Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Я так и не стал москвичом!»

Газетный выпуск № 2023_108
08 сентября 2023 12:19 Земляки

Перед большим концертом Владимира Винокура в Курске корреспондент «КП» пообщался со знаменитым земляком

В этом году Владимиру Винокуру исполнилось 75 лет. В августе Президент России Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. На прошлой неделе Владимир Натанович дал целую серию концертов в Курской области. Накануне одного из них юбиляр пообщался с журналистами. Кстати, произошло это в областном Дворце культуры, который носит его имя.

Лещенко завидует

Концерт Театра пародии Владимира Винокура в Курске продолжался два часа. На выступление пришла и вдова покойного брата артиста – Бориса Натановича.

– Алле Михайловне 86 лет, и она очень энергичная, – говорит Винокур. – Вчера мы с ней побывали везде, где мне хотелось бы. Видел я и роддом, где появился на свет (сейчас там медицинской колледж), и Монтажный техникум на улице Советской. А вот школу мою снесли. Она были на улице Ленина, рядом со стадионом «Динамо». Доехали до музучилища. Здесь я учился параллельно с учёбой в техникуме. Из Курска я уходил в армию. Во Дворце пионеров пел в хоре, потом стал солистом, а в 14 лет – лауреатом областного конкурса, и обком комсомола наградил меня поездкой в «Артек». И там мне ещё раз повезло – я снова победил в конкурсе. В то время в «Артек» приезжал наш первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Еле-еле я «выцыганил» фотографию: тогда ведь не было мобильных телефонов, смартфонов, мини-камер. Я выпросил у фотографа, подарив ему за это американский значок. Лагерь-то был международный… Короче, у меня есть фотография: мне вручают медаль, а совсем рядом сидит Юрий Гагарин.Вернулся тогда я в Курск – будто из космоса. Вообще, Курск – мой родной город. Да, я потом поехал покорять Москву, но всё равно остался курянином. Москвичом я так и не стал.

– Что ещё помните из раннего курского детства?

– На вопрос, как я учусь, мои педагоги отвечали: пятёрки, четвёрки, а русский и литература – шесть. Такой оценки не было, но я обязан был знать эти предметы: русский и литературу преподавала мама. Я перевёз родителей в Москву, чтобы они были ближе ко мне, ходили по театрам – они ведь были театралы. Но они всё равно скучали по Курску. Хотя мама родилась в городе Кривой Рог на Украине, а папа – в Белоруссии. Мама учила меня правильно писать и читать, а отец учил меня жизни. Говорил: «Не знаю, будешь ли ты петь, но пойди в строительный техникум и получи профессию. Поющий строитель – это классно».

– Говорят, ваши певческие таланты в детстве оценил легендарный Марк Бернес?

– Мне было 14 лет. Я жил в доме №9 на улице Горького. А рядом был сосед – тоже строитель. Тогда в Курск на гастроли приехал Бернес. На концерт я не попал – достать билеты было невозможно. И вдруг сосед открывает дверь: «Пойдём ко мне». Захожу. А там сам Бернес! Оказывается, они когда-то вместе учились. Сосед меня представил: «Это Вовка. Он петь начинает». Марк Наумович спрашивает: «А что ты, Володя, поёшь?» Я ответил: «Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны»… Я же был солистом во Дворце пионеров. Он попросил спеть. Я громко запел: «Хотят ли русские войны!». Марк Наумович удивился: «Чего ты орёшь? Они же не хотят войны! Знаешь, как надо?» И тихо спел – я всю жизнь это помню. Когда я служил в армии, в Москве, на стадионе «Динамо» был концерт в честь Дня Победы. Вижу – за кулисами с палочкой сидит Марк Бернес. Я подошёл: «Здравствуйте, я из Курска. Помните, меня представлял ваш друг, с которым вы вместе учились в техникуме. Я вам пел «Хотят ли русские войны?». Марк Наумович сказал: «Помню: ты не пел, а орал. Как у тебя?» Я ответил: «Все нормально, служу. Меня даже в армии взяли в ансамбль песни и пляски. Заканчиваю службу и поступаю в театральный институт на музыкальное отделение». Он говорит: «Дай Бог тебе! А я – в обратную сторону. Вот из больницы привезли. Сейчас спою песню новую, Ян Френкель написал. «Журавли» называется». А через год его не стало…

– Как вы относитесь к тому, что Дворцу культуры в Курске присвоено ваше имя?

– Для меня это большая честь. При жизни нечасто так бывает – назвать что-то именем артиста, который ещё «функционирует». Я собираюсь равняться на матушку – она прожила 96 лет. Мне и Надя Бабкина, и Юлия Николаевна Полетыкина, министр культуры Курской области, уже присылали фотографии Дворца. Лев Лещенко уже завидует и спрашивает, а есть ли Дворец культуры в селе Любимовка Большесолдатского района, где жили его родные.

– А ещё куряне каждый день слышат ваш голос – вы объявляете названия остановок в общественном транспорте…

– Да, получилось и смешно, и грустно. Раньше я ездил по этим дорогам как пассажир, а теперь как диктор.

Хочу выступить на Донбассе

– Как вас принимали земляки на концертах?

– Очень тепло. Полные залы! Конечно, время сейчас не самое весёлое, но люди хотят улыбаться. Поэтому наши старшие коллеги выезжали на фронт и в Великую Отечественную войну. Да и мы успели чуть-чуть: я был в Афганистане, в Чечне, в Сирии. Хочу выступить на Донбассе. Веду переговоры, но глава ДНР говорит, что пока опасно: нельзя допускать большого скопления людей.

– В Курской области тоже ведь прилёты случаются….

– Я верю в судьбу. В моей жизни было много случаев, когда решался вопрос, куда – туда или сюда, жизнь или смерть. Помню, мы с Львом Валериановичем выступали в Новороссийске, а потом должны были плыть на корабле в Сочи. На стадионе конферансье уже объявил, что «после концерта Лев Лещенко и Владимир Винокур садятся на знаменитый пароход «Нахимов». Но неожиданно Лев Валерианович вынужден был уехать на правительственный концерт во Дворец Съездов. Я решил: «Раз Льва нет, и я не поеду». А ночью произошла катастрофа: корабль потерпел крушение. Или однажды на съёмках «Аншлага» я почувствовал себя плохо. В Нижнем Новгороде обратился к врачу, а он сказал: всё будет нормально. Однако наш директор вызвал «скорую», мне сделали УЗИ, а через 15 минут – на операционный стол, иначе начался бы перитонит. Если бы я сел на корабль, к берегу бы пристать быстро мы уже не смогли, а на корабле операцию не сделать. Все знают, что в Германии я попадал в аварию: двое погибших, а меня разорвало как цыплёнка табака. Вновь повезло – меня спасли военные врачи.

Елена ГАМОВА, фото с официального сайта Курского областного дома народного творчества

 



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также