Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Славный птах

Газетный выпуск № 2023_056

О чём поёт и чем известен курский соловей

Весной не вспомнить о соловьях, тем более нам, курянам, – о соловьях курских – непростительно. Впрочем, они и сами напоминают о себе – трели раздаются и загородом, и в черте города.

Им, певчим птахам, дела до людей нет, лишь бы не мешали. У соловьёв пора любви… Поют! Между прочим, 15 мая по народному календарю – Соловьиный день. А вы знаете, что именно курянин записал человеческим языком соловьиные песни? Более того, он составил «Житие курских соловьёв». Но обо всём, как говорится, по порядку.

 

«Витёк, Витёк!..»

Из рассказа в трёх частях «Житие курских соловьёв»:

«Мне давно мечталось записать соловьиные трели звуками человеческой речи, но мешала постоянная занятость. А когда выдавалось свободное время, то оказывалось, что птицы уже перестали петь или певец пел излишне торопливо, комкал трели так, что разобрать было невозможно.

Помню из детства, перекладывать птичьи песни на разговорный язык получалось у Лёшки Абдуло. Так мы его прозвали после просмотра кинофильма «Джульбарс». Долговязый, сильный, он в послевоенные годы верховодил нашей компанией подростков.

Как-то майским вечером мы сидели на Колбаихином бугру, а у реки в цветущем черёмушнике заливались соловьи.

Вдруг Лёшка произнёс:

– А знаете, о чём поют соловьи?

И начал:

– Витёк, Витёк!
– Чиво, чиво?
– Веди, веди!
– Каво, каво?
– Девок, девок!
– Трёх, трёх, трёх?
– Девять, девять!
– Ого!

Книга Владимира Конорева
«Житие курских соловьёв»

Мы, действительно, в перещёлке птиц улавливали знакомые слова. Правда, вместо «Витёк» слышалось то ли «титёк», то ли «утёк», вместо «девять» – «теуть», вместо «трёх» – «трух».

Автор «Жития курских соловьёв» – Владимир Никитович Конорев (1939–2014). Писатель и поэт. Вот как об истории создания соловьиного триптиха рассказывается на сайте музея «Курский соловей»:

«Прочитав однажды очерк Тургенева «Соловьи», Владимир Конорев возмутился, что писатель мало коленцев у курских соловьёв перечислил и воскликнул: «Мой соловей их больше исполняет!». Несколько лет у себя на даче в Щиграх он вслушивался в пение соловья.

На слух, без каких-либо приспособлений, карандашом записывал звуки соловьиных песен в записную книжку. Потом за несколько лет Владимир Никитович «подвёл итог», и у него получилось 900 (!) разновидностей одно-, двух- и трёхсложных «произношений» соловья.

Конорев сравнивал пение соловья с ожерельем, нанизыванием бусинок на ниточку. Заметил отличие пения соловья 9 Мая от пения в другие дни. В этот день ему слышались звуки резкие, громкие, пронзительные, похожие на выстрелы, свист пули».

Из отряда воробьёв

Немного науки. Соловьи – род птиц из отряда воробьинообразных. Наиболее известен обыкновенный соловей (курский как раз относится к этому типу) – птица с длиной тела около 17 см, имеющая длинные ноги, большие тёмные глаза, буроватое оперение и рыжеватый хвост.

Распространён в Европе и Западной Азии (к востоку – до Енисея, к югу – до Северного Кавказа). Перелётная птица. Зимует в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек.

Гнёзда вьёт на земле или очень низко в кустах. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка – 13 суток. Пение звучное, с большим количеством колен.

 

Любовь Ерёмина с сертификатом: бренд «Курский соловей» стал победителем конкурса «Топ-1000 культурных и туристических брендов России»

Музей «Курский соловей»

Музей открылся в 2007 году. Его бессменный руководитель и создатель – Любовь Николаевна Ерёмина. Именно ей принадлежит идея такого музея.

Поначалу он располагался в областном детском оздоровительно-образовательном центре туризма, краеведения и экскурсий, где она работала.

Затем переехал в детский эколого-биологический центр (бывшая станция юных натуралистов) на улице Никитской. Сейчас музей находится в самом центре города – на улице Садовой, занимая один из залов Литературного музея.

Музейные экспонаты – книги, сувениры, коллекции марок и значков, детские игрушки и предметы быта, растения, продукты питания, творческие работы… Всего более тысячи предметов.

Как отмечается на сайте музея, всё это «позволяет обновить старое представление об известных предметах, явлениях, конкретных событиях, людях. Музей был интегрирован в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования детей».

Но, разумеется, посетители музея – это не только дети, точнее сказать, далеко не только дети. Десятки тысяч курян и гостей города приходили, приходят и будут приходить в соловьиный музей. Нет нужды доказывать, насколько это интересно…

А вот как Любовь Николаевна в одном из интервью рассказывала о создании такого необычного музея:

– Я работала педагогом дополнительного образования и вела кружок «Круг светлых дней». Мы вместе с детьми знакомились с историей нашего края с помощью изучения календарей: народного, христианского, государственного.

В народном календаре мы узнали о том, что 15 мая на Руси отмечали соловьиный праздник, а 4 июня – соловьиный день. В результате наших исследований и появилась идея создания музея, посвящённого этой птице.

Я не ставила своей целью только сбор фигурок соловья. Основная задача музея – это просвещение населения, предоставление знаний о соловье – птице, которая является живым символом нашего края.

Директор музея соловья Любовь Ерёмина: «Никогда здесь не будет ни чучела, ни живого соловья. Он должен петь на свободе»

Коренская ярмарка и соловьи

Любовь Ерёмина, по её же словам, хотела вместе с коллегами докопаться до исторической истины: что такое курский соловей и почему именно он так славится? Узнать, когда и кто решил, что курский соловей лучший из соловьёв. И узнали.

Слава о курском соловье пошла с Коренной пустыни, крестного хода, Коренской ярмарки. Крестный ход всегда проходил в девятую пятницу после Пасхи. Иногда эти пятницы выпадали на конец мая – начало июня, как раз на ту пору, когда у нас вовсю распевали соловьи.

Люди со всех краёв съезжались в Коренную, сначала проходили крестным ходом, а потом оставались там на ярмарке. Понятно, что всем ночлега под крышей не хватало и многим приходилось оставаться на улице.

И народ об этом не жалел. Всю ночь он слушал трели курского соловья. «И люди понимали, – подчёркивала в интервью Любовь Ерёмина, – что слышали про соловья, но не знали истинного соловья, который поёт свою неподражаемую песню».

Естественно, приезжая домой, гости ярмарки рассказывали о дивной птице своим знакомым. Так росла слава курского соловья.

Из очерка Ивана Тургенева «Соловьи» (письмо к другу Сергею Аксакову):

«Лучшими соловьями всегда считались курские. Но в последнее время они похужели, и теперь лучшими считаются соловьи, которые ловятся около Бердичева, на границе. Там, в пятнадцати верстах за Бердичевым, есть лес, прозываемый Треяцким, отличные там водятся соловьи».

С чего вдруг Иван Сергеевич решил, что наши соловьи «похужели», Бог знает. Отметим только, что письмо Аксакову он написал в 1854 году. И добавим, что многие известные люди отмечали, что курские соловьи поют по-особому, интереснее и лучше других.

Недаром ведь знаменитый немецкий учёный Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» относил курского соловья к отдельному виду.

 

Писатель и поэт, дешифровщик соловьиных трелей Владимир Никитович Конорев

Соловьятники

Соловей – птица легендарная, как лебедь или орёл. И не верится, что он может петь в клетке. Но вопреки возможным романтическим ожиданиям, соловьи не только могут жить в неволе, но и поют. Такова уж их природа…

В дореволюционной Руси был широко развит соловьиный промысел, охотников на соловьёв называли соловьятниками. В конце XIX века с ними даже пришлось бороться на законодательном уровне.

В некоторых губерниях были введены полные или частичные запреты на ловлю соловьёв. Ловить птиц разрешалось только в самом начале их прилёта до образования пар.
Поймать соловья не очень сложно. Вот как описывает процесс «охоты» Тургенев:

«Ловить соловья дело не мудрёное: нужно сперва хорошенько выслушать, где он держится. Там землю расчистить поладнее возле куста, расставить тайник и самку пришпорить, за обе ножки привязать, а самому спрятаться да присвистывать дудочкой, такая дудочка делается, в роде пищика.

А тайничок небольшой из сетки делается – с двумя дужками. Одну дужку крепко к земле приспособить надо, а другую только приткнуть – и бечёвку к ней привязать.

Соловей сверху как слетит к самке – тут и дёрнуть за бечёвку, тайничок и закинется. Иной соловей очень жаден, так сейчас сверху пулей и бросится, как только завидит самку, а другой осторожен: сперва пониже спустится, да разглядывает – его ли самка.

Осторожных лучше сетью ловить. Сеть плетётся сажень в пять. Осыпешь ею куст, и только спустится соловей – встанешь и погонишь его в сеть, он всё низом летит, ну и повиснет в петельках. Сетью ловить можно и без самки, одною дудочкой.

Как поймаешь соловья, тотчас свяжи ему кончики крылышек, чтобы не бился, и сажай его скорее в куролеску – такой ящик делается низенький, сверху и снизу холстом обтянут.

Кормить пойманных соловьёв надо муравьиными яйцами – понемножку и почаще: они скоро привыкают и принимаются клевать. Не мешает живых муравьёв в куролеску напустить: иной болотный соловей не знает муравьиных яиц – не видал никогда – ну а как муравьи станут таскать яйца – в задор войдёт – станет их хватать».

В середине XIX века в России на Коренской ярмарке курские соловьи продавались по 120-150 рублей. За эти деньги можно было купить пару коров или пару лошадей. Или… крестьянскую семью.

Кандидат исторических наук Анатолий Стрелков в одной из своих статей приводит такой факт:

«В середине XIX века у помещицы А. Барковой из Щигровского уезда семья дворового Наумова (муж, жена, 2 сына и дочь) оценивались в 112 рублей, а вот семья крестьянской вдовы Никитиной, состоящая из 14 человек, в 156 рублей».

 

Поёт до самозабвения

Фрагмент экспозиции музея «Курский соловей»

Любовь Ерёмина рассказывала такой случай:

– Известный фотоанималист, учёный Михаил Штейнбах написал рассказ «Волшебная дудочка и Орфей». Там идёт речь о том, как в 70-х годах прошлого века в Стрелецкой степи, где он, будучи студентом МГУ, собирал материалы для своей курсовой работы на тему «К биологии поведения обыкновенного соловья», однажды ночью записал на магнитофон пение соловья.

А в следующую ночь с этой записью вернулся на прежнее место и включил её. Магнитофонной записи ещё громче вторил живой соловей. Михаил на звук подошёл к нему и трижды брал его на руку и возвращал на ветку. Есть такое выражение – поёт до самозабвения. Это реальная история…

И в наше время любители певчих птиц держат соловьёв дома. Их обычно ловят весной. Пойманным птицам связывают крылья и приучают к неволе. Переставший биться и начавший питаться в неволе соловей запевает. Сначала робко, потом смелее.

Из книги Альфреда Брема «Жизнь животных»: «Пение соловья единственно в своём роде, оно недостижимо, неподражаемо. По глубине и смыслу оно соперничает с пением человека и во много раз превосходит его полнотою и красотою звуков. Вечно изменяясь, оно сохраняет, однако, полнейшую гармонию…»

Птицы быстро привыкают к клетке, но окончательно ручными всё же не становятся. Содержать их хлопотно, однако при грамотном уходе соловьи могут жить пять-семь лет, реже дольше.

О соловьях рассказывается на многих сайтах и, между прочим, на одном из них говорится, что «некоторые любители соловьиного пения у себя дома долго не выдерживали. Они регулярно не высыпались, ведь всю ночь рядом с их ухом громко звенел мелодичный «будильник». Домочадцы тоже протестовали, так как могли спать только с берушами в ушах».

В неволе пение продолжается до восьми недель. Иногда соловья после этого выпускают на волю…

В курском музее соловья в клетке нет. Любовь Ерёмина говорит:

– Никогда здесь не будет ни чучела, ни живого соловья. Для меня это кощунство. Соловей – это очень красивая, грациозная, изящная птица. Он должен петь на свободе. Его концертный зал – это Россия, а не клетка.

 

Страница из тетради Конорева,
в которую он заносил
соловьиные песни

Курская птица удивляет

Понятное дело, что всякий кулик своё болото хвалит. Это к тому, что жители разных регионов, где поют соловьи, считают, что «их» певчие птахи лучше других. И всё же.

Из книги Ивана Шамова (1845–1912) «Наши певчие птицы. Их жизнь, ловля и правильное содержание в клетках»:

«Наши (московские) соловьи отлично кричали лягушками, тремя песнями – кваканье, дудка, вроде червяковой россыпи, и гремушка – волчковой дудкой и раскатом. Раскат исполнялся не глухо вниз, но сильно и длинно.

Кроме этих местных соловьёв, встречавшихся у нас в окрестных лесах и садах, были новосельские (тульские) соловьи, прекрасно кричавшие стукотнями и кукушкиным перелётом, а также малоархангельские, с хорошей песнью «гусачок» — «га-га-га-га».

Но лучшими были привозные из южных губерний, курские и черниговские… Курская птица удивляла своими дробями и привлекала к себе весь тогдашний охотничий мир.
Их было девять манеров, особенно выдавались дроби «в оборот». Из дробей замечательна «зеленухой» (лесной канарейкой), затем «тревога» (вроде барабана), желна, дудка, трелевая, стукотня, свист, клыканье, кукушкин перелёт».

Ну и в конце домашнее задание читателям: познакомиться с триптихом Конорева «Житие курских соловьёв» и прочесть очерк Тургенева о соловьях. В библиотеку можно не ходить, тексты есть в интернете, сходить стоит в наш соловьиный музей.

 

СПРАВКА «КП»

На сайте Курской областной библиотеки имени Асеева есть краткая биография автора соловьиного триптиха. Владимир Никитович Конорев родился 25 июня 1939 года в деревне Красавка Поныровского района Курской области. Отец и мать работали в колхозе «Победа». Семья была многодетной. Семь классов Володя закончил в Матвеевской школе, а среднее образование получил в Нижнесмородинской. В 1958–1961 годах служил в армии. Работал электромонтёром в Курске, принимал участие в строительстве железной дороги Абакан – Тайшет. В 1968 году окончил политехнический институт в Москве. Трудился инженером-электриком на Актюбинской ТЭЦ, в институте «Запказсельпроект». В 1976 году переехал в Щигры. Первая публикация появилась в 1952 году в Поныровской районной газете. В 1957 году победил в конкурсе юных поэтов Курской области. Издал восемь сборников стихов.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также