Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Тяжело в учении: как подготовить ребёнка к возвращению в школу

Газетный выпуск № 2023_102

Педагоги и психологи дали советы по восстановлению режима после летних каникул

До нового учебного года – чуть больше недели. Готов ли ваш ребёнок к возвращению к учёбе психологически и как его подготовить так, чтобы у него появилось желание вернуться за школьную парту и получать новые знания?

Психологи рекомендуют в первую очередь возобновить привычный распорядок дня и поговорить с детьми о школе. Что нужно обсуждать с ребёнком и какие действия предпринять, чтобы ему было проще возобновить учёбу, – в материале «Известий».

Погрустить о каникулах

Фото: Global Look press/Guido Kirchner

Психологи Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой департамента здравоохранения Москвы Мария Ермакова и Светлана Залманова перечислили основные признаки психологической готовности ребёнка к новому учебному году. Это касается в большей степени первоклашек – важно понять, развиты ли у них мотивационный, волевой, коммуникативный, эмоциональный и познавательный навыки.

Детский психолог Екатерина Маденко сказала «Известиям», что готовность детей, которые уже ходят в школу не первый год, измеряется не «жаждой знаний» ребёнка, а в целом желанием встретиться с друзьями, пробежаться по коридорам и т.д.

– Понятие «готовность к обучению включает» физиологическую – состояние здоровья; психологическую – способности, реакции, характер; социальную – умение находить общий язык с другими; личную готовность – желание, – говорит она.
Важнее и другой вопрос: как после трёх месяцев каникул вернуть в рабочий режим ребёнка, который привык спать до 11 утра, заниматься своими делами и гулять с друзьями целый день?

Победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2017», психолог Елена Болдырева замечает, что есть достаточно большая категория детей, которые уже в конце августа с нетерпением ждут, когда начнётся школа, есть и те, кто скучает по учителям и самим урокам.

– Если же ребёнок не хочет в школу, важно выяснить причину, – сказала она «Известиям». – Бывает так, что он не хочет, скажем так, без особой причины – и мне кажется, что это тоже норма. Мы, например, взрослые люди, после отпуска тоже думаем: здорово было бы ещё недельку отдохнуть. У детей это работает точно так же.

В таких ситуациях она рекомендует побеседовать с детьми примерно такими словами: «Слушай, было бы здорово, если бы каникулы длились подольше. Мне жаль, что у тебя заканчиваются каникулы».

Понять причину нежелания идти в школу

Нежелание идти в школу может быть обусловлено куда более серьёзными причинами. Болдырева рассказывает, что часто на консультациях с родителями и детьми выясняется, что ребёнок не хочет идти в школу, потому что не сложились отношения с учителем или с одноклассниками. В этих вопросах ребёнку нужно помочь разобраться – возможно, обратившись к специалистам, если проблемы слишком глубоки.

Психолог АНО Родительский центр «Подсолнух» Елена Петрусенко говорит, что важно сначала сконцентрировать внимание не на том, чтобы открыть учебники и всё вспомнить, а на школьной атмосфере.

– Родителю важно понять: чем он может быть ребёнку полезен, чего ему не хватает, чтобы было комфортно учиться, – рассказала она «Известиям». – Родитель должен донести, что готов помогать ребёнку. Доверившись маме и папе, дети сразу могут вспомнить какие-то вещи, которые их окружают в школе. Например, выяснится: не хочет ходить в столовую, потому что там невкусно, – и вообще весь год не ел там, но не говорил об этом. Такие мелочи порой в текучке школьной жизни не проявляются.

Если у ребёнка есть трудности с конкретным предметом, это тоже нужно обсудить. Выяснить, идёт ли речь о том, что у ребёнка просто нет склонности к этому предмету, или у него возникает страх перед учителем, страх неудачи. Возможно, дело с атмосферой в классе у конкретного учителя.

– Родителю полезно незадолго до нового учебного года спросить у ребёнка: вспомни, какие предметы были в прошлом году, что вообще помнишь из школьной программы? – говорит Елена Петрусенко. – Но спрашивать он должен не как контролёр, а как фигура, которая помогает ребёнку. Родитель должен стать напарником, который тоже помнит, как в сентябре было сложно вернуться в школу, но может помочь с этим. Задача – не нагнетать, а поддерживать.

Как мотивировать младшеклассников

– Дети каждого возраста по-разному ориентированы на авторитет взрослого, – говорит Елена Петрусенко. – Младшеклассники больше встроены в систему, которую транслирует родитель: как родители зададут режим, на чём сфокусируют внимание, на то ребёнок и будет ориентироваться.

Кроме того, у младших школьников есть интерес к общению с другими детьми, говорит Петрусенко. Им важно поделиться своими впечатлениями, узнать, как прошли каникулы у одноклассников. Психолог Яна Власова говорит, что младшим школьникам за несколько недель до учёбы пора потихонечку напоминать, что скоро они пойдут в школу, встретятся с одноклассниками, будут делиться положительными эмоциями.

– Не нужно большой акцент делать на самой учёбе, это их просто пугает, – говорит Власова. – Важны положительные эмоции от встречи с одноклассниками или, например, с учителем, если ребёнок его любит.

Психолог-эксперт «Актион Образование» Александра Фокина призывает не запугивать детей, мотивируя это подготовкой к школе. В разговорах с младшими школьниками можно опираться на гордость за достижения.

Маленького ребёнка, говорит Фокина, можно заинтересовать школой с помощью игры – пусть оценивает игрушки, ставьте «пятёрки» учительским голосом за выполнение бытовых поручений. Вместе рассматривайте школьное имущество: желание обладать школьными вещами – пеналом, рюкзаком, строгой одеждой и т.д. – одна из составляющих готовности ребёнка к учёбе.

Как мотивировать среднешкольников

Для подростков от 10 до 14 лет очень ценно сообщество.

– И здесь важно, как он будет выглядеть, – говорит Елена Петрусенко. — Важно, с каким рюкзаком ребёнок пойдёт в школу, какие футболки он будет носить, в чём будет ходить на физкультуру. Сборы в школу будут готовить его психологически к новому учебному году.

Яна Власова также отмечает, что подростки любят сам ритуал: пойти 1 Сентября красивыми, с новыми рюкзаками. Когда же учёба начнётся, важно интересоваться у них чувствами и эмоциями – не как сходил в школу и какие получил оценки, а как прошёл твой день и что в нём было хорошего.

– Кроме того, нужно поговорить перед школой с ребёнком о его интересах, о том, что изменилось за лето, и чему он научился за это время, – продолжает Петрусенко. – Какую книжку прочитал, как научился плавать в бассейне. Можно вспомнить и о прошлом учебном годе, о его положительных событиях: ты получил пятёрку по математике, тебя хвалил учитель. Чтобы ребёнок чувствовал свою самооценку и знал, что её можно повышать в школе.

Как подготовить старшеклассника

А вот со старшими школьниками, считает Елена Петрусенко, уделить внимание важно самостоятельности ребёнка и проговорить с ним правила: ты будешь сам ходить на курсы; к тебе придёт репетитор и ты сам его оплатишь; если не хочешь, я не буду поднимать тебя в школу, но ты сам должен вовремя просыпаться.

– Ребёнку в этом возрасте важно, что его самостоятельность будет поддержана, – сказала она. – Нужно обсуждать с ним какие-то действия: во сколько мы с тобой встречаемся? Если нужно дать задание, нужно чётко оговорить сроки, но заложить на выполнение чуть больше времени, чтобы ребёнок успел ближе к сроку понять, что он «проваливается», и наверстать упущенное.

Психолог «Онлайн-школы №1» Кира Гольдштейн замечает, что нужно в общении с ребёнком найти мотивацию к учёбе, которая подходит лично ему.

– Одного ребёнка мотивирует будущая желанная профессия, другого – обещанное вознаграждение в конце года, третьего – интересные занятия, которые школьник посещает дополнительно, – сказала она.

Время режима

Все специалисты, опрошенные «Известиями», сходятся во мнении, что важнее всего перед школой вводить распорядок дня – и делать это нужно «уже вчера». Клинический психолог Олеся Иневская считает, что нужно установить школьный распорядок по крайней мере за 1-2 недели до начала учебного процесса, в том числе время приёма пищи и перекусов должны совпадать со школьным расписанием.

– Также обговорите с ребёнком, когда бы он хотел делать домашнее задание, – сказала она «Известиям». – Одним детям легче заниматься сразу после школы, другим нужен перерыв, и им лучше выполнять домашнее задание после ужина. Постарайтесь вовлечь своих детей в принятие этих решений: чем больше у детей чувства контроля, тем больше у них мотивации.

– Частая проблема при возобновлении учёбы – непонимание, за что взяться, с чего начать, – сказал создатель онлайн-школы ЕГЭLand Александр Филатов. – В этом случае составьте вместе с ребёнком комфортное расписание, в котором будут как школьные уроки, выполнение домашнего задания, так и кружки и отдых.

Сергей ГУРЬЯНОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также