Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Формула счастья от Галины Халецкой

Газетный выпуск № 2023_018
17 февраля 2023 16:18 Культура

Накануне премьеры нового спектакля заслуженная артистка РФ сравнивает работу в театре и кино, размышляет о вечной жизни, любви и настоящем человеческом счастье

Что бы произошло, если бы мы жили бесконечно долго? Наверное, такой вопрос задаёт себе каждый. Ведь говорят, что резерва нашего организма должно хватить на 300 лет. Бесконечной жизни и вечной молодости посвящена новая работа режиссёра из Санкт-Петербурга Сергея Коромщикова.

18 февраля в Курском драматическом театре имени Пушкина – премьера. Зрители увидят спектакль по пьесе чешского драматурга Карела Чапека «Средство Макропулоса». Накануне премьеры наш корреспондент встретился с заслуженной артисткой Российской Федерации Галиной Халецкой, исполнившей главную роль.

Галина Николаевна – настоящая звезда. Она создала на сцене десятки неповторимых женских образов. Её героини совсем не похожи друг на друга: Лисистрата из классической комедии Аристофана, Шифра в «Ктубе», Стеффи Блонделл в «Хочу сниматься в кино», Рашель в «Милом друге». В исполнении Галины Халецкой курские зрители по-новому увидели и Аркадину в чеховской «Чайке», и Чебоксарову в «Бешеных деньгах» Островского.

 

Режиссёр Сергей Коромщиков:

– Впервые я прочёл эту пьесу 50 лет назад, в январе 1973 года. Это был томик избранных произведений Карела Чапека – роман «Война с саламандрами» и несколько пьес. В том числе «Средство Макропулоса». А в марте прошлого года мне позвонили из Курского драматического театра и предложили поставить эту пьесу. Я увидел её совершенно другими глазами. За 50 лет изменились и лично я, и наш мир.

Впервые пьеса была сыграна в Праге в ноябре 1922 года. Критики и коллеги-литераторы сказали, что финал – самое бездарное и бессмысленное, что написал Чапек. Я вынужден с ними согласиться. Финал совершенно идеалистический, особенно в сегодняшнее время. Поэтому его пришлось полностью переписывать. Финал концептуально перестроен.

Я очень рад, что Галину Халецкую назначили на главную роль. Она фантастически работоспособна. У нас было очень много общих точек соприкосновения. Было тяжело – роль очень сложная, и легко – мы хорошо понимали друг друга.

 

Костюм надо «обжить»

Свою новую роль Галина Халецкая считает очень сложной: попробуйте сыграть женщину, которая живёт сотни лет, которой признавались в любви миллион раз и которая гораздо старше самого пожилого из своих воздыхателей. Годы меняют не только внешность, но и характер. То, что волнует в юности, не кажется таким важным в конце жизни. Но у Эмилии – главной героини «Тайны Макрополуса» – всё иначе.

В новом спектакле у Халецкой эффектные наряды: во время первого акта её героиня – оперная дива – меняет их трижды, а во втором акте – четырежды.

– Между сценами временной промежуток меньше минуты, – рассказывает актриса. – За это время необходимо переодеться, унять дрожь в коленях из-за того, что сделать это надо очень быстро, по удару часов вступить в новую сцену и провести её так, как будто до этого тебя ничто не отвлекало.

Галина Николаевна отмечает: чтобы «обжить» сценический костюм, требуется время. Ведь достоинства и недочёты платья можно обнаружить лишь после того, как ты в нём «проживёшь» хотя бы час. Но это мелочи – всё быстро уходит, актёр приспосабливается и вживается в образ своего персонажа.

«Средство Макропулоса» – пятый спектакль, который Сергей Коромщиков ставит на сцене Курского драматического театра. Халецкая была занята в его «Афинских вечерах», «Мышеловке», «Дон Жуане». Галина Николаевна призналась: с Сергеем Коромщиковым работать нелегко, но очень интересно.

– Бывают разные моменты – жёсткие, иногда даже обидные. Но когда ты понимаешь, что это нужно для образа, для роли, для того, чтобы спектакль звучал как единый оркестр, быстро успокаиваешься, – объясняет она. – Режиссёру надо довериться и каждый раз начинать с нуля. Иногда – забыть свой опыт, относиться к работе так, будто ты только что с ученической скамьи. Сергей Александрович добивается единого звучания, но актёрам надо попытаться услышать так, как слышит он. Когда-то мне посчастливилось увидеть спектакль Ярославского театра – это был чеховский «Иванов». К тому времени я уже несколько лет служила в театре, но меня поразило, как артисты работали с текстом, как им удалось достичь такой музыкальности, плавности переходов. На профессиональном языке это называется кантиленность. Когда звучит чеховский текст – вдруг повисает пауза, которую ты вбираешь в себя как свежий воздух. Хотелось бы, чтобы и наш новый спектакль произвёл такое же сильное впечатление. Может быть, это произойдёт не сразу. Например, не на премьерном, а на пятом спектакле, когда уйдёт первое волнение и ты начнёшь «купаться» в материале. Ведь с премьерой работа над спектаклем не заканчивается! Недаром его сравнивают с рождением ребёнка: он живёт и развивается. Поиск нюансов, «вкусных» подробностей продолжается всё время, пока он живёт. Думаю, что спектакль будет очень интересным. Он насыщен великолепной музыкой, которую Сергей Коромщиков чувствует очень тонко.

– Какому зрителю адресован спектакль «Средство Макропулоса»?

– Наверное, он для публики, привыкшей размышлять о смысле жизни. Да, именно об этом. Часто сложные вопросы мы стараемся отодвинуть на второй план, а то и вообще загнать в дальний угол. Всё, о чём нужно говорить, мы откладываем на потом. А ведь иногда бывает уже поздно. Думаю, у нас достаточно зрителей, которые любят отгадывать сложные вопросы, ребусы. Впрочем, куряне придут и сами решат, про что спектакль.

 

Справка «КП»

«Средство Макропулоса» – фантастическая пьеса Карела Чапека, написанная в 1922 году. Сюжет построен вокруг секрета вечного нестарения, который известен двум персонажам пьесы и которым стремятся завладеть остальные.

Мысль о «принудительном долголетии» и о том, может ли бессмертие само по себе стать благом для человека, Чапек высказывал ещё в 1918 году в статье «Философия и жизнь». В мае – июле 1922 года он развил эту мысль в пьесе.

На основе пьесы чешский композитор Леош Яначек написал одноимённую оперу.

В СССР пьеса дважды экранизировалась. В 1978 году была сделана телевизионная версия спектакля Государственного академического Малого театра, а в 1983 году снят мюзикл «Рецепт её молодости», главную роль в котором исполнила Людмила Гурченко.

 

Изменить судьбу

Пьеса Карела Чапека не раз экранизировалась. Опыт работы в кино есть и у Галины Халецкой. Но она любит театр и не хотела бы изменить судьбу.

– Я всегда была очень плотно занята в театре, времени для участия в кастингах не было, – говорит актриса. – Ведь для этого чаще надо уезжать из города. Во время работы во Владимирском театре драмы довелось участвовать в съёмках фильма Алексея Германа «Хрусталёв, машину!». Некоторые сцены режиссёр снимал в Муроме. Это был очень интересный материал. На главные роли актёры к тому времени были утверждены – съёмочная группа приехала уже с укомплектованным составом. Но небольшие роли исполняли артисты местных театров. Общение с актёрами, с Алексеем Германом мне очень дорого. Остались приятные воспоминания: все люди, с которыми я общалась на съёмочной площадке, были мне невероятно интересны. Были в моей жизни съёмки и в других фильмах, впечатления от которых не столь яркие. На площадке царили неразбериха, разболтанность, отсутствие строгой дисциплины, которая всегда есть в театре. То, что можно сделать за три часа репетиционного времени, тянулось в четыре раза дольше. Если бы начать всё заново, думаю, что я опять сделала бы выбор в пользу театра. Все мои роли очень мне дороги – они были своеобразными ступеньками, что-то давали мне в плане актёрского мастерства. Грех жаловаться – с работой мне везло. Ещё девчонкой я хотела стать актрисой театра, а не кино. Да, кино даёт возможность быть узнаваемым. Но популярность может принести роль в сериале – ни о чём. Просто люди выучили текст, и за этим нет ничего. На мой взгляд, это пустая трата времени. Наверное, популярность – это не всё. Есть другие вещи, которые интересны пусть для небольшого количества людей. Что-то сделать хорошо, честно, от души – это тоже немало.

 

Мистика и успех

Курский зритель очень любит работы Галины Халецкой. На некоторые спектакли зрители ходят именно из-за неё. У самой актрисы к этому отношение особое.

– Спектакль создаётся только благодаря всем партнёрам, – считает она. – Здесь один за всех и все за одного. Успех спектакля основан на усилиях всего коллектива. Сказать, что успех – это лишь твоя заслуга, было бы очень обидно и неправильно. Я благодарна всем своим партнёрам. Каждому, независимо от того, какая у него роль – большая или крохотная.

– Галина Николаевна, ваш супруг – заслуженный артист России Александр Швачунов, актёр и режиссёр. Не сложно ли работать вместе?

– С первых лет работы на сцене мы часто вместе. Ещё во Владимире – влюблённые Фрол и Аннушка в комедии Дмитрия Аверкиева «Фрол Скобеев», уже в Курске были «Ктуба», где мы – Элимелех и Шифра, спектакли «Пришёл мужчина к женщине», «Хочу сниматься в кино», «Афинские вечера», «Переполох в доме Барнье». Многие вещи мы продолжаем обсуждать и дома, потом приходим к какому-то общему мнению. На сцене у нас разборов почти не происходит. Здесь всё должно быть максимально продуктивно – только по делу. Искры летят уже потом: бывает, мы долго и горячо спорим. Оба мы очень эмоциональны. Но Александр Сергеевич – великолепный партнёр: внимательный, чуткий, мыслящий, способный импровизировать. С ним легко! Знаешь: даже если с тобой случиться какая-то оплошность, это будет тут же обыграно.

Что касается роли в «Макропулосе», актриса уверена – вечная жизнь на земле не может быть счастливой. Дело не в количестве прожитых лет:

– Земной вечной жизни не надо. Кто-то очень ярко проживает даже небольшой отрезок земного пути. А кто-то коптит небо до глубокой старости. Важно понять, как провести отпущенную тебе Богом жизнь. Что моя Эмилия думает о вечной жизни? Счастлива ли она? Об этом зрители узнают, посмотрев спектакль. Могу сказать только, что полностью согласна со своей героиней. Многие проводят годы так, словно не собираются умирать никогда, будто им и не придётся отвечать за свои поступки. Наверное, не обязательно жить долго. Можно и за короткую человеческую жизнь дать очень много, если в основе вечные человеческие принципы и ценности.

Беседовала Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также