Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Жизнь – игра

Газетный выпуск № 2023_026
10 марта 2023 12:18 История

О краеугольной «щепке» русской театральной сцены

Недавно губернатор Роман Старовойт предложил присвоить имя великого актёра Михаила Щепкина концертно-творческому центру «Звёздный». Хотя, по большому счёту, это
не переименование, а возвращение старого имени. Ведь в здании, которое сейчас занимает «Звёздный», ранее размещался любимый курянами кинотеатр имени Щепкина. Был проведён опрос, и горожане в подавляющем большинстве одобрили идею главы региона. В этом году исполняется 235 лет со дня рождения Михаила Щепкина, и стоит, наверное, вспомнить историю жизни прославленного курянина.

«Щепкин» был, есть и будет

О краеугольной «щепке» русской театральной сцены

Но вначале немного о проведённом опросе. Многие горожане заметили в своих комментариях, что они всегда называли старинное красивое здание просто «Щепкин»: выйдем на «Щепкина», встретимся у «Щепкина», пойдём в «Щепкин»…

В ходе обсуждения всплыла тема сохранности бюста Щепкина, который раньше стоял в фойе. Прозвучали было тревожные слова о том, что скульптуру просто выбросили, но выяснилось, что её забрал к себе драмтеатр.

Участник обсуждения в соцсетях Евгений Шлюев предложил вообще новое название для всего учреждения культуры: «Щепкин-центр». Коротко и звучно. Но ему резонно возразил поэт Роман Рубанов: «Центр культуры – это говорит о принадлежности к культуре и искусству, а просто центр – ни о чём не говорит».

Курянка Екатерина Алексанкина справедливо озаботилась внешним видом здания: «Вернуть!!! Но ведь не только о названиях надо думать! Каждый день прохожу около этого замечательного памятника архитектуры, и на сердце становится грустно от того, в каком состоянии находится здание! На крыше растёт дерево! Водосток организован так, что вся вода стекает под фундамент. Фасад здания разрушается, рядом небезопасно проходить пешеходам».

Поспешим успокоить – центр культуры имени Щепкина (есть полная уверенность, что имя теперь точно вернут) будет отремонтирован. Деньги на это уже выделены.

А теперь перейдём к биографии Михаила Щепкина. Кстати, остановимся только, как принято говорить, на вехах жизненного пути. О творчестве писать сложно, так как никаких аудио- и видеозаписей, естественно, не осталось. С другой стороны, о мастерстве Щепкина-актёра уже давно всё, что надо, сказано. Поверим великим очевидцам.

Критик Виссарион Белинский писал об актёре: «Он принадлежит к числу немногих истинных жрецов сценического искусства. Торжество его искусства состоит в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбой простого человека и заставить их рыдать и трепетать».

И, между прочим, «щепкой» называл себя сам Михаил Семёнович. Актёр иногда иронично подписывал свои письма «Твоя толстая щепка».

Великий русский актёр,
основоположник российского театра, курянин Михаил Семёнович Щепкин

Детство: азбука, гусли, театр…

Михаил Семёнович Щепкин родился в 1788 году в селе Красном Обоянского района Курской губернии. Сегодня это Белгородская область. Семья Щепкиных принадлежала помещику, графу Гавриле Волькенштейну. Отец Миши управлял всеми его поместьями. Граф ценил Семёна Григорьевича. В детстве Миша часто бывал с родителями в барском доме, где, обладая отличной памятью, с удовольствием читал наизусть стихи и пел песни.

В 1793 году Щепкины переехали в соседний Суджанский уезд. Там пятилетний Михаил начал учиться грамоте у старого ключника хлебного магазина. Кстати, среди прочего Миша Щепкин научился играть и на гуслях. Следующим этапом стала учёба у священника.

Из «Записок актёра Щепкина»:

«Учился я весьма легко и быстро, ибо едва мне сравнялось шесть лет, как я уже всю премудрость выучил: азбуку, часослов и псалтырь. Этим обыкновенно тогда и оканчивалось всё учение, из которого мы, разумеется, не понимали ни слова, а приобретали только способность бегло читать церковные книги».
После этого Михаила вместе с младшей сестрой Александрой отправили изучать грамоту в Белгород. Путь лежал через поместье Волькенштейна. Граф разрешил Щепкиным побывать на любительском спектакле по опере «Новое семейство» Сергея Вязмитинова. Для Миши это стало запоминающимся событием. Как он напишет потом, гораздо позже: «Я не знал, что в этот вечер решится вся будущая судьба моя».

После учёбы в Белгороде Мишу с сестрой перевели в Суджанское народное училище. И вот здесь-то 11-летний Щепкин вышел на сцену. Вышел впервые, чтобы не сходить с неё много лет. Он участвовал в спектакле «Вздорщицы» по комедии Александра Сумарокова. Щепкину дали роль слуги Розмарина, а сестре Александре – роль вздорщицы Розалии.

После успешной постановки губернатор пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Семён Щепкин воспользовался моментом (в самом хорошем смысле слова) и попросил графа Волькенштейна взять детей в Курск, чтобы дать им достойное образование. Хозяин не отказал, и Михаил Щепкин был зачислен сразу в третий класс в Курское губернское училище, где вскоре стал первым учеником.

 

На курской сцене

Написанная Михаилом Щепкиным по совету Пушкина книга
«Записки актёра Щепкина»

Старательно занимаясь, Миша много читал, в том числе книги из библиотеки Ипполита Богдановича, автора поэмы «Душенька», с которым случайно познакомился в доме Волькенштейна.

В училище Миша также подружился с родственником владельца курского театра Барсовых. Театр, как и училище, находился недалеко от дома, в нём были ежедневные аншлаги. У Барсовых Щепкин сделался общим любимцем, помогал всем, чем только мог. Например, был суфлёром и переписывал тексты ролей для местных актёров. И, конечно же, старался не пропускать ни одного спектакля.

Далее помог счастливый случай. На бенефис актрисы Пелагеи Гавриловны Лыковой должны были поставить драму «Зоа» по пьесе Луи Мерсье (иногда в текстах о Щепкине ошибочно пишут название спектакля «Зоя»). Но в последний день перед постановкой оказалось, что актёра Арепьева, который должен был играть роль почтаря Андрея, не выпускают из трактира, где он пропил и проиграл свою одежду и сидит в одной рубашке. Щепкин попросил очутившуюся в критическом положении Лыкову поручить ему эту роль и она, с разрешения Михаила Барсова, согласилась.

Дебют Щепкина на публичной сцене оказался удачным: публика его хвалила, актёры поздравляли, а граф Волькенштейн выразил своё одобрение, поцеловав его и подарив жилет. С этого времени Михаилу Щепкину начали давать в театре небольшие роли.

Учёбу в Курском народном училище Михаил закончил блестяще. И по просьбе директора училища он был оставлен в Курске на время работы по копированию карты Курской губернии.

Потом юноша стал личным секретарём Волькенштейна. Как пишет Щепкин в своей биографии, «чем-то вроде графского письмоводителя и секретаря», рисовал узоры для графини, часто исполнял службу официанта.

Как отмечают исследователи творчества актёра, «это помогло ему сблизиться с высшим обществом и узнать нравы». Летом Михаил Щепкин жил с графом в деревне, где был душой всех спектаклей, которые ставились на домашней сцене. Зимой же он переезжал с графской семьей в Курск, где продолжал поддерживать тесное общение с театром Барсовых.

В 1808 году Щепкин был принят окончательно в труппу Барсовых с определённым амплуа – на комические роли – и с жалованием.

 

В Москву!

В Курске Михаил Щепкин прожил и прослужил в театре десять лет. Он имел самый высокий оклад в труппе, его любила публика. А вскоре Михаила Семёновича пригласили на комические роли в харьковскую труппу Штейна, выделявшуюся высоким профессиональным уровнем.

Из воспоминаний харьковского писателя Григория Квитки-Основьяненко:

«В труппе Штейна явился у нас в первый раз прибывший из Курска М.С. Щепкин. Его никто не наставлял и не учил: таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится и часто бывает неизвестен своему хозяину до времени. Мы все, не видевшие далее провинциальных театров, в Щепкине начали понимать, что есть и каков должен быть актёр. Так нам ли было учить его»?

Однажды на ярмарке в городе Ровны выступление Щепкина увидел чиновник Конторы московских театров Василий Головин, которого прислали из Москвы «приобретать новые таланты для театра» (как видим, в старину за хорошими актёрами гонялись, как ныне за хорошими футболистами).

Головин вспоминал позднее:

«Михаил Семёнович играл в пьесе «Опыт искусства» в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах он заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями».

Вскоре Щепкин получил приглашение в Москву. На московской сцене Щепкин дебютировал в сентябре 1822 года. В театре на Моховой он исполнил роль помещика Богатонова в комедии драматурга Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в пьесе французского писателя Дюбуа «Марфа и Угар, или Лакейская война».
С 1824 года Щепкин начал выступать в Малом театре. За актёром быстро закрепилась слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких
комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц».

 

Вживание в образ

Концертно-творческий центр «Звёздный» сохранил на фасаде здания имя Щепкина

Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставились «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя.

По мнению исследователей, роль городничего стала главным событием творческой биографии Щепкина. Критики писали, что он играл городничего русским тёмным человеком, тёмным на всё, кроме умения обойти кого захочет.

Вообще Гоголь был любимым писателем актёра, позднее он сыграл Подколесина и Кочкарёва в его «Женитьбе», Утешительного в «Игроках» и Бурдюкова в «Тяжбе».

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские, причём в постановках разных жанров. Именно тогда начал формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».

Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.

И поначалу Щепкин не был готов к качественным выступлениям на московской сцене. У него был южнорусский выговор, он был толст и неуклюж. Пришлось ему, человеку уже в возрасте, переучиваться. Смущал и щепкинский голос, сам артист называл его «козлетоном». С таким голосом можно было смешить в водевилях.

Но через несколько лет Щепкин говорил по-московски безукоризненно. Комплекция артиста тоже казалась неподходящей для целого ряда ролей. Но он работал и над этим.

В 1835 году Щепкин в своём бенефисе впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира и Симона в «Матросе» Соважи и Делюрье, что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.

Актёр тщательно прорабатывал роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами, вносил в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость.

Например, критиками отмечалось, что Щепкин в роли городничего умел найти одну-две ноты почти трагические. Так слова: «Не погубите! Жена, дети!..» – произносились им со слезами в голосе. И этот плут на минуту делался жалок.

К каждой роли Щепкин тщательно готовился, наизусть выучивал текст, расставлял акценты, строил мизансцены, а в день выступления задолго до начала спектакля настраивался на исполнение.

Это и был тот настоящий метод работы актёра над ролью, который много позднее Константин Станиславский назвал «вживанием в образ».

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

 

Алёнушка и свобода

Голубая гостиная Алупкинского дворца в Ялте.
В 1863 году здесь состоялось последнее выступление великого актёра

Как точно в своё время заметила курский искусствовед Ида Татарская, сердцем Щепкина владела не только любовь к сцене: в нём жило новое, ещё большее чувство – любовь к Елене Дмитриевне, Алёнушке. С Михаилом Щепкиным они познакомились в театре.

Судьба Алёнушки необыкновенна. Она жила в качестве воспитанницы в имении князей Салаговых, находящемся в пятнадцати верстах от Красного. И Щепкин слышал от Волькенштейна, что её родители-турки погибли во время взятия в 1791 году русскими войсками крепости Анапа.

Так и было. При осаде Анапы в одной из деревень солдаты подобрали брошенного младенца. Когда выяснилось, что это девочка, генерал-майор взял её к себе и растил как свою дочь.

Молодые понравились друг другу, поженились. Насколько сильно было чувство молодой турчанки, свидетельствует то, что она без колебаний пошла за крепостного. Брак Елены Дмитриевны в 1812 году с крепостным тогда ещё Щепкиным автоматически делал крепостной и его вольную супругу. Согласитесь, это кое о чём всё же говорит. Брак оказался счастливым. Родилось семеро детей.

А стать свободным Щепкину помог князь Николай Репнин-Волконский. Он поручил организовать спектакль по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина у графини Волькенштейн, которая запросила за вольную очень большие деньги – десять тысяч рублей. Большую часть для выкупа собрали поклонники таланта актёра, оставшееся – то ли четыре, то ли две с половиной тысячи – добавил Репнин, выкупив Михаила Щепкина вместе с семьей.

Впрочем, князь Репнин не выкупил Щепкина. Он его купил, по сути, одолжив артисту эти две-четыре тысячи (сумму немалую – три годовых жалованья учителя). Щепкин с обидой писал, как узнал, что Репнин оформил «купчую крепость» и пытался выяснить обстоятельства:

«Эта весть так меня озадачила, что я нескоро собрался с духом спросить, какая крепость? Ведь меня князь выкупал, а не покупал»?

Дело было муторное… Ну а что вы хотите – крепостники! Но в любом случае важно, что к 1822 году Щепкин всё же смог в полной мере получить свободу, отработав долг. Потом он выкупил и всю свою семью.

 

К Гоголю…

Умер Михаил Семёнович в Ялте, куда приехал подлечиться. Но и там он выступал. Во время одного из выступлений ему стало плохо. Актёра увезли в гостиницу.

Перед смертью, по словам слуги, Михаил Семёнович вдруг стал медленно одеваться. «Куда Вы?» – «К Гоголю» – «Что Вы! Господь с Вами! Николай Васильевич давно умер» – «Умер? Вот что». Щепкин опустил голову, отвернулся лицом к стене и уснул навсегда.

 

АКЦЕНТ
Щепкин часто читал на публике Гоголя. Однажды его услышал Пушкин. Поэт был просто заворожён и стал настаивать, чтобы Михаил Федорович непременно взялся за перо, и, видя нерешительность, за него написал название будущей книги: «Записки актёра Щепкина». И даже её первую фразу: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке, в 1788 году…». Актёр прислушался к совету Александра Сергеевича и такую книгу написал. Начинается она, разумеется, с фразы Пушкина.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также