Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Девичь монастырь»

Газетный выпуск № 2023_029
17 марта 2023 10:42 История

Курской Свято-Троицкой женской обители исполняется 400 лет

Схиигумения Антония (Сухих) – наставница монахинь в практике Иисусовой молитвы

Говорят, что именно бабушки в белых платочках сохранили в России православную веру во времена советской власти. Смысл понятен: именно женщины составляли основную часть прихожан храмов, оставшихся незакрытыми и неразрушенными.

Но кроме белых платочков были и чёрные – монахини женских монастырей, которые сохраняли верность обетам, даже будучи изгнанными из своих обителей. Во время Великого поста уместно будет вспомнить историю одного из курских женских монастырей, тем более что ему в этом году исполнится ровно 400 лет.

 

Первые упоминания

Рассказать о монастыре несложно по одной простой причине – имеется летопись обители, подготовленная монахиней Иустиной (Трофимовой). Нам остаётся только разумно распорядиться собранными фактами, чтобы, пусть и в телеграфном стиле, передать основные моменты истории монастыря.

Документальных свидетельств о времени основания обители не сохранилось. Но остались упоминания в разных источниках. Игумения Емилия писала:

«Из краткого описания монастырей господ Павловского, Ратшина и других видно, что в 1623 году монастырь уже существовал. Об этом же упоминает митрополит Амвросий в своей книге «История Российской иерархии».

То есть в этом году курской обители исполняется 400 лет, хотя на самом деле она гораздо старше. Чуть позже наш монастырь упоминается в книге Сергея Ларионова о древнейших постройках Курска, где автор, используя записи писцовых книг, сообщает:

«На посаде за большим старым острогом Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновления храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нём 21, монахинь 35. Да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих. В малом же остроге осадной двор, что купила игумения Сундулея с сёстрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина».

 

Курской Свято-Троицкой женской обители исполняется 400 лет

След в душе Прохора

Прохор Мошнин, будущий благодатный старец Серафим, родился в Курске, когда Свято-Троицкий женский монастырь существовал уже более ста лет.

Родительский его дом находился неподалёку от Троицкого монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни.

Возможно, неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатлённым в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

 

Визит Николая II

Свято-Троицкий женский монастырь. Дореволюционное фото

В 1902 году в Сергиево-Казанском кафедральном соборе состоялся молебен по случаю посещения императором Николаем II Курска в связи с проведением в окрестностях города больших военных манёвров.

В храме игумения София с сёстрами встретила государя, поднесла от имени обители икону Святой Троицы для царя и святой мученицы Александры для царицы.

Матушка обратилась к Николаю II со следующими словами (оставим присущую тому времени орфографию, чтобы проникнуться хоть чуть-чуть духом старой эпохи):

«Ваше Императорское Величество! Сердечно радуюсь, что Всевышний Создатель удостоил меня в преклонных моих летах и глубокой старости представиться Вашему Императорскому Величеству и повергнуть себя и своих сестёр к священным стопам Вашего Величества.

Августейший Монарх! Осчастливьте меня и моих сестёр принятием от нас нашего рукоделия иконы во имя нашего храма Святой Троицы. Сердечно сожалею, что не имею счастья видеть Её Императорское Величество Государыню Императрицу.

Благоволите, Августейший Монарх, принять и эту икону святой царицы Александры для Её Величества. С молитвенным пожеланием и верноподданническою преданностью желаем Вашему Императорскому Величеству здравия и долгоденствия на многие, многие лета».

А в 1915 году монастырь принимал великую княгиню Елизавету Фёдоровну, ныне прославленную преподобномученицу. Великая княгиня пребывала в покоях игумении Емилии, молилась за литургией в храме обители. Также великая гостья беседовала с настоятельницей и сёстрами обители.

И вряд ли царь и княгиня могли предположить, что в этом монастыре со временем появятся их иконописные образы. Чудны дела Божьи…

Икона «Новодворская» – одна из святынь Свято-Троицкого монастыря

Курский «ГУЛАГ» в монастыре

Но пришли иные времена, когда православие, мягко говоря, не очень-то жаловали. Часть храмов была просто разрушена, другую же часть новая российская власть старалась использовать для своих целей.

В 1920 году на территории Свято-Троицкого женского монастыря организовали концентрационный лагерь принудительных работ, конфисковав часть келий и разместив в них заключённых.

Газета «Курская правда» 18 мая 1920 года писала:

«Первое время в лагере находилось около 14 заключённых, в настоящее время число заключённых доходит до 75 человек, большинство из заключённых краткосрочные – от двух до шести месяцев, шесть человек осуждены на принудительные работы до окончания Гражданской войны, два человека на пять лет и один на три года.
В порядке обязательных работ заключёнными были оборудованы бани, очищены некоторые общественные площади во время «недели санитарной очистки».
Имеющиеся специалисты по счетоводству, мельничному и печатному делу работают по своей специальности. Работают по восемь часов. При посещении лагеря бросаются в глаза чистота и порядок».

А вот отчёт о работе лагеря за февраль 1922 год (опять же оставим всё, как было написано сто лет назад, когда даже слово «Лагерь» писали с большой буквы):

«Для работ в предприятиях в отчётном месяце использовалось около 40 процентов всей рабочей силы лагеря, для работ в учреждениях около 60 процентов. При лагере имеется портняжная, сапожная, столярная мастерская, плотницкая, кузнечная и слесарная мастерские.

За февраль 1922 года в них сработано: портняжная – 16 брюк, 2 шинели, 15 курток; сапожная – починка сапог – 35, починка ботинок – 16, валенок – 2, туфель – 3, портфель – 1; столярно-плотницкая – шкафов дубовых – 1, ремонт потолков – 2, ремонт бани – 1, подрамников – 2, гроб – 1; кузнечно-слесарная – ремонт пишущих машин – 3, примусов – 2, железных печей – 1, борон – 3, скоб – 10, кастрюль – 2, петель – 75, ключей – 4, чашек – 10, исправление замков – 6, дверных ручек – 6. Кроме того, сделан ремонт в типографии №1 и №2 в складе Лагеря».

 

В огне…

В ночь на 14 августа 1921 года в первый день Успенского поста женский монастырь горел. Предположительно, это был поджог с целью выселения монахинь из обители.

Архиепископ Курский и Обоянский писал в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона:

«Пожаром уничтожено 3/4 монастырских построек и пострадали все три монастырских храма, из коих храм, существующий более трёхсот лет, во имя Смоленской Божией Матери окончательно выгорел, остались одни каменные стены, а остальные храмы во имя Святой Троицы и Новодворской Иконы Божией Матери сильно пострадали. Крыша на всех храмах сгорела.

Для восстановления пострадавших храмов требуется не менее девятисот миллионов рублей, не говоря о четырёхстах сёстрах монастыря, из которых много престарелых, оставшихся без крова, одежды и пропитания.

Покорнейше просим Ваше Святейшество сделать распоряжение епархиальным Епископам, не придут ли они на помощь сгоревшему Курскому Свято-Троицкому женскому монастырю, сделав распоряжение своим епархиям о добровольном пожертвовании духовенства и мирян на восстановление и ремонт храмов и помещений монастыря».

На бедствие Троицких монахинь откликнулась Глинская пустынь, имевшая давние связи с Курским монастырем, которая перечислила в епархиальное управление 250 000 рублей на восстановление женской обители.

В 1923 году монастырь и его храмы были закрыты, имущество разграблено. Помещения монастыря заняли госучреждения и жилуправление. В 1923–1925 годах в монастыре размещались также музей искусств, историко-археологический и кустарный музеи.

Позже здесь появился и архив Октябрьской революции, а также научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.

 

Монахиня Мисаила и сёстры

Сёстры монастыря с владыкой Германом (Моралиным) после совершения чина пострига

В 30-е годы прошлого столетия, спасаясь от ареста, тайно проживала у троицких сестёр известная старица монахиня Мисаила (Зорина Матрона Гавриловна).

Чаще всего она находила приют у монахинь Пульхерии и Марии, живших вместе с другими монахинями в доме по улице Красноармейской. Матушки держались монашеского образа жизни.

В доме были отдельные кельи, в каждой стояла узкая кровать и столик с иконами. В общей комнате за большим столом монахини стегали одеяла, зарабатывая себе таким образом на пропитание.

Монахиня Мисаила все пожертвования передавала на нужды монахинь. Матушки в знак благодарности сшили для неё мягкие суконные домашние туфли и тёплое стёганое пальто и жилетку.

В день смерти старицы Мисаилы, как будто по её зову, приехали монахини Пульхерия и другие сестры. Они облачили усопшую в монашеское одеяние, привезённое ею из Иерусалима, и всю ночь читали Псалтирь над почившей. Сестринский хор сопровождал монахиню Мисаилу до её последнего места пребывания на земле.

 

Как открыли, так и закрыли

И снова наступила новая эпоха – началась Великая Отечественная война. Для победы и мотивации народа советская власть использовала все доступные средства. Пошли и на некоторые послабления в отношении к церкви.

21 марта 1942 года в день памяти чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная монастырь был открыт вновь. До марта 1947 года в монастыре числилось 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц – все они в прошлом были насельницами монастыря.

Но война закончилась, и можно было снова начинать борьбу с «религиозным невежеством». В июле 1950 года Курский Свято-Троицкий женский монастырь упразднили.

Но вновь продолжилась скрытая жизнь монастыря. Иноческая обитель жила по Уставу: по традиции во главе его стояла игумения, были старшие сестры, выполнялись различные послушания, совершались постриги в мантию, выполнялось молитвенное правило, читалась неусыпаемая Псалтирь, соблюдались таинства исповеди и причастия.
После закрытия монастыря и начала гонений на церковь матушки отстаивали чистоту православного учения, некоторые прошли через ссылку.

 

Возрождение

Но вот и советская власть уступила место либеральным реформам. И летом 1993 года часть храмового комплекса монастыря была возвращена церкви и передана Курско-Белгородской епархии. В здании храма разместились классы и церковь Курской духовной семинарии.

С участием семинаристов был проведён ремонт, устроен иконостас. Возобновилось богослужение. В Троицкий храм при семинарии была передана чудотворная икона «Троеручица».

26 февраля 1994 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви снова был открыт Курский женский монастырь. Троицкий храм и два корпуса (настоятельский и сестринский) с прилежащей к ним территорией были переданы в ведение возрождающейся женской обители – на святом древнем месте возобновилась монашеская жизнь.

В этом же году благодаря стараниям монахини Сергии, долгое время служившей алтарницей в Сергиево-Казанском соборе, возвратилась в обитель чудотворная икона Божией Матери «Новодворская».

После закрытия монастыря святой образ перенесли в Сергиево-Казанский кафедральный собор. Матушки, бывшие насельницы девичьей обители, около 100 человек, ежегодно собирались в кафедральном соборе 2 января в день празднования Новодворской иконы Божией Матери.

14 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Курскую Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.

История этой общины начинается с 1991 года, когда по благословению игумена-наместника Иосифо-Волоцкого монастыря митрополита Питирима (Нечаева) вокруг схимонахини Антонии (Сухих) стали собираться сёстры, ищущие молитвенной жизни. (Есть, кстати, хорошая книга о матушке Антонии. Автор Николай Новиков, название «От послушания к старчеству. Путь подвига блаженной памяти схим. Антонии (Сухих)»).

Так зародилось сестричество, ставшее с годами многочисленной (около 30 сестёр) и крепкой общиной, воспринявшей подвижнический дух своих незаурядных наставников.

Картина курского художника Владимира Парашечкина
«Свято-Троицкий монастырь»

Духовные учителя сестёр усвоили иноческое благочестие от своих духовных отцов: владыка Питирим – от преподобного Севастиана Карагандинского, матушка Антония в течение 18 лет была келейницей и сподвижницей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского), прошедшего через лагеря и тюрьмы в годы репрессий.

Более десяти постригов совершил в Иосифо-Волоцком сестричестве владыка Питирим. После его кончины отеческую заботу о судьбе осиротевших сестёр проявил курский схимитрополит Иувеналий.

18 февраля 2005 года архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин, на кафедре с 2004 года) посетил монастырь вместе с режиссёром и общественным деятелем Никитой Михалковым и другими гостями. Состоялась встреча с насельницами обители.

Причина визита – нужна поддержка. Обитель имеет богатое историческое прошлое, а монастырский храм является памятником архитектуры и нуждается в восстановлении.

Результат: зимой и весной 2005 года был произведён капитальный ремонт колокольни, вывезено четыре тонны мусора, сделаны перекрытия между ярусами, утеплены полы и потолки, произведена реставрация лестничных проемов и построена деревянная лестница, изготовлен крепёж для развески колоколов, установлен помост звонаря, подведена электропроводка и развешены осветительные приборы. Установлена звонница.

В конце 2005 года по ходатайству архиепископа Курского и Рыльского Германа монастырский комплекс был включён в федеральную программу по ремонтно-восстановительным работам для планового бюджетного финансирования на 2006 год.

Если кого-либо из читателей история монастыря заинтересовала, то рекомендуем посетить сайт обители, там много интересного и полезного. Ну а ещё лучше – посетить сам монастырь, побывать на великопостной службе.

 

СПРАВКА «КП»
Монах, монахиня (с греческого языка) – «одиночный», «единичный»: член религиозной общины, ведущий аскетическую жизнь в соответствии с обетом. Институт монашества характерен для многих религиозных направлений. Традиция считает основателями христианского монашества на Востоке египетских подвижников Павла Фивейского (умер около 341 года), Антония Великого и Пахомия, на Западе – Афанасия Великого и Мартина Турского. Основатели русского монашества – преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в ХI веке Киево-Печерский монастырь.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также