Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Город у реки Боянки

Газетный выпуск № 2023_087
21 июля 2023 17:32 Наша история

История Обояни – крепости, поставленной на границе с Диким полем

«Курская правда» продолжает заочное путешествие по малым городам области. Сегодня вниманию читателей предлагается рассказ об Обояни.

Кандидат исторических наук, краевед Илья Шпаков в одной из своих статей пишет, что «в Обояни сохранилась большая часть дореволюционной исторической застройки XIX-XX веков, что позволяет считать город историческим поселением, хотя данного статуса Обоянь официально не имеет». Тем интереснее будет нам просмотреть материалы, посвящённые старинному городу.

ПО ПРОСЬБЕ «КУРЧАН»

Город Обоянь, как и другие наши города, в частности Щигры, о которых мы рассказывали неделю назад, появился «на свет» как крепость. Всё-таки наша земля была порубежной. Построению крепости предшествовала челобитная курян и белгородцев царю Михаилу Фёдоровичу. Она была послана в июле 1638 года белгородским воеводой Петром Пожарским.

«Бьют челом разных городов Курчане и Белгородцы дворяне и детишки боярския и казаки и стрельцы и всякие служилые люди, – говорилось в этом документе. – Милосердный Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Михаил Фёдорович, пожалуй нас, вели, Государь, города строить меж Курска и Белгорода на половинах – от Курска 60 вёрст и от Белгорода 60 же вёрст, на устье реки Бояни…»

Фрагмент плана Обоянского острога 1712 года

По законам того времени вначале на место предполагаемого города высылались дозорщики, которые должны были «того места смотрити и чертите». Их доклад вносился затем на обсуждение в Боярскую Думу. Составлялась финансовая смета предполагаемых сооружений, и после этого назначался воевода, который во главе отряда должен был ехать строить новый город.

Но с Обоянью дело затянулось по неизвестным историкам причинам. Лишь спустя девять лет, уже в царствование царя Алексея Михайловича, в Москве вновь вернулись к рассмотрению этого вопроса. И 2 июня 1647 года для осмотра, описи и нанесения на чертёж «угожих мест» для постройки города в качестве дозорных были посланы стольник Иван Васильевич Бутурлин и подьячий Влас Андриянов.

Через два года появились первые результаты: «В 1649 году воевода Иван Колтовский 1 августа прибыл на Обоянское городище с 600 человек детей боярских, которые должны были поселиться здесь, и 16-го августа известил Государя о том, что на Спасов день на Обоянском городище молебен пели и, воду освятя, Обоянское городище святою водою окропили и меж речки Обояни и крутого боярака обложили два города, трое вороты, шесть глухихъ башен».

Глухие башни – это крепостные башни без ворот. А название город получил от реки Боянь (иногда её называли и Боянкой), при впадении которой в Псёл он и стоит. Приставка «о» означала около речки Боянь, и как итог – Обоянь.

А что значит само слово «боянь»? Точного ответа нет. Возможно, это связано со словом «баять» – говорить, рассказывать, может быть, река была говорливой.

Фото: Обоянский краеведческий музей

Сторожевые караулы Обояни следили за окрестными дорогами (рядом пролегал Муромский шлях) и давали сигналы в случае опасности. Если неприятель был уже близко, то жители этой местности укрывались в крепости. Здесь, на страже южных рубежей Русского государства, обоянские ратники оправдывали ходившую тогда поговорку: «Обоянь-городок – Москвы уголок».

Обоянская деревянная крепость всё время подстраивалась, укреплялась, усиливался и гарнизон. Но со временем, в связи с отходом дальше на юг границы Русского государства, крепость утратила своё значение, обветшала и полностью разрушилась.

От неё не осталось и следа. Стрельцы, пушкари, казаки были переведены в разряд однодворцев (всё их поместье состояло из одного двора, отсюда и название). Возникли новые органы местного управления. А мирные условия жизни способствовали росту города.

В 1784 году город получил первый генеральный план с регулярной планировкой. Что показательно, историческая планировочная структура той эпохи сохранилась и до наших времён. Обо всём этом гостям города с удовольствием расскажут в местном краеведческом музее.

МУЗЕЙ — ЭТО СЕРЬЁЗНО

Краеведческий музей в Обояни открыли в 1966 году. Первые 25 лет им занимались местные ветераны на общественных началах, а в 1991 году процесс активизировала 23-летняя курянка Валентина Довбняк, переехавшая в Обоянь к мужу.

Первым делом она смогла убедить обоянцев, что музей – это серьёзно.

За новыми экспонатами новая заведующая сначала пошла к родственникам мужа – в бывшем купеческом городе старинных вещей хватало.

И люди сами понесли экспонаты. Например, каменные топоры, которые местные жители порой откапывали на своих полях и огородах. Сейчас фонды музея насчитывают около пяти тысяч единиц хранения, его экспозиционная площадь составляет 159 квадратных метров.

В экспозиции музея отражена история обоянской земли с XVII века до дней сегодняшних. Представлены материалы о возникновении города Обояни, занимавшегося обороной южных границ Русского государства от нападений кочевников со стороны Дикого поля.

С городом Обоянью связана жизнь многих выдающихся, талантливых людей, например, академика Петрова – основоположника отечественной электротехники, известного русского актёра Щепкина, артиста Большого театра Нэлеппа. Им тоже уделено внимание и место в музейной экспозиции.

Примечательно, что музей имеет свой выставочный зал, в котором проходят выставки местных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, частных коллекционеров. Ежегодно Обоянский краеведческий музей посещают около шести тысяч человек.

КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ

Во время экскурсии вам обязательно расскажут и про Гражданскую войну. То время было ознаменовано в Обояни очень серьёзными боями красногвардейцев с корниловцами (названы так по имени генерала Лавра Корнилова, сторонника жёстких мер).

17 августа 1919 года корниловский ударный полк выбил красных из Обояни. Но уже 30 августа город был отбит большевиками.

13 сентября в ходе ожесточённых боёв белые вновь заняли Обоянь, а к концу сентября – всю губернию. Помещикам вернули изъятую у них землю.

В ночь на 20 ноября на реке Псёл были расстреляны первые борцы за советскую власть. Перед расстрелом им отрубили руки и ноги, выкололи глаза, некоторым вырвали внутренности. Их трупы были сброшены под лёд.

Но ситуация менялась быстро. После потери Курска белые отошли к Обояни. И 24 ноября полки латышской дивизии пытались взять Обоянь с ходу, но не удалось. Только 26 ноября красногвардейцы окончательно овладели Обоянью.
После взятия города из реки Псёл было извлечено 28 обезображенных тел. Их похоронили в северо-восточном углу площади Свободы (с 1924 года – парк Юных пионеров).

В 1923 году там был установлен памятник, а в 1972 году ещё один памятный знак появился на южной окраине города у реки Псёл.

Но кроме корниловцев обоянцам пришлось увидеть и отряды батьки Махно. Правда, они задержались здесь ненадолго.

ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ

«И Великая Отечественная война тоже не обошла Обоянь стороной. Обоянская земля выстрадала и познала сполна, что значит война: потеря близких людей, голод и холод, а ещё оккупация».

Так начинается статья учителя Обоянской школы №2 Натальи Вислоух. В ней автор просто и доступно рассказывает о том, как обоянская земля пережила годы Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 года положение на фронтах было тяжёлым. Фашисты захватили города Харьков и Белгород, их части приближались к Обояни. К концу октября были вывезены материальные ценности, продовольствие, скот, уничтожены хлебные склады, взорваны мосты.

11 ноября 1941 года немцы вошли в наш город. Из воспоминаний жительницы Натальи Дурневой: «Когда немецкие солдаты вошли в Обоянь, впереди шли каратели, которые без разбора расстреливали женщин, стариков. На улице Ленина для устрашения вешали местных жителей на деревьях».

Так действовала «новая власть» в течение долгих 15 месяцев оккупации. Красная Армия предприняла попытку освобождения Обояни в конце декабря 1941 – начале января 1942 года.

Советские пехотинцы наступали по пояс в снегу, под ураганным огнём противника. В ходе боев часть города, а также село Стрелецкое были освобождены. Местная жительница Варвара Гридасова вспоминала: «К нам в дом пришли красноармейцы и предупредили, чтобы мы спрятались в подвале, так как будет сильный бой. Мама слепила на скорую руку лепёшек из теста, забрала детей, а нас у неё тогда было пятеро (двое младших через несколько месяцев погибли), и вместе с другими соседями мы спрятались в большом подвале у одного из жителей села. Несколько дней и ночей мы сидели в подвале. Когда хотели пить, облизывали замороженные стены. Было очень страшно: всё рвалось и грохотало. Через несколько дней, когда наступила полная тишина, мы вышли наружу. Никого на улице не было. Тишина очень пугала. Страшно было встать в полный рост, и мы поползли к дому. Вокруг было много холмиков, засыпанных снегом, – оказалось, что это были трупы наших солдат».

10 января 1942 года наши войска вынужденно отступили, так как возникла угроза окружения. Местные жители, не боясь возможных последствий, забирали раненых в свои дома, а убитых ночами на санях увозили на кладбище и хоронили.

После этого враги ещё более ужесточили порядок в городе. Забирали людей целыми семьями и расстреливали, делая это показательно.

Но наступил февраль 1943 года. Войска армии генерал-лейтенанта Чибисова действовали против сил противника в обоянском направлении. Освобождение города было возложено в основном на стрелковую дивизию полковника Федоровского.

Немцы отчаянно оборонялись. В ночь на 18 февраля они взорвали мост через реку Псёл, а также часть городских построек и под прикрытием основных сил отошли в сторону Суджи.

Утром 19 февраля 1943 года город был полностью освобождён от немецко-фашистской оккупации.

СТАРЕЙШИЙ ХРАМ

Удивительно, но церкви, которыми славится Обоянь, сумели пережить войны. Например, обоянский храм Смоленской иконы Божией Матери является одним из старейших в Курской области. Он был заложен в честь столетия города Обояни и строился более полувека.

Эти стены помнят царских особ. Вначале храм посетила императрица Екатерина II. По легенде, она молилась всю ночь над телом покойного Потёмкина, которого везли через Обоянь.

А три десятка лет спустя под своды Смоленского храма занесли гроб её внука Александра I. Осенью 1825 года почившего царя также везли через Обоянь, а гроб оставили ночевать в лучшем храме города.

В 30-х годах XX века церковь была закрыта и полностью разграблена, её настоятель Пётр Григорьев расстрелян. Только в 1991 году храм передали епархии. Восстанавливали его всем миром.

«Начинали с нуля. Когда пришёл в храм, голуби летали, стёкла были все побиты…», – рассказывал журналистам настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери Георгий Дерканосов.

Весной 2019 года митрополит Курский и Рыльский Герман освятил обновлённый храм.

МЕСТО РАСКОЛА

Ещё одна православная жемчужина Обояни – собор Троицы Живоначальной. Старое здание не сохранилось: оно было построено в 1743 году и простояло примерно полтора столетия. Современный Свято-Троицкий собор начал строиться в 1890 году на средства горожан и купца Рябкина. Строительство было через восемь лет.

В 90-е годы прошлого столетия, когда старое время уже ушло, а новое не укрепилось, этот храм стал местом раздора. Дело в том, что на него претендовала Русская православная церковь за границей, которую представлял игумен Иоасаф (Шибаев).

В результате возникшей конфликтной ситуации на протяжении двух лет продолжалась борьба за храм между двумя общинами: в течение всего этого времени здание удерживалось сторонниками Иоасафа. Не станем утомлять читателя подробностями судебных и иных разбирательств, всё-таки это было уже давно и многое поменялось. В частности, РПЦ и РПЦЗ объединились.

Скажем только, что порой дело доходило и до стычек с ОМОН. Но в сентябре 1993 года Свято-Троицкий собор был возвращён Московскому патриархату.

ТУРИСТАМ НА ЗАМЕТКУ

Если вы надумаете посетить Обоянь, то предварительно советуем вам прочитать «Первый в мире путеводитель по Обояни», написанный Никитой Ароновым. Там много дельных и весёлых советов. Например, будучи в Обояни, туристу надлежит сделать несколько главных вещей.

Во-первых, прийти утром к рынку у Троицкого собора и купить обоянских яблок. Продают их прямо с грузовиков… Кстати, обоянцы считают свой город родиной сорта яблок «антоновка» (об этом можно прочитать в нашей публикации «Больше чем просто яблоко» в номере «Курской правды» за 21 октября 2022 года).

Во-вторых, путешественнику надо подняться к старой гостинице «Обоянь» в начале улицы Ленина и окинуть взглядом с крыльца долину речки Обоянки.

В-третьих, пройтись вечером по улице Ленина. В это время зажигаются декоративные фонари, а общественные пространства наполняются жизнью.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников

КСТАТИ

В России практически каждый населённый пункт имел ёмкую поэтическую характеристику. Про жителей Обояни говорили: «Обоянские – бога не боянские». Также известна поговорка: «Куда ни кинь, куда ни глянь, кругом родная Обоянь». В русской диалектологии известен «обоянский архаический диссимилятивный тип аканья» – один из нескольких типов аканья. Рядом исследователей он считался прародителем аканья в русском языке. А в комплиментах обоянским девушкам традиционно обыгрывается слово «обаятельная». Поскольку приём очевидный, древний и избитый, то требуется особая сноровка в том, чтобы его использовать. В свою очередь, обоянские девушки столько раз слышали о своём обаянии, что просто не могли не развить эту черту характера до совершенства. Обоянь упоминается и в произведениях искусства. Городу посвящён фельетон Антона Чехова «Холодной воды!». Обоянь также упоминается в повести Юрия Германа «Лапшин» и в фильме «Мой друг Иван Лапшин»: один из задержанных Лапшиным «вкалывал» в Обояни сезонником на скотобойне.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также