Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

В Белгород – на ретро-поезде

Газетный выпуск № 2023_016
14 февраля 2023 16:32 Память

Корреспондент «Курской правды» оказался в числе первых пассажиров нового экскурсионного маршрута

Между Курской и Белгородской областями запустили уникальный ретро-поезд по «Дороге мужества». Он курсирует между станциями Сараевка и Старый Оскол каждую субботу и воскресенье с экскурсионной программой.

«Дорога мужества» – это железнодорожная линия протяжённостью 95 километров, по которой в годы Великой Отечественной войны обеспечивалось снабжение воюющих частей Красной Армии. Специально для экскурсионных маршрутов было закуплено два новых вагона, которые задекорировали в стиле 1943 года.

– Подготовка шла длительное время: разрабатывались макеты вагонов, рассматривались различные варианты рассадки пассажиров и организация фотозон. Экскурсионная программа разрабатывалась с управлением культуры Старого Оскола, совместно готовили аудиопрограмму, – сказал начальник белгородского региона пригородных перевозок «Черноземье» Михаил Шаповалов. – Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о «Дороге мужества» и этот подвиг остался у них в сердцах.

Железная дорога Старый Оскол – Ржава имела важнейшее стратегическое значение при подготовке к Курской битве. До неё, как окажется потом, оставался месяц, а Воронежский фронт нуждался в дополнительной железнодорожной коммуникации уже сейчас. 8 июня 1943 года Государственным комитетом обороны было принято решение о её строительстве, спустя неделю первые трудовые отряды приступили к возведению путей. Движение должны были открыть 15 августа.

Средний темп сооружения железной дороги составил 3 километра в сутки, на строительстве одновременно работали 5 железнодорожных бригад, а также около 25 тысяч человек местного населения, 20 тысяч из них – женщины, которые носили землю в своих фартуках.

Страшнее всего были бомбёжки, немцы регулярно бомбили район строительства, так как понимали, что это важный стратегический объект. Строители прятались даже при виде птицы в небе. Несмотря на это, чуть больше чем за месяц, к 15 июня, удалось построить 95 километров путей. Магистраль внесла большой вклад в разгром врага на Курской дуге: разгрузила линию Касторная – Курск, а Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную коммуникацию.

Именно об этом подвиге и рассказывают на всём маршруте «Дороги мужества», которая также носит название «Осколяночка». Вагоны поезда действительно погружают пассажиров в атмосферу 1943 года: фотохроника, песни с проводниками в форме военного образца, написание писем-треугольников, а также чтение отрывков из воспоминаний строителей.

Везёт пассажиров паровоз серии Л 1954 года. Подобные этому первыми стали доставлять войска и боевую технику на Курскую дугу. Всего было доставлено около 1410 эшелонов с вооружением.

– Одному управлять таким поездом сложно, поэтому у меня есть два помощника. Спустя час в пути мы делаем техническую остановку, чтобы осмотреть и смазать локомотив. В целом проверять состояние паровоза необходимо каждые 70 километров, – рассказывает об управлении поездом его машинист Николай Петрухин.

Завершается программа экскурсией в музей «Дороги мужества». Он находится в здании вокзала в Старом Осколе. В залах расположены информационные стенды, фотографии, уникальные экспонаты. Изюминкой музея являются полноразмерные женские манекены – в память об основных строителях этой дороги.

Ирина СИДОРЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также