Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Я разрешаю ученикам делать ошибки»

Газетный выпуск № 2023_018
17 февраля 2023 12:06 Образование

Лучший медиапедагог России Светлана Белоусова рассказывает, как ей удаётся влюбить своих учеников в журналистику

Официальное название должности, которую занимает Светлана Белоусова, звучит не то чтобы очень представительно – педагог дополнительного образования Центра детского творчества города Курска. Но старая, стёршаяся от постоянного использования поговорка о том, что не место красит человека, а человек место, в данном случае идеально иллюстрирует ситуацию.

– Светлана Белоусова – мой главный проводник в профессию. Для меня она и есть – журналистика, – говорит редактор программы «Фетисов» на телеканале «Звезда» Денис Ерин.

– Это человек, благодаря которому я поняла, что могу делать хорошо то, что мне нравится, – вторит коллеге пресс-секретарь Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Анастасия Барановская. – Именно благодаря ей я 8 лет работаю в профессии журналиста.

– Светлана Витальевна расписала мою жизнь яркими красками: она открыла мне не только мир журналистики, но и тот мир, в котором мы живём, – добавляет студентка ЮЗГУ Ксения Крюкова.

Светлана Белоусова много лет учит подростков и студентов основам работы в прессе. И при всём при этом работать в выбранном направлении она стала, по большому счёту, случайно.

Измена театру с газетой

Героиня нашей статьи окончила Курский государственный педагогический институт (ныне КГУ) по специальности «учитель русского языка и литературы». Поработала на своей родине – в Киргизии, вернулась в Курскую область. В разные годы трудилась в районных школах, затем перебралась в областной центр.

– Мне нравилось работать, – говорит она. – У меня самой были знаковые педагоги, которые влюбили меня в русский язык и литературу. Я любила читать, писать сочинения, в школе их даже перед всем классом читали.

В 2004 году Белоусову пригласили поработать педагогом культурно-воспитательного центра Курского филиала РГСУ. Заниматься предстояло театром, а это её детская мечта.

– «Мой маленький театрик» – это три коллектива: «Театр мимики и жеста» под руководством Ольги Мошенко, театр «Драмкружок», руководила им Людмила Мусатова, и театр пародии «Дом клоуна», который вела я, – вспоминает Светлана Витальевна. – У нас были яркие выступления на «Студенческой весне». Мы пародировали известных певцов, артистов, делали шоу-программы.

Казалась бы – вот оно! Мечта сбылась! Есть дело, которым можно заниматься всю жизнь. Но однажды преподавателя попросили помочь студентам с газетой. И вот настал тот самый момент, с которого всё и началось.

– Думала, помогу студентам и продолжу заниматься театром, – вспоминает Светлана Белоусова. – Когда мы делали первый номер студенческой газеты «Пресс-Клуб», меня даже не слушалась компьютерная мышь, а когда мы учились печатать и забывали сделать между словами пробел, так и кричали: «А-а-а! Пробел!!!»

Первый номер студенческой чёрно-белой газеты состоял всего из четырёх страниц, второй – из шести, а третий уже из восьми. Условием участия в фестивале «Студенческая весна» были три последних вышедших номера.

– Наши последние три номера одновременно были и первыми, – смеётся педагог. – Мы их отправили на конкурс. Результат – лауреатство! Это был мощный мотивационный толчок для развития.

На следующий год «Пресс-Клуб» выпросил у руководства вуза средства, чтобы напечатать к конкурсу цветной вариант издания. Ну а после этого возвращаться в монохром уже совсем не хотелось. Так газета и осталась цветной. Постепенно доросли до 36 полос.

 

Семена проросли

– Даже не думала никогда, что буду на этом поприще работать, – откровенно рассказывает Белоусова. – В школе я больше спортом занималась. Правда, на одном из туристических слётов отправили на конкурс художников, вместо рисунка, который делали все, газету с рассказами о школах-участниках. Тираж её честно написала – 1 экземпляр. И когда училась в институте, мы делали стенгазету со всеми выходными данными. Все её ждали – нашу, филфаковскую. Семена журналистики вот так и закладывались. Но я никогда не думала, что они прорастут настолько.

В 2009 году руководство социального вуза предложило создавать социальные проекты внутри учреждения. Так и появилась первая газета для детского дома – «Домовёнок». Студенты-кураторы Диана Сергеева и Катя Апонина для детдомовских корреспондентов стали членами семьи, старшими сёстрами. Им доверяли самое сокровенное.

В том же году в лицее № 6 Курска создали журнал «Шестое измерение». За ним стали рождаться издания в других школах областного центра: например, в 50-й школе – газета «Яркая полоса», в 30-й – «Тридцатка», в 42-й – «Сорок второй квартал», в 31-й – «Тридцать первая площадь», в 38-й – «Формат А38».

В сентябре 2011 года появился журнал «Светлячок» при Центре детского творчества. Журналы продолжали и продолжают рождаться. В прошлом учебном году открыли журнал «Глобус» в школе 53, в школе 48 вышла «48-я волна», а в этом году – журнал «ШПОРА: Школьная ПОРА» в 54-й школе. Были и единоразовые проекты. Например, журнал «Миссия – человек». Первый номер вышел по инициативе директора школы 42 Наталии Ковтонюк.

Во время работы в ЮЗГУ в качестве преподавателя журналистских дисциплин Светлана Витальевна разработала систему кураторства, в которой её студенты работали в реальных редакциях школьных газет. В 2014 году они решили объединить все школьные издания в «ДюйМ» – детско-юношеский медиахолдинг на I городском медиабатле. Ещё через год, в 2015-м, появился образовательный медиафорум «Префикс+10».

 

Журналистика простыми словами

Секрет того, как удаётся привить любовь к журналистике, довольно прост. Светлана Белоусова объясняет: все её занятия с ребятами – практические.

– Если ребёнок не видит осязаемого результата своей работы, ему трудно объяснить теорию, – убеждена она. – Детям необходимо щупать руками плоды своего труда. Сколько эмоций у маленьких создателей, когда выходит очередной номер журнала! Они видят свой продукт, листают его, любуются им, даже нюхают. Сейчас почти всё уходит в «цифру». Но когда на бумаге выходит в свет проект, который ты разрабатывал, делал к нему дизайн, бился с ошибками, это помогает достичь результата.

А ещё Светлана Витальевна всегда говорит своим ученикам, что они не будут писать на её занятиях сочинения.

– Многие из-за этого и не приходят в школьную журналистику, потому что думают: «Да там же сочинения писать нужно». Объясняю детям так: нужно делать то, что вы любите больше всего – разговаривать, общаться, – отмечает педагог. – Есть ученики, которые пишут слишком красивыми фразами, перегруженными конструкциями. Но мы же не разговариваем так в жизни. Я предлагаю им представить человека их возраста и рассказать историю понятными для него словами.

Конечно, часто для школы газета – своеобразная отчётность. Но для юных корреспондентов это одновременно – творчество, в котором ребята могут самовыражаться, рассказывать про книги или кино, свои увлечения, делиться размышлениями о жизни.

– Иногда мы трудимся над газетой больше, чем положено, и выходим после дедлайна, но мы не СМИ, – признаёт Белоусова. – Мы – учебное издание, где учимся этому творчеству. Порой я выпускаю в печать статьи, которые с высоты опыта и статьями не назовёшь, но для детей это шаг вперёд. Это их путь. Когда они спустя год читают себя, то видят разницу, сравнивают себя с собой же. Я стараюсь эти статьи максимально с ними проработать перед публикацией, но и даю делать им ошибки. Я всегда говорю ребятам, что они не обязательно станут журналистами, но с информацией нужно уметь работать. Мы учимся жить в информационном мире.

 

В ТЕМУ

Миссия выполнима

В 2021 году Светлана Белоусова стала лауреатом всероссийского конкурса «Медиапедагог года». А в этом году Светлана Витальевна удостоена знака «Почётный работник просвещения РФ».

– Недавно у меня спросили, почему я сама ничего не пишу. Ведь у меня есть выход на федеральный уровень, много контактов спикеров «Префикса», – говорит она. – Но я в первую очередь учитель, для меня важны успешные шаги детей. Вот когда они почувствуют вкус к тексту, смогут написать вот так, а не иначе, и получить на выходе статью, которая будет интересной, полезной другим, тогда моя миссия выполнена. Вот именно это мне приносит удовлетворение.

Ирина СИДОРЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также