Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Небо – пухом

Газетный выпуск № 2023_101
24 августа 2023 13:40 Память

Поисковики открыли музей, посвящённый лётчикам, погибшим во время Курской битвы

В областном центре открылся музей авиации Курской битвы. Название определяет суть. В экспозиции – всё, что связано с использованием ВВС на Курской дуге. Создатели музея – бойцы поискового отряда «Курган».

На площади в 150 квадратных метров им удалось разместить фрагменты самолётов и рассказать истории лётчиков. Наш корреспондент побывала в музее и подробно рассказывает об экспонатах.

От Яка до «Аэрокобры»

Поисковый отряд «Курган» работает на полях Курской битвы с 1995 года. Почти за 30 лет его бойцы подняли останки 470 советских солдат и установили имена 67 из них. А последние три года поисковый отряд занимается подъёмом самолётов, которые были сбиты в курском небе во время войны.

Результаты работы впечатляют. Сегодня на счету поисковиков – 37 поднятых самолётов, найдены останки 24 пилотов, установлено 19 имен погибших. Чтобы отыскать самолёт, бойцы «Кургана» изучают архивные документы о предположительном месте падения, опрашивают местных жителей. Непосредственно для поиска используются глубинные металлоискатели.

Некоторые находки особенно впечатляют: в прошлом году поисковики работали в селе Ольховатка, после осмотра местности решили проверить огород, через который когда-то проходила линия фронта. Оказалось, что в толще земли лежали обломки советского самолёта-истребителя марки «Як», останки пилота и неразорвавшаяся 25-килограммовая авиабомба. Очевидно, истребитель использовался для штурмовки наземных позиций гитлеровцев.

– Мы стали находить самолёты даже по данным из немецких архивов, – рассказывает командир поискового отряда «Курган» Алексей Сотников. – Ориентируемся на доклады зенитчиков о том, что они сбили самолёт.

Идея создать музей авиации Курской битвы возникла два года назад. Тогда же поисковики на собственные средства начали кропотливую работу над экспозицией. Сейчас на площади в 150 квадратных метров разместились тысячи предметов как извлечённых поисковиками из земли, так и полученных в дар от родственников пилотов.

Среди экспонатов – обломки самолётов нескольких типов: от бомбардировщиков Пе-2 до истребителей марок «Аэрокобра», Ла-5, ЛаГГ-3, Як-1, Як-1Б, Як-7Б, самолётные двигатели, авиационные приборы и части парашютов. Отдельно стоит упомянуть авиационные шасси, которые восстановил в первоначальном виде боец «Кургана» Сергей Кудисов.

А ещё повсюду в музее размещены портреты лётчиков, погибших во время Курской битвы.

– Этим лётчикам и посвящён наш авиационный музей. На фотографиях, которые здесь представлены, – конкретные люди. Некоторых из них мы всё ещё ищем, – говорит Сотников. – Наш музей будет сохранять и увековечивать память о героях, рассказывать об условиях, в которых они сражались. Мы очень рады, что у нас есть возможность показать это всем.

«Саня, они видели лётчика!»

Центральный экспонат музея – частично обшитый каркас самолёта Як-1Б. Его подняли два года назад в селе 1-е Поныри. А вместе с ним – останки пилота 176-го истребительно-авиационного полка 283 ИАД, младшего лейтенанта Василия Колбаса. Он не вернулся из боя 8 июля 1943 года.

Это был третий день Курской битвы. Выполняя боевое задание, он обнаружил 6 немецких бомбардировщиков Ju-88 и атаковал их. Сбив три самолёта, Василий пошёл в новую атаку, но был встречен плотным огнём воздушных стрелков. Несколько очередей прошили Як. Лётчик погиб и был похоронен на своей малой родине в Минеральных Водах.

Что касается его самолёта, то от него осталось множество фрагментов деревянного корпуса и обломков разрушенного при падении двигателя водяного охлаждения, один поршень, масляный радиатор, магнето, бронеспинка. Самолёт упал фактически с полным боекомплектом. Его восстановлением в натуральную величину занялся боец поискового отряда «Курган» Александр Черных.

– Это первый из поднятых самолётов, – говорит Александр. – Я немного опоздал на его подъём. Ко мне подошёл Алексей Васильевич с чем-то в руках и говорит: «Саня, это приборы самолёта, они видели лётчика». И это так меня поразило, что я решил восстановить этот самолёт. Я в детстве собирал деревянные модели, в школе клеил их из пластмассы. На этом мои познания в авиастроении заканчивались.

Над реконструкцией Як-1Б Александр работал два года. Многое пришлось создавать с нуля.

– Я собрал этот самолёт для курян, для их потомков, чтобы воздать память лётчикам, не вернувшимся из полёта в Поныровском небе, – добавляет он.

Останки поднимали из болот

Среди лётчиков, чьи имена увековечены на стенах музея, – 21-летний Виталий Сельковский. Он не вернулся с боевого задания 2 июня 1943 года. Виталий был младшим лейтенантом, служил в 30-м Гвардейском истребительном авиаполку. Он летал на американском самолёте «Аэрокобра». На счету парня – 65 боевых вылетов, лично сбитых 3 самолёта противника и ещё 3 – в групповом бою.

Останки пилота и его самолёт нашли в Поныровском районе, однако установить имя Виталия по номеру двигателя не удалось. Помог отправленный на экспертизу фрагмент открытки, на котором прочитали фамилию пилота. Родственников героя нашли благодаря СМИ в Брянске.

Останки нескольких лётчиков и самолёта поисковики достали прямо из болота. О месте падения бомбардировщика Пе-2 «Кургану» рассказал местный житель деревни Дружовец ещё в 2013 году. Семь лет поисковики пытались подобраться к самолёту, но болото просто не пускало их. Только в 2020 году им удалось найти «Пешку» (так называли бомбардировщик сами пилоты) на глубине 8 метров. И там же – останки пяти членов экипажа. Среди них – Василий Шестёркин. Старший сержант, воздушный стрелок-радист 34-ю Ташкентского бомбардировочного авиационного полка погиб 17 июля 1943 года. Рядом с его портретом в музее авиации Курской битвы висит портрет его возлюбленной Марии.

– Они не успели пожениться до войны. Когда мы подняли лётчиков и рассказали об этом в СМИ, то к внучатой племяннице Василия обратилась женщина, которая рассказала, что её мама Мария когда-то была его невестой, – рассказал Алексей Сотников. – Именно она дала разрешение разместить портрет своей матери рядом с портретом Василия. Любовь вечна, всё пройдёт, сгниёт и заржавеет. А любовь не проходит.

Центральная фотография музея – лётчики 34-го Ташкентского бомбардировочного авиационного полка. Книгу о них собрала внучка другого погибшего пилота Константина Журбаева.

– Эта фотография сделана сразу после Курской битвы. Здесь все лётчики, которые остались в живых в августе 1943 года. Примерно половина полка, они все поместились на одной фотографии, – отметил Алексей Сотников.

И это лишь крупицы истории из музея авиации Курской битвы. Посетить музей можно по предварительной записи по телефону: 8-904-527-36-34.

Ирина СИДОРЕНКО
Фото автора



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также