какой-то немецкий генерал. Он тут же сортировал картины: одни для изъятия в Германию, другие – оставить в музее, – пишет женщина. – Мы, работники галереи, забирали работы, предназначенные нам, и поспешно уносили в фонд. Картины подвергались осмотру Таранушенко, и лучшие из них он… снова прятал!»

После войны галерея переехала в более удобное здание – особняк купцов с говорящей фамилией Пузановы на улице Советской (бывшей Ртищевской). Сейчас в этом здании размещаются фонды галереи и реставрационная мастерская.

С 1980 года все выставки проходят в небольшом приспособленном помещении (именно так вполне справедливо оценивают своё здание сами сотрудники галереи) на улице Радищева, 85.

Имени Дейнеки

Картина Александра Дейнеки «Родной дом» (Курск, улица Лысая гора)

Первоначально галерея носила имя графика Константина Иванова. Почему он был «отменён», история умалчивает. Нет ничего по этому поводу и в статьях о создании нашего художественного музея. С 1969 года галерея носит имя художника Александра Дейнеки, который в особом представлении не нуждается. В Курске очень большая коллекция работ мастера.

Имя присвоили после смерти художника. Но ещё при его жизни в Курске Академией художеств СССР были организованы две персональные выставки. Первая работала в 1960 году, вторая – в 1966-м.

Родился Александр Александрович Дейнека 20 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожника и стать хотел тоже железнодорожником. Но любовь к рисованию привела его, 16-летнего юношу, в Харьковское художественное училище.

В 1918 году художник возвращается в родной город. Работает в сфере народного образования, разъезжает по губернии, готовится к празднованию первой годовщины Октябрьской революции, к этому времени относятся его первые опыты монументальных работ.

В курском журнале «Наш день» Дейнека даже публикует статью-манифест «Искусство наших дней», который звучит как одно романтическое революционное восклицание (да и кто из художников и поэтов в то бурное время не выступал с различного рода громкими заявлениями).

Как пишет в книге «Александр Дейнека» (серия ЖЗЛ) его биограф журналист и искусствовед Пётр Черёмушкин: «излагая свои творческие принципы, юноша словно хочет убедить окружающих, что серьёзно настроен на художественное дело и не остановится на избранном пути». Как подчёркивал и сам художник, «насаждаю на курских ухабах яркий кубизм».

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР передали галерее ряд произведений мастера, в числе которых «Женский портрет», «Натурщица», «Автопортрет».

Но, разумеется, не Дейнекой единым жива наша галерея. Тысячи картин в отделе живописи, несколько тысяч графических произведений, сотни скульптур, несколько тысяч шедевров декоративно-прикладного искусства…

Более того, жизнь не стоит на месте и наша галерея постепенно «расширяется» и в структурном отношении. У неё уже два филиала.

Чепцов как окно в мир

В 1982 году в Медвенке был открыт дом-музей Ефима Михайловича Чепцова (1874–1950). Музей представляет собой простой одноэтажный дом, деревянный, но обложенный кирпичом. Внутри – картины, мебель, документы, личные вещи и предметы быта.

Но это музей о непростом художнике. Отец Ефима Михайловича был маляром и иконописцем. И не удивительно, что Ефим Чепцов учился рисованию в Киево-Печерской лавре и Петербургской академии художеств, расписывал церковь во Флоренции и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.

В 1911 году за картину «У доктора» Чепцов получил звание художника и право на заграничную командировку. За холст «Капри» премирован вторичной поездкой в Италию. В советское время преподавал в вузах и писал картины. Суть творчества Чепцова описана в статье на сайте дома-музея:
«Продвигаясь по магистральному пути советского искусства, Чепцов осуществил свой синтез классического и современного. Его картина по-прежнему осталась «окном в мир». В мир близкий и хорошо знакомый. Возможно, в какой-то степени, это свойство характера. Ему чужды трансформации пространства, случайность и фрагментарность композиций, которыми были увлечены многие художники. Его форма связана с традиционным, иногда утопическим, представлением о переделке мира. Однако в пространстве общего стиля он нашёл своё собственное место».

В доме-музее Чепцова в Медвенке не только проходят экскурсии, но проводятся и выставки произведений курских художников.

Клыков как символ новой России

Второй филиал галереи открылся уже в нашем веке, на родине знаменитого скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (1939–2006). Здесь уже не дом-музей, а музей классический, хоть и небольшой.

Он принял первых посетителей в 2008 году в посёлке Ленина (станция Мармыжи) Советского района. В экспозиции музея – личные вещи, переданные семьёй скульптора, модели памятников, фотодокументы.

Вряд ли Клыков, как и Дейнека, нуждается в особом представлении, особенно для курян. И всё же…

Взлёт его творчества связан со временем перестройки и 90-х годов прошлого века. Вячеслав Михайлович создает памятник Сергию Радонежскому. Но установить скульптуру в 1987 году не удалась. В стране ещё не совсем потеплело. Однако уже в следующем году памятник был установлен около Троице-Сергиевой лавры.

Последней работой Клыкова тоже стала скульптура на православную тему – памятник знаменитому старцу архимандриту Ипполиту (Халину). Работа установлена в парке санатория Марьино.

Интересно, что Чепцов учился живописи в Киево-Печерской лавре, а стал советским во всех смыслах художником. А Клыков учился на художественно-графическом факультете Курского педагогического института, а затем пришёл к православно-патриотической тематике. Оба из крестьян.

Вячеслав Клыков отличался общественной активностью. Вот как специалисты суммируют его усилия:
«Лауреат многочисленных художественных премий и наград, он сумел объединить служение искусству с общественной миссией, размах которой увеличивался с годами. Клыков был инициатором учреждения и участником Конгресса славянских культур, Всероссийского соборного движения, Собора славянских народов Белоруссии, России, Украины, Российского земского движения, Союза Русского народа. В течение многих лет он руководил Международным фондом славянской письменности и культуры, инициировавшим многие славные начинания в духовной и культурной жизни России рубежа XX–XXI веков».

На новое место?

Курскую картинную галерею любят не только куряне. Гости города тоже с интересом осматривают наши выставки. Вот один из типичных отзывов:
«К чести курян – выставочный зал классный. По развеске картин, постановке света и т. д. Очень небольшое количество картин приходилось снимать под углом (в отличие от Воронежа, где всё наоборот, и даже от Эрмитажа). В общем, зал – на вполне современном уровне, и в европейских столицах за такой не стыдно. И замечательные книжки о музее».

Но большинство гостей города высказывались в том плане, что пора бы уже построить что-то более современное. И вот, кажется, что это пожелание, да и чаяния самого коллектива галереи, а также всех курян – любителей прекрасного сбудутся.

Ещё года три назад власти анонсировали переезд. Курскую картинную галерею и краеведческий музей разместят в старых корпусах завода «Электроаппарат» в самом центре города. Завод перенесли на новое место, и сейчас в бывших цехах ведутся строительные и реставрационные работы.

А пока Курская государственная картинная галерея имени Александра Дейнеки шестой год подряд входит в топ-50 отечественных лидеров выставочной деятельности. По рейтингу российского подразделения международной газеты, освещающей новости искусства, «The Art News Paper Russia» Курская картинная галерея заняла 32-е место с выставкой «Предмет – Образ – Смысл. Западноевропейский натюрморт XVII–XIX веков из собрания ГМИИ имени Пушкина».

При этом отметим, что в России около 2700 художественных музеев. В рейтинге-2021 галерея Дейнеки не уступила ни одному нестоличному музею, опередив Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе, арт-галерею Ельцин-центра в Екатеринбурге, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» (Московская область)…

СПРАВКА «КП»

Первым руководителем Курской галереи и инициатором её создания был живописец Петр Константинович Лихин. Он родом из Суджи. Примечательно, что в художественном училище при Императорской Академии художеств его учителем был сам Репин. Художник Пётр Лихин с 1934-го по 1951 год жил в Курске, затем – в Судже. Среди его работ наиболее известны «Побег князя Игоря из половецкого плена», «Воспоминание о Курской дуге»… В Судже есть мемориальный музей Петра Лихина, а в Курске его именем названа улица.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также