Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Репутацию мы сами себе сделали»

Газетный выпуск № 2023_087
21 июля 2023 13:56 Общество

Жизнь и мысли единственного в Черноземье цыгана-пастора

В деревне Брежнево Курского района привыкли говорить: «Наши цыгане – хорошие». Спасибо большой семье Бескоровайных и вере в Бога. Глава семьи Андрей – единственный в Черноземье цыган-проповедник. Уже много лет своим примером он доказывает – жить честно не только можно, но и нужно.

Журналисты навестили пастора и узнали, какой длины должна быть юбка у настоящей цыганки, кто может носить кольцо в ухе, во сколько лет нужно жениться и каково цыгану возделывать огород.

БРЕЖНЕВСКИЙ «ТАБОР»

– Говорят, цыгане самый плохой народ в мире, – начинает разговор наш собеседник. – Я не знаю… Репутацию мы сами себе сделали. А теперь это работает, наверное, против нас.

Андрей Бескоровайный – крупный темнолицый мужчина. Но назвать его бароном, как обычно именуют авторитетных цыган, язык не поворачивается. Говорит он спокойно, а пошутив, возвращается к теме веры. Да и большой дом не имеет ничего общего с представлениями о таборе: кругом порядок и чистота.

– Мы жили в соседней деревне, но там бугор, неудобно. Узнали, что здесь продают дом, сели с женой на телегу и поехали смотреть, – вспоминает Андрей Алексеевич. – Здесь вот сидел мужик, сосед. Он уже умер, Брежнев фамилия была. Я его спросил: «Деда, дом продаётся?» Он такой: «Не-не-не!» Это потом уже, когда я тут пожил, он мне всегда говорил: «Андрей, я всем рассказываю, что лучше цыган никого нет»!

На смех деда из комнаты выглядывают внуки. Сейчас с Андреем и его женой живут сын, невестка и трое их детей. И это – лишь малая часть большой семьи. Всего у Бескоровайного-старшего шестеро детей, из которых двое приёмных, и семеро внуков. Пока. Фотографии «новых младших» не успевают вешать на стену. У цыган именно такие семьи принято называть богатыми.

– Вот она какая – рыжая! В кого? – дед подкидывает на руках самую младшую внучку и со смехом добавляет: – Если её кто-то увидит, подумает, что мы её украли.

РАНО, НО БЕЗ ФАНАТИЗМА

Сам Андрей уже 35 лет как женат. Подобрала ему невесту мама, но насильно под венец никто не гнал.

– Я из армии пришёл, а мама у меня хитренькая женщина была, она мне невесту давно, видно, присмотрела. Ну и начала: «Посмотри! Посмотри!», – рассказывает глава семьи. – В итоге на какой-то вечеринке увидел, познакомился. Так и поженились.

Бескоровайный признаётся: традиция ранних браков и похищений у его народности, к сожалению, жива. Однако сегодня чаще молодёжь сбегает, выбрав себе пару.

– Когда человек женится рано, у него появляется какая-то забота, переживание за других. У нас нет вот этого – под венец, чтоб именно 18 лет исполнилось, – объясняет цыган.

Согласно традициям, нормальным считается взвешенный, оговорённый с родителями брак, которому предшествует сватовство. Так женился Андрей, так женились его сыновья и выходила замуж дочь. И таких цыганских семей уже много.

– Я выросла в семье, где не выдают замуж очень рано. Но, чтобы насильно отдавали, такого не помню, – рассказывает невестка Андрея по имени Летта. – У меня всё просто было: увиделись, познакомились, начали общение. Где-то год общались, решили быть вместе. Ну а потом уже родители познакомились, засватали. 12 лет я уже здесь живу.

УМЕТЬ ЧИТАТЬ — МАЛО!

Сейчас Летта всё время дома. Скучать не дают трое детей, хозяйство, огород и семейная группа «Шатрица». Пока мы в гостях, молодая мама исполняет со свёкром и мужем песни, а на кухне даёт мастер-класс по приготовлению традиционного цыганского блюда – канорэ. Жалеет об одном – образование получить не смогла.

– Я из многодетной семьи, нас пятеро было. Тяжело было, пришлось бросить школу после шестого класса. Да и времена тогда были – мало кто из цыган получал образование, – вздыхает молодая женщина. – Но братья мои в итоге отучились: работают, служат Отечеству. Сестра продавец уже много лет, а я до детей и в столовой работала, и в школе.

По словам хозяина дома, сейчас цыганских детей повсеместно отдают в школы. Старые времена, когда образование не считалось чем-то важным, уходят. В новых реалиях без него никуда.

– Люди начинают понимать, что без образования ты ничего не сможешь сделать. Дошло наконец, что трёх классов и умения читать мало, – рассуждает Андрей.

Одно остаётся незыблемо – воспитание. Цыганских детей учат почитать старших, независимо цыган перед ними или человек другой национальности.

ЦЫГАНЕ-АДВОКАТЫ И ЦЫГАНЕ-ВРАЧИ

На чай к Андрею забегают родственники – после того, как Бескоровайные осели и зарекомендовали себя в Брежнево, сюда переехала и родня. Хлопот это местным жителям не доставило – все новые соседи верующие, непьющие, работящие.

– Может, это удивительно будет, но сейчас есть и адвокаты-цыгане, есть врачи-цыгане. В основном простая работа: водители, строителей очень много, – объясняет Андрей. – Это раньше цыгане друг над другом подшучивали: как это, работать? А теперь работают поголовно.
Алексей и Рустам занимаются строительными и отделочными работами. Признаются: национальность добавляет сложности в налаживании рабочих контактов.

– У многих мнение такое, что цыгане не работают, только обманывают, воруют… Но мы немножко по-другому живём. Мы работаем, трудимся, ходим в церковь, – говорит Алексей Бескоровайный.

– И мы своим поведением, своей жизнью показываем, как надо жить, – поддерживает его Рустам Кульбаченко. – Так, на словах, вряд ли кому-то что-то можно доказать, убедить. Надо самому вести правильный образ жизни. Посмотрят со стороны и возьмут правильный, хороший пример.

ФИЛЬТРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ

Бремя «прошлых подвигов» целого народа откладывает отпечаток не только на работе. И если работодатели не хотят связываться с цыганами, то стражи правопорядка – напротив.

– Ещё пару лет назад на автовокзале невозможно было появиться. Берут, тянут в отдел. И там проводишь по полдня, – вздыхает глава семьи. – Постановление «Кармелита» мы это называли… Терпеть надо. Сказали, пошёл, сделал. Посадить же тебя не посадят. Не за что!
С другой стороны Бескоровайный отмечает – с каждым годом отношение к цыганам меняется. В частности, потому что меняются и сами цыгане. Уходят «вредные привычки», частично уходят традиции.

– Если какая-то свадьба, то мужчины за одним столом сидят, женщины – за другим. Но дома мы садимся пьём, кушаем вместе. Юбочка у женщины должна быть. И приличной длины. Но если на огороде работать, в брюках ей, конечно же, удобнее, но по дому как-то неприлично считается, – перечисляет пожилой цыган. – Раньше, если женщина себя плохо вела, её коротко стригли. Сейчас этого нет уже. А вот пьяного цыгана раньше нельзя было на улице увидеть, а теперь уже усугублять начали.

Кстати, серьга в ухе, которую любили художники и писатели «воткнуть» цыгану в ухо, положена не всем, а только барону. Это отличительный знак. Бароны до сих пор существуют. Как и таборы – так сейчас называют цыган, которые селятся в одном районе.

ЗОВ ДОРОГИ

Кроме привычного понятия табора, уходит и главная цыганская «фишка» – гадание.

– Раньше цыганам надо было зарабатывать на хлеб. И они приезжали, когда кочевали, заезжали. Первым делом что было? «Иди, красавица, я тебе погадаю», – рассуждает Андрей Николаевич. – У меня бабушка гадала, тёти были – гадали. Но в моей семье такого быть не может. У нас здесь царь – Господь, Христос.

Из всех своих родственников Андрей Бескоровайный первым причастился и исповедался. Теперь он пастор церкви «Дэвлэско Лав» и ездит по России, убеждая братьев по крови отказаться от преступного образа жизни, начать работать, возделывать землю.

Теперь и цыгане-огородники никого не удивят. Бескоровайные учились всему с нуля под присмотром и при поддержке соседей. Сложно было, зато своё. Теперь семья выращивает овощи, держит кур, иногда свиней и телят. Но главное украшение хозяйства – три лошади. Куда цыгане без лошадей?

– На Рождество раньше заводили лошадей в дом. Считалось, что после этого будет в доме счастье. А счастье, я вам скажу, от Господа. И только лишь от него! – смеётся Андрей.

Но даже осёдлый цыган остаётся цыганом. Зов крови никуда не деть.

Есть такая ностальгия по дороге. Хочется куда-то ехать, что-то делать, – вздыхает Андрей. – Но больше печалит, что самой истории нет, к сожалению. Истории цыган нет.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

– Наш курский край – родина для 140 народностей. Представители каждой из них вносят свой вклад в культуру, историю и традиции нашего региона, – говорит начальник главного Управления Министерства внутренней и молодёжной политики Курской области Александр Шаповалов. – Цыгане, как и представители других народностей, – полноценная часть нашего общества, на которую распространяются все законы. При губернаторе Курской области действует Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям, в который входят руководители общин, диаспор. На этой площадке обсуждаются вопросы взаимодействия между представителями разных народностей. Отмечу, что в нашей Курской области конфликтов на религиозной и национальной почве допущено не было.

Материал подготовлен
региональным информационным агентством «Курск»



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также