Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Хлебом страну обеспечим»

Газетный выпуск № 2023_061
25 мая 2023 10:55 Общество

Фермер из Медвенского района о буднях земледельцев и перспективах сельского хозяйства

У курских аграриев завершается посевная пора. И если где-то на полях ещё можно заметить бороздящие чернозём комбайны и тракторы, то в Медвенском районе уже видны первые всходы молодой кукурузы.

Здесь, в селе Спасское, живёт и работает индивидуальный предприниматель и генеральный директор ООО «Спасская Нива» Александр Сивцев. Мы поговорили с фермером о прогнозах на урожай будущего года, китайской технике, которая заменяет санкционную, и преимуществах земледелия как бизнеса.

 

Переходящие запасы урожая

В двух хозяйствах Александра Сивцева обрабатывается 3300 гектаров пашни: 650 гектаров принадлежит фермерскому хозяйству «КФХ Сивцев», ещё 2650 гектаров числятся за «Спасской Нивой».

– Мы отсеялись до 25 апреля, и всё взошло, а некоторые ещё досевают. Все работы выполнили, пока влага была в почве, год обещает быть засушливым, уже месяц нет дождей, и неизвестно, что дальше будет. Прогнозы не радуют, – рассказывает предприниматель. – Да и в целом времена наступили тяжёлые. Но мы не падаем духом и делаем всё как положено. На средствах защиты растений не экономим, всё обрабатываем, урожай спасаем.

По данным Росстата, к февралю текущего года только запасы зерна составляли больше 33 миллионов тонн. Цифры превышают прошлогодние показатели, экспорт упал, а внутренние потребности страны обеспечены. Несмотря на то что цена на пшеницу значительно упала, фермеры продолжают её сеять, у Сивцева под эту культуру отведено больше 2 тысяч гектаров. Озимые из-за дождей по осени досевали в последних числах октября. И снова наш собеседник вздыхает – не такой урожай будет, как хотелось бы.

– Залило всё, мы даже до поля не могли добраться, такая грязюка и сырость, что приходилось через лог проезжать, – сетует он. – В прошлом году озимых сеяли меньше, урожай был хороший, того, что осталось, нам хватит. Сейчас на складах 2,5 тысячи тонн пшеницы, цену предлагают ниже себестоимости при урожайности 70 центнеров с гектара. В этом году таких результатов уже не ожидаем, хотя затраты остаются на уровне прошлого года. Кукуруза в прошлом году тоже в цене упала, но её мы высушили и успели продать. Даже если при мизерных ценах будет урожай – на жизнь хватит. Шиковать не будем, как в предыдущие годы, когда хозяйства могли вкладывать по 40-50 миллионов рублей в приобретение новой техники, в строительство складов и ангаров. Теперь будем пользоваться тем что есть и хлебом страну обеспечим.

На что будет спрос, угадать нельзя, поэтому некоторые земледельцы вводят в оборот другие культуры, которые не сеяли раньше. Но, по словам Александра Алексеевича, в крайности впадать и экспериментировать не стоит, а надо сеять, что и раньше, в его случае сою, подсолнечник, кукурузу – всего понемногу.

– Допустим, упала цена на гречиху, продать хотим по 25 рублей, а за неё дают только 23. Мы её лучше придержим, пусть на складах сухая хранится, там с ней ничего не случится, – говорит Сивцев. – Пару лет назад была такая ситуация, когда гречневую крупу продавали по 70 рублей за килограмм, а само зерно гречихи – по 8 рублей. Но уже через год цена на гречиху взлетела до 40 рублей.

 

Сельскому хозяйству поможет Китай

По словам Александра Алексеевича, даже в непростые времена фермеры обеспечат продовольственную безопасность страны. Главное, чтобы у самих тружеников за плечами была подушка безопасности. И речь идёт не столько о финансах, сколько о материально-технической базе и человеческом ресурсе. Техника, например, у фермера закуплена впрок, на два хозяйства порядка 40 единиц. Но появится возможность, и новый трактор лишним не будет, считает Сивцев.

– Мы, например, в этом году позволили себе купить новый комбайн и трактор. Американский «Джон Дир» теперь не по карману, но благо альтернатива есть – белорусские и китайские машины работают не хуже, а главное – почти вдвое дешевле. Например, трактор «Дойц Фар» произведён по немецкой технологии, а двигатель и коробка – китайские, – говорит Александр Алексеевич. – Всё работает исправно, пока никто не жалуется. Но и до этой покупки у нас на каждого механизатора по две, а то и три единицы техники было: тракторы, комбайны, погрузчики. То же касается и средств защиты растений. Сейчас российские и белорусские заводы работают по аналогии зарубежных производителей. Качество не подводит, цена, опять же, на порядок ниже.

Всего в двух хозяйствах работает около 50 человек. Все люди задействованы, поэтому и в посевную, и в уборочную пору в хозяйстве всё успевают делать быстро и своевременно. По словам фермера, площадь могут обрабатывать и 20 человек, тогда нагрузка на работника должна быть не меньше 150-200 гектаров. Сейчас же в среднем получается 50 гектаров на человека. При желании работу можно оптимизировать, но пока в этом нет потребности.

– Когда людей много и хватает средств на их обеспечение, надо их держать. Случаи бывают разные, кто-то болеет или, к примеру, идёт спецоперация, многие мужчины уже ушли на фронт, кто-то может уйти потом. Я так прикинул, даже если у меня останется 25 человек, мы справимся, – объясняет свою позицию фермер. – С другой стороны, здесь деревня, люди в основном преклонного возраста. Многим уже за 50 лет, куда они пойдут работать? Пока мы в состоянии платить зарплату, нужно дать людям возможность работать дома, у своего очага. Кадров лишних никогда не бывает.

Обеспечив местных жителей работой, в хозяйстве Сивцева помогают односельчанам и в решении житейских проблем. Зимой дороги чистят от снега, летом обкашивают траву, запахивают огороды. А при необходимости в администрации сельсовета всегда знают, что могут обратиться к фермеру за техникой. Помогают и пайщикам, у которых арендуют порядка 1500 гектаров: дают на пай полторы тонны зерна или соответствующую цене сумму денег, мешок сахара, пашут и культивируют огороды, оказывают финансовую поддержку в сложных ситуациях. Недавно с пайщиками перезаключали договоры, за лояльное отношение каждому выплатили по 30 тысяч рублей.

Без проблем, конечно, дело не обходится. Одна из таких – брошенные огороды. Многие оставляют себе 4-5 соток земли, чтобы вырастить немного лука да картошки, а остальное просят забрать.

– Эти куски земли как лоскутное одеяло приходится собирать. За ними же надо ухаживать, чтобы там не росли сорняки, обрабатывать, делать это можно только ночью. И проблема эта гектаров на 20, – говорит Александр Алексеевич. – Сердце кровью обливается смотреть на бурьян, и люди у нас от земли, у них душа болит, когда всё заросшее. Но постепенно стараемся везде успеть и участки привести в порядок.

Несмотря на сложности, бросать работу на земле наш собеседник не желает ни при каких условиях. По словам Александра Алексеевича, после того, как ушёл из животноводства, стало спокойнее. С животноводческой фермой ему пришлось попрощаться после рейдерской атаки в 2009 году. Впрочем, это дело прошлое. Тем более что теперь у животноводов появились дополнительные проблемы.

– Натуральный навоз только с этого года будет считаться побочным продуктом животноводства, то есть удобрением. Чтобы штрафы не приходили, нужно строить навозохранилище, оно должно быть бетонировано капитально, а по стоимости дороже, чем сама ферма, с коровами взятая. Каждый день анализы на молоко сдавать, продлевать и получать сертификаты, – объясняет предприниматель.

– Значит, вы бы советовали заниматься растениеводством?

– Здесь кому что нравится, – пожимает плечами собеседник. – Многие к такому ритму привыкают. И прибыль тоже по-разному идёт. Некоторые считают, что раз у него корова есть и он сдаёт молоко, значит, живая копейка каждый день капает. У земледельцев – наоборот: один раз собрал урожай и дальше в поле работаешь. Вообще, если заниматься растениеводством, надо нос по ветру держать, это раз. Второе – при хороших урожаях никакое падение цен большой роли не играет, даже если доход получаешь меньше, чем планировал.

 

Для души и для людей

Уже прощаясь, мы прошли мимо живописной картины. На переднем плане запечатлена горячая пора жатвы, а дальше, за полем, небольшая деревушка с церковью, окружённая высокой стеной леса. Эту работу земледельцу подарила дочь, которая, как и вся семья, на протяжении многих лет поддерживает Александра Алексеевича в его деле.

– Как будто раньше таким было Спасское, но здесь никогда церкви не было, поэтому картина называется «Деревня». Я тоже в детстве рисованием занимался, а теперь вырезаю иконы из дерева, – говорит фермер. – Две иконы сделал и подарил церкви Афанасия Великого в Обоянском районе, там моя малая родина.

Пять лет назад Александр Алексеевич купил специальный станок. С помощью такого инструмента фермер мастерит разделочные торцовые доски. Используя дуб, акацию, мастер подбирает рисунок дерева на доске, а затем шлифует. Аналогичная кропотливая работа требует создания икон из дерева.

На станке шириной 60 и длиной 120 сантиметров можно сделать иконы разных размеров, главное – дерево для таких изделий должно быть плотное и сухое. Мелкие детали вырезать не так просто, наконечник фрезы всего 0,5 миллиметра, как иголка, и станок делает сотни тысяч проходов, прежде чем на материале проявляется картина. Сверху готовое изделие покрывается краской или лаком, которым красят корабли.

Вазы, бочонки для мёда, посуда из дерева – это уже чисто ручная работа, без станка, называется сегментное точение. То есть из дерева вырезаются сегменты, соединяются друг с другом и с помощью специальной винтовой стяжки стягиваются и склеиваются, а потом обтачиваются на токарном станке. К слову, дерево, которое нужно сушить год, прежде чем вырезать из него, фермер заготавливает сам.

– Использую сосну, рядом лиственница и тополь. Есть у меня бочонки для мёда из липы, светлый – из ясеня, тёмный – дубовый, – говорит Александр Алексеевич. – Каждый отдыхает по-своему, я вот работаю с деревом, а готовые изделия обязательно дарю друзьям и близким.

Дарья ДРЁМИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также