Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Модерн по-курски

Газетный выпуск № 2023_020
22 февраля 2023 12:41 История

Краткая история строительства здания областного драматического театра, которое по сей день остаётся одним из самых стильных в областном центре

Здание Курского драматического театра во всей красе

Курянам обещаны новые театральные развлечения. Экскурсии на крышу здания драматического театра, поход в подвалы, где стоят машины, вращающие сцену. Будет создан и музей Курского государственного драматического театра имени Пушкина.

Повод для таких начинаний есть: в этом году исполняется ровно 40 лет с тех пор, как было введено в строй сегодняшнее здание театра. Давайте вспомним, как его строили, кто строил и все сопутствующие события, не касаясь собственно истории одного их старейших театров России.

 

Курские сцены

Для начала логично будет вспомнить, где располагался Курский театр до 1983 года. Это тоже интересно, ведь драмтеатр, как, кстати, и краеведческий музей, и картинная галерея, не один раз менял свой адрес.

Итак, театр в Курске был основан в 1792 году. Первое его здание находилось на улице Верхней Набережной (ныне улица Сонина). Театральный зал имел 26 лож, до 115 кресел и стульев в партере и галерею на 150 мест. Помещение было не очень удобным: выход из лож и партера один, коридоры узкие, вход на галерею очень крутой и тоже узкий, едва могли разойтись двое.

Это здание не сохранилось. Оно сгорело в 1875 году. Спасены были только часть библиотеки и некоторые костюмы. Пожар уничтожил все декорации и бутафорские вещи. От здания остались одни стены.

Народный архитектор СССР
Евгений Григорьевич Розанов. 1983 год

С 1886-го по 1927 год труппа Курского театра работала в здании, которое находилось на одной из главных улиц города – Херсонской (ныне улица Дзержинского), напротив дома губернатора. Дом был каменный, двухэтажный, основательный. В нём было около 700 мест – партер, амфитеатр, балкон, галерея и ложи. Театр имел фойе. Впервые был устроен пожарный занавес.

А вот это здание в отличие от предшествующего уцелело до наших дней, хоть и в перестроенном виде. Оно долго служило курянам в качестве кинотеатра имени Щепкина, а теперь это центр «Звёздный».

С 1927-го по 1983 год Курский театр находился в здании в самом начале Ямской улицы (ныне это площадь Перекальского, 1). Здесь до 1927 года располагался рабочий клуб, который носил название «Дом Ильича». Сейчас куряне знают его как филармонию.

Куряне стали думать о новом специально для театра построенном здании с 1934 года, когда Курск получил статус областного центра. Положение, как говорится, обязывало. Но сразу не получилось, прошло почти полвека. Да и с проектом – специально для театра – не всё понятно.

 

Московские связи

Узнаёте? На старинном снимке здание Курского драмтеатра.1876–1927 годы. Потом кинотеатр, сейчас центр «Звёздный»

По одним данным, в том числе подтверждённым «Википедией», проект драмтеатра (архитекторы Е. Розанов, Л. Лавро-ва, инженер Э. Вейс-бейн) был разработан ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, по другим – институтом «Гипрогор». Судя по всему, «Гипрогор» появился здесь в связи с тем, что его специалисты планировали застройку всей «линии» между улицами Ленина и Радищева.

Остановимся на официальной версии. То есть на первом варианте. И тут стоит, наверное, расшифровать аббревиатуру ЦНИИЭП: «Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий», основан в 1949 году, с 1974 года носит имя своего первого директора.

Воплощали проект в жизнь, руководили строительством здания театра управляющий трестом «Курскжилстрой» Анатолий Овсянников и главный инженер Борис Горобец.

Большую помощь в строительстве оказывал курянин Сергей Булгаков, который работал в Госплане СССР начальником отдела строительства и стройиндустрии.

Он дружил с легендарным первым секретарём Курского обкома КПСС Александром Гудковым. Так что хорошие связи всегда имеют значение – хоть в плановой экономике, хоть в рыночной.

Говорят, что, когда речь пошла уже о финансировании строительства театра, Булгаков подгонял курян: «Быстрее делайте проект, чтобы под него могли выделить вам деньги». Именно поэтому проект выбрали, судя по всему, уже из готовых. Но об этом чуть ниже.

Примечательно, что актёры нашего театра тоже принимали посильное участие в строительстве своего второго дома. Они участвовали во всех субботниках, помогая убирать с площадки строительный мусор.

 

Образец совмода

Заключительный этап строительства – водружение статуи богини Ники

Если здание нашего вокзала – это пример конструктивизма, отголосок революционной эпохи, то Курский драмтеатр – это образец советского модернизма (совмод).

Началась эпоха совмода 4 ноября 1955 года (видимо, подгадали к очередной годовщине Октября), когда ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором перечислялись требования к новым сооружениям.

Этот день и является неофициальным днём рождения совмода. «Излишества», такие как арки, колонны, шпили и узоры, исключались. Вместо них приветствовалась открытая композиция, простые геометрические формы, лёгкие конструкции, новые материалы и облицовки. Декоративность заменили практичностью, а новое партийное руководство (Сталина уже не было) стремилось отделить свой образ от событий предшествующей эпохи.

Модернизм – это интернациональный архитектурный стиль. В СССР он пришёл, когда был приподнят «железный занавес» и стал возможен обмен опытом с архитекторами
соцстран, а также появились специализированные профессиональные журналы.

Перечислим некоторые характерные черты зданий стиля советского модернизма. Это, во-первых, массивные формы и конструкции (да, таков наш театр). Во-вторых, большие плоскости, сделанные из одного материала, в основном железобетона (тоже к Курску подходит). А также использование керамики, ракушечника и песчаника в качестве облицовочного материала (так и есть). Ещё светлый цвет фасада и стен (наш драмтеатр – здание не мрачное), остекление фасада (тоже у нас наличествует).

Между тем курский краевед Владимир Степанов приводит слова архитектора Розанова: «Я попробовал сделать приближение к моему понятию русской архитектуры, проектируя театры в Курске и Орле».

 

Оформлен как дворец

Первыми здание театра оценили сами строители, для которых был дан концерт. А актёры сделали первые шаги по сцене. Сезон в том году открыли премьерой спектакля «Люди, которых я видел» по пьесе Сергея Смирнова в постановке Юрия Бурэ.

Здание театра получилось впечатляющим. По крайней мере, внешне. Хотя куряне сразу же прозвали его «Танком», что, в принципе, объяснимо, так как сходство и впрямь есть.
На крышу установили восьмиметровую бронзовую скульптуру богини Ники, которая держит в вытянутой правой руке пальмовую ветвь – символ мира. У её ног расположены две театральные маски из белого камня – комедии и трагедии.

Ника – в древнегреческой мифологии богиня победы. У римлян ей соответствует богиня Виктория. Происхождение самого слова праиндоевропейское, изначально обозначало – «атака». Сейчас многие недоумевают, при чём здесь театр и богиня Ника. Но 40 лет назад всё было понятно – это символ победы на Курской дуге. Строительство здания драмтеатра закончено в 1983 – год 40-летия победы в Курской битве.

Фигура богини, держащая в вытянутой руке пальмовую ветвь, создана московскими скульпторами С. Волковым, В. Акимушкиной, А. Кнорре и П. Мельниковой. С площади статуя кажется небольшой, но те, кто бывал на крыше, говорят, что она производит сильное впечатление своей огромностью.

Внутренняя отделка театра разнообразна: зрительный зал имеет подвесной потолок, его стенные панели отлиты из гипса. Стены фойе облицованы фельзитом, внутренний рисунок которого напоминает растительный орнамент. Камень добывается и у нас, в России, но в советские времена его привозили из Армении.

Фельзит используется в качестве облицовочного камня, однако его применение в этом качестве ограничено трудностью механической обработки.

В Ереване армянский фельзит использован при оформлении президентского дворца и архитектурного ансамбля на Площади независимости. Как будете в театре, посмотрите повнимательнее на стены фойе, вспомните Армению.

Также для фойе были изготовлены 400 люстр по авторскому проекту. Ну, а главным объектом здания стала сценическая его часть. Сцена театра глубинная, оборудована барабанным кругом. А входы в зал возможны со всех уровней – из вестибюля, из фойе в амфитеатр и с антресоли на балкон.

 

Ложка дёгтя

Но, как водится, не обошлось и без недостатков. Есть информация, что проект нашего театра готовился вовсе не для Курска, а для Ташкента (вроде бы, это должен быть Дворец съездов), а потому с температурным режимом вышли нелады: в фойе зимой было холодно.

Всё возможно. Архитектор Евгений Розанов действительно много работал для Средней Азии, застраивал и центр Ташкента. В пользу «южного» происхождения проекта говорит и тот факт, что небольшой бассейн и фонтан на площади у театра предназначались для системы кондиционирования воздуха в здании. Система работала недолго, а потом вышла из строя.

Любопытно, что во время Великой Отечественной войны театр был в эвакуации в Средней Азии, где играл спектакли стационарно (с выездами по воинским частям и госпиталям). И коллектив среди прочих городов побывал и в Ташкенте.

В любом случае, к настоящему моменту в фойе установлены батареи помощнее, так что там теперь вполне себе Ташкент. Актёрские гримёрки тоже пришлось утеплять – под окнами вместо кирпича была фанера.

Да и в целом специалисты, в частности художественный руководитель театра Юрий Бурэ, отмечали, что здание, судя по всему, не предназначалось изначально для театра – акустика здесь не лучшего качества. Есть нарекания и по планировке – она не самая удобная для театра.

А теперь о крыше, куда собираются водить экскурсии. В одном из давних интервью Юрий Бурэ уделяет ей особое внимание:

«Она напоминает бассейн с высокими, под два метра, бортами. Зимой, когда выпадает снег, ходить по ней невозможно. Приходится рыть траншеи, чтобы попасть в нужное помещение. Короткий путь в радиорубку именно через крышу. Однажды наш музыкальный оформитель спешил к началу спектакля, в сумерках не заметил балки и на бегу ударился об неё головой – получил сотрясение мозга. А весной, когда снег на крыше начинает таять, действительно получается бассейн».

На потолке в театре появились даже разводы от протечек воды. Но потом крышу привели в надлежащий порядок, сейчас там всё нормально.

К слову, когда президент Владимир Путин побывал впервые в Курске в 2000 году, то одно из мероприятий проходило в драматическом театре. А на его крыше обосновались снайперы – как раз у ног Ники, чтобы хорошо видеть всё, что происходит на Театральной площади, где Путин после совещания общался с курянами, ожидавшими, когда он выйдет.

Так что, когда сейчас иногда акцентируют внимание на снайперах, охраняющих президента, то это не явление сегодняшнего дня. Это давняя практика надёжной охраны главы государства. И когда начнутся экскурсии на крышу театра, то каждый сможет себя почувствовать немного снайпером. Театр, одним словом!

 

Всё шло по плану, но…

На фоне здания родного… Юбилейный вечер, посвящённый 220-летию театра.
2012 год

Завершим наш рассказ упоминанием о несбывшейся мечте. Дело в том, что в начале 80-х годов архитекторы планировали строительство целого культурно-просветительского центра между улицей Ленина и Радищева.

Здание театра стало первым сооружением, которое вошло составной частью в застройку задуманного гипрогоровскими архитекторами общегородского культурного центра.
Уже в 1985 году этот центр обогатился 16-этажной туристской гостиницей «Курск», а в 1986 году здесь вошёл в строй ещё один объект – Дом знаний. Позже тут же был выстроен спортивный корпус общества «Динамо» для школы высшего спортивного мастерства.

Здесь же намеревались построить и здание для картинной галереи, музей-сферораму «Курская дуга». Но потом пришла рыночная экономика, и рядом с театром имени Пушкина появился торговый центр «Пушкинский», архитектурный стиль которого определить невозможно.

Зато молодёжь называет этот ТРЦ просто «Пушка», а если вспомнить, что здание театра куряне сорок лет назад прозвали «Танком», то, в принципе, всё гармонично. Воистину – постмодерн.

Но если кто всерьёз интересуется историей нашего театра, рекомендуем книгу известных курских журналистов Владимира и Валентины Кулагиных «Эпоха Бурэ на Курской сцене, или К театру – с любовью», а также сборник статей и рецензий Сергея Малютина «Мой театр» и книгу журналиста «Курской правды» Тамары Антипенко «…И каждый не одну играет роль».

 

СПРАВКА «КП»
Руководитель группы проектировщиков Евгений Григорьевич Розанов (1925–2006) – архитектор, график, скульптор, педагог. Лауреат двух Государственных премий СССР, двух Государственных премий Узбекской ССР. Родился в Москве. Учился в московском архитектурном институте. В 1964–1985 годах работал в московском ЦНИИЭП им. Мезенцева главным архитектором проекта, руководителем архитектурной мастерской. В 1985–1993 годах – председатель Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, председатель Государственного комитета по архитектуре и градостроительству РФ. Преподавал в Московском архитектурном институте. Его скульптурные и графические работы экспонировались на персональных выставках в Музее архитектуры в Перу, в Российской академии художеств в Киеве.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также