Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Убрать границы

Газетный выпуск № 2023_058
18 мая 2023 10:51 Общество

Куда и как поступать абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья

Право на образование, в том числе и высшее, гарантировано Конституцией РФ. Однако есть категория людей, для которой это право сопряжено с проблемами – нынешние выпускники школ с ограниченными возможностями здоровья.

Иногда таким детям и их родителям просто не хватает нужной информации. Возможно, поэтому количество студентов с ОВЗ в российских вузах значительно меньше, чем могло бы быть. Эта статья – в помощь тем, кто сейчас обдумывает ответ на сложнейший вопрос, куда пойти учиться.

 

Где найти информацию

В конце 2022 года Министерство просвещения РФ утвердило Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, а также с ограниченными возможностями здоровья, до 2030 года. Там собраны все действующие нормы, касающиеся реализации права на образование детей с инвалидностью и детей с ОВЗ.

– Это хороший документ для родителей и региональных органов исполнительной власти в сфере образования, – считает исполнительный директор Центра лечебной педагогики Александр Фадин. – В нём прописано, что ПМПК определяет специальные образовательные условия для обучающихся с инвалидностью и после 18 лет.

Ранее, в 2021 году, Минобрнауки РФ выпустило «Сборник ответов на наиболее распространённые вопросы», касающиеся как раз высшего образования. Он был составлен по итогам работы горячей линии Федеральной сети Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). Кстати, по данным мониторинга, сегодня в стране обучение в вузах проходят около 32 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Курскую область курирует РУМЦ на базе Российского государственного социального университета – задать интересующие вопросы можно по телефону горячей линии 8-800-301-67-46, с 9.00 до 18.00 (кроме субботы и воскресенья).

Информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с различными видами нарушений здоровья, можно посмотреть в «Атласе профессий» на сайте https://инклюзивное образование.рф Там же есть подробный перечень вузов с информацией об их приспособленности для обучения людей с инвалидностью и указанием, сколько таких студентов учится здесь на данный момент.

В свободном доступе также можно без труда найти список из 15 учебных заведений, подведомственных Министерству труда и адаптированных для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В нём, кроме колледжей и техникумов, есть и высшие учебные заведения – например, РГСУ, Московский психолого-педагогический университет и другие.

Согласно Закону об образовании дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства имеют льготное право на бюджетные места в высших учебных заведениях в рамках особой квоты. Она устанавливается ежегодно каждым вузом в размере не менее десяти процентов общего объёма контрольных цифр приёма абитуриентов.
Как правило, в зависимости от факультета, речь идёт об одном-двух местах. Если заявлений больше, то зачисление проводится на конкурсной основе – кто набрал больше проходных баллов, тот и поступил.

Особые условия и индивидуальный план

Статья 19 «Образование инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит: «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения». Следовательно, любой вуз на территории России обязан создать все необходимые условия для обучения всех категорий граждан, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью. На официальных сайтах всех вузов есть раздел «Доступная среда», где представлена вся информация об условиях обучения студентов с инвалидностью.

У будущих студентов и их родителей часто возникает вопрос – может ли человек с инвалидностью и ОВЗ обучаться в вузе по индивидуальному плану, учитывающему его особенности? Оказывается, может – это предусмотрено федеральным законодательством.

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется локальными нормативными актами вуза, а основанием для этого является заявление обучающегося на имя руководителя образовательной организации. К заявлению, как правило, прикладываются документы, подтверждающие наличие оснований для перевода.

Ещё одна возможность успешной учёбы – адаптированные образовательные программы. Хотя официально утверждённых рекомендаций по их разработке на сегодня не существует, вуз должен разработать такую программу самостоятельно, если есть соответствующее заявление от студента с инвалидностью или его законного представителя. Важное условие: такое заявление должно быть подкреплено заключением медико-социальной экспертизы или педагогической медико-психологической комиссии.

 

Право на помощника

Не все это знают, но согласно Приказу Мин-образования и науки РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» лицам с инвалидностью и ОВЗ должны предоставляться услуги ассистента.

Он оказывает техническую помощь при сопровождении в образовательную организацию, получении информации и общении с преподавателями и студентами – в том числе с использованием технических средств и коммуникативных устройств. Проще говоря, если у потенциального абитуриента нет возможности связаться с учебным заведением через интернет или набрать нужный запрос на компьютере, помощник сделает это за него.

Как заверили корреспондента «Курской правды» в Министерстве просвещения, ведомство «активно работает над улучшением инклюзивного пространства в учебных заведениях». Правда, по всем возникающим вопросам касаемо поступления и обучения лиц с инвалидностью посоветовали обращаться в конкретные вузы.

Если эти вопросы не решаются, пишите официальное обращение на сайтах Минпросвещения России  и  Министерства науки и высшего образования .

 

Комментарий специалиста

Куратор направления «Образование» КРО Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Харланова:

– По каждому заболеванию есть противопоказания в плане профессий, и это нужно учитывать при выборе учебного заведения. Для детей с ограниченными возможностями или инвалидностью, поступающих в вузы, важно, чтобы обучение было адаптировано под их потребности. К примеру, студенту с нарушением зрения необходимы лекции в виде аудиофайлов, устная сдача зачётов и экзаменов и т.д. К сожалению, для людей с двигательными нарушениями по-прежнему существует проблема безбаръерной среды – не все учебные заведения оборудованы пандусами, а расстояние между партами позволяет въехать в аудиторию человеку на инвалидной коляске. Тьюторы для сопровождения таких студентов предусмотрены не везде, дистанционное обучение – на усмотрение самих вузов. В каждом из них, согласно федеральному закону «Об образовании», должны быть свои локальные акты по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью, для которых разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

Подготовила
ТАТЬЯНА ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также